Слайд 1Научно-исследовательская деятельность на уроках математики.
Губанова
Наталья Николаевна
Слайд 2
Если хочешь воспитывать в детях смелость ума,
интерес к серьезной интеллектуальной
работе,
вселить в них радость творчества, то создавай такие условия,
чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли,
дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами.
Ш. А. Амонашвили.
Слайд 3Слово « project » (лат.) буквально переводится как «брошенный вперед»; то
есть проект является прототипом, прообразом некоего объекта или вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
Слайд 4Метод проектов- это обучение, при котором учащийся самым непосредственным образом включен
в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Слайд 5В педагогике под методом проектов понимается совокупность приемов, операций, которые помогают
овладеть определенной областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности.
Слайд 6 С методической точки зрения проектная деятельность учащихся представляет собой теоретическое
и практическое проблемно-ориентированное исследование, которое учащиеся проводят в учебных целях под научным руководством одного или нескольких преподавателей.
Слайд 7 Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную,
парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Слайд 8 В основе методов проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся,
умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения (поиск направления и методов решения проблемы); развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности. Этот подход ограничено сочетается с групповым подходом к обучению. Собственно обучение в сотрудничестве является как бы частью метода проектов.
Слайд 9Метод проектов позволяет:
-создавать устойчивую мотивацию обучающихся;
-развивать коммуникативные и организационные навыки работы
с информацией;
-совершенствовать и тренировать мыслительную деятельность личности.
Слайд 10Структура проекта:
выбор темы проекта;
определение места проекта в учебном планировании;
формулирование основополагающего вопроса
и проблемных вопросов учебной темы;
определение целей проекта;
формулирование методических задач;
выбор тем индивидуальных исследований школьников;
выдвижение гипотез;
формирование групп для проведения исследований;
обсуждение плана работы и источников информации;
самостоятельная работа обучающихся в группах и задание для каждого участника группы;
подготовка отчетов по заданиям;
защита полученных результатов;
выбор и утверждение критериев оценки.
Слайд 11Учебный проект как комплексный и многоцелевой
метод имеет большое количество видов и разновидностей:
-индивидуальные, групповые, коллективные;
-монопредметные (по одному предмету), межпредметные;
- краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
- информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные, ролевые.
Слайд 12Формы продуктов проектной деятельности.
web-сайт
видеофильм
выставка
газета или журнал
законопроект
игра
карта
коллекция
модель
мультимедийный продукт
оформление кабинета
пакет рекомендаций
праздник
сказка
справочник
учебное пособие и т.д.
Слайд 13Форма презентаций.
деловая игра
демонстрация видеофильма
диалог исторических
персонажей
игра с залом
научный доклад
реклама
соревнование
спектакль
экскурсия и т.д.
Слайд 14Основные требования к использованию метода проекта
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане
проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Слайд 15
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование
исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров презентаций и пр.)
Слайд 16В результате учебного проекта у учащихся вырабатываются умения:
сформулировать проблему;
поставить цель и спланировать деятельность;
самоанализа;
презентации своей деятельности и результатов;
поиска нужной информации;
практического применения знаний умений и навыков;
проведения исследования (анализа, синтеза, выдвижения гипотезы, детализации и обобщения).
Слайд 17Примеры мини - проектов
5 класс- «Опрос общественного мнения.pptx»
(цель: осмысление некоторых актуальных
для них вопросов образования)
5 класс – «Модель многогранников»многранники.ppt
(цель: выполнять развертки многогранников)
6 класс – «Великие математики» великие математики.ppt
(цель: изучение биографии великих математиков и их вклад в науку)
6 класс – «История счета» В лабиринте чисел.ppt
(цель: изучение систем исчисления)
Слайд 18Создание орнамента.
Ребята изучали различные орнаменты, особенности их построения. Продуктом данного проекта
явился орнамент, созданный по правилам осевой и центральной симметрии.
2. Шифрование рисунков.
При знакомстве детей с координатной плоскостью эффективно сработал проект «Передай шифровку». Учащимся необходимо было зашифровать рисунок, сообщить координаты коллегам по команде и получить ответ.
3. Создание картин из треугольников.
Слайд 194. Создание картин из кругов.
В результате работы над этими проектами ребята
индивидуально или в группах создали картины из фигур определенного вида, а затем рассчитали площадь затраченных материалов.
5. Диаграммы.
Продуктом данного проекта является представление различных статистических данных в диаграммах. Например: распределение количества уроков в шестых классах по дням недели, успеваемость в классе, время, затрачиваемое на выполнение домашней работы ,и другие.
Слайд 20 6. Ремонт пола в квартире.
Учащимся было предложено условно отремонтировать полы
в квартире.
Была оговорена приблизительная сумма средств, предложены различные материалы. Участникам проекта необходимо было обосновать выбор того или иного материала, а также составить смету затрат. Данный проект был реализован в теме площадь прямоугольника.
Слайд 21Независимо от типа проекта все они:
в определенной степени неповторимы и уникальны;
направлены на достижение конкретных целей;
ограничены во времени;
предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.
Слайд 22Учащиеся удерживают в памяти:
- 10% от того, что они
читают;
- 26% от того, что они слышат;
- 30% от того, что они видят;
- 50% от того, что они видят и слышат;
- 70% от того, что они обсуждают с другими;
- 80% от того, что основано на личном опыте;
- 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;
- 95% от того, чему они обучаются сами.