Слайд 1Методы и приемы работы со слабоуспевающими учащимися
Методическое совещание
Педагог-психолог Исмаилова А.Д.
Слайд 2Классификация неуспеваемости
( Славина Л.С.)
1 дети с неправильным отношением к учению;
2.дети,
с трудом усваивающие учебный материал;
3.дети, у которых не сформированы навыки учебной деятельности;
4.дети, у которых отсутствуют познавательные интересы
5.дети, не умеющие трудиться.
Слайд 3Причины неуспеваемости
(Бабанский Ю.К.)
Внутренние по отношению к школьнику
недостатки биологического развития (дефекты органов
чувств, особенности высшей нервной деятельности);
недостатки психологического развития (слабое развитие эмоциональной сферы, воли, отсутствие положительных мотивов, познавательных интересов);
недостатки воспитанности личности (недостатки в развитии моральных качеств, в отношениях к учителям, коллективу, семье).
Слайд 4Причины неуспеваемости
(Бабанский Ю.К.)
Внешние по отношению к школьнику:
недостатки образования личности (пробелы в
специальных знаниях и умениях, навыках учебного труда);
недостатки опыта влияния школы (недостатки процесса обучения, учебных пособий и т.д., воспитательных воздействий);
недостатки влияния внешкольной среды(влияние семьи, сверстников, культурно-производственного окружения)
Слайд 5Классификация неуспеваемости
(Гельмонт А.М.)
Глубокое общее отставание
Устойчивая
Эпизодическая
Слайд 6Глубокое общее отставание
Низкий уровень предшествующей подготовки (отсутствие преемственности, слабая база)
Неблагоприятные обстоятельства
(физические дефекты, болезни, плохие бытовые условия, отсутствие родительской заботы)
Низкий уровень умственного развития;
Недостатки воспитанности и личностные особенности (недисциплинированность, лень)
Слайд 7Устойчивая неуспеваесмость.
Недостатки подготовки на предшествующих этапах развития;
Недостаток интереса к изучаемым предметам;
Трудности
волевой регуляции.
Слайд 8Эпизодическая неуспеваемость
Непрочность знаний;
Слабый текущий контроль за успеваемостью
Недостаток методики преподавания (отсутствие учета
зоны актуального развития, индивидуального подхода, дифференциации)
Нерегулярность подготовки домашнего задания;
Неаккуратное посещение уроков.
Напряженность в межличностном взаимодействии (с учителем, одноклассниками, родителями)
Слайд 9Признаки отставания
ученик не может сказать, в чем заключается трудность;
не задает вопросов
по существу изучаемого материала;
не активен, отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, преодоление трудностей, напряжение мысли;
не может дать оценки своей работе, не контролирует себя;
не может воспроизвести основные понятия и определения.
Слайд 10Способы выявления причин неуспеваемости
Анализ обучающих самостоятельных работ;
Наблюдение за способами деятельности ученика
на уроке;
Беседа с учащимся по поводу возникших трудностей в усвоении материала.
Слайд 11Как чувствует себя ребенок в школе
Высокое желание учиться
Удовлетворенность общением с одноклассниками
Школьная
тревожность
Самооценка
Самочувствие
Слайд 12Приемы педагогической поддержки слабоуспевающих учеников
В процессе контроля за подготовленностью
учащихся:
создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;
снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;
предложения учащимся примерного плана ответа;
разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;
стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
Слайд 13Приемы педагогической поддержки слабоуспевающих учеников
При изложении нового материала:
применение мер поддержания интереса
к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала
привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
Слайд 14Приемы педагогической поддержки слабоуспевающих учеников
В ходе самостоятельной работы на уроке:
разбивка заданий
на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание;
напоминание приема и способа выполнения задания;
указание на необходимость актуализировать правило;
ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;
инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;
стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;
более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.
Слайд 15Приемы педагогической поддержки слабоуспевающих учеников
При организации самостоятельной работы:
выбор для групп
слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений;
более подробное объяснение последовательности выполнения задания;
предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.