Презентация, доклад на тему Методические основы решения задач нестандартным методом

Содержание

Бурный процесс реформирование системы образования вынуждает современную среднюю школу к поиску новых адекватных времени форм преподавания. Неизбежным в сложившейся ситуации является внедрение перспективных информационных технологий в структуру учебного процесса. Информационные технологии обучения с применением принципиально новых

Слайд 1Методические основы решения задач нестандартным методом ( обобщающий урок (2 ч.)для учащихся

11 класса)

Учитель Жулепова Н.М.

Методические основы решения задач нестандартным методом ( обобщающий урок (2 ч.)для учащихся 11 класса)Учитель Жулепова Н.М.

Слайд 2 Бурный процесс реформирование системы образования вынуждает современную среднюю школу к поиску

новых адекватных времени форм преподавания. Неизбежным в сложившейся ситуации является внедрение перспективных информационных технологий в структуру учебного процесса. Информационные технологии обучения с применением принципиально новых средств и методов обработки и представления данных, позволяют рационально организовать процесс обучения и, в сочетании с традиционной формой обучения, направлены на повышение темпа занятия и объема изучаемого материала. Все вышеперечисленные причины обосновывают целесообразность проведения предложенного ниже занятия с использованием Power Point презентации.
Бурный процесс реформирование системы образования вынуждает современную среднюю школу к поиску новых адекватных времени форм преподавания. Неизбежным

Слайд 3 Не каждое уравнение f(x)=g(x) в результате преобразований или с помощью удачной

замены переменной может быть сведено к уравнению того или иного стандартного вида, для которого существует определенный алгоритм решения. В таких случаях иногда оказывается полезным использовать некоторые свойства функций f(x) и g(x).
Так, если одна из функций убывает, а другая возрастает на промежутке Х, то уравнение f(x)=g(x) либо имеет один корень и тогда можно найти его хотя бы подбором, либо не имеет корней.
Не каждое уравнение f(x)=g(x) в результате преобразований или с помощью удачной замены переменной может быть сведено к

Слайд 4Например, для решения уравнения нет надобности

возводить обе части уравнения в квадрат. Достаточно заметить, что х = 3 – корень уравнения и других корней нет, поскольку левая часть уравнения – убывающая, а правая – возрастающая функции.






Например, для решения уравнения      нет надобности возводить обе части уравнения в квадрат.

Слайд 5Аналогично обстоит дело при решении неравенства

. Здесь при х = -2 левая и правая части равны, но поскольку левая часть – возрастающая, а правая – убывающая функция, то неравенству удовлетворяют значения х, которые меньше -2. С учетом области определения получаем ответ: -18 ≤ х < -2.

Если, далее, функция f(x) на промежутке Х ограничена сверху, причем , а функция g(x) ограничена снизу, причем , то уравнение f(x)=g(x) равносильно системе уравнений





Аналогично обстоит дело при решении неравенства

Слайд 6 Иногда для решения уравнения f(x)=g(x) полезно построить графики функций у =

f(x), у = g(x) и определить абсциссы точек их пересечения. Используются и другие неэлементарные приемы решения уравнений и неравенств, иногда с привлечением производных. Обо всем этом и идет речь в данной статье. Рассмотрим решение некоторых уравнений .
Иногда для решения уравнения f(x)=g(x) полезно построить графики функций у = f(x), у = g(x) и определить

Слайд 7Пример 1. Решите уравнение

. Решение. Построив графики функций







находим два корня уравнения:





Пример 1. Решите уравнение           . Решение. Построив

Слайд 8Пример 2. Решите уравнение Решение. Подбором находим, что уравнение имеет корень

х = 2. Так как в области определения уравнения, т.е. на отрезке [1;3], функция возрастает, а функция убывает, то других корней уравнение не имеет. Итак, х = 2 единственный корень уравнения.




Пример 2. Решите уравнение   Решение. Подбором находим, что уравнение имеет корень х = 2. Так

Слайд 9Пример 3. Решите уравнение
Решение. Положим . Тогда x=3t,

,и заданное уравнение можно переписать в виде
откуда Это уравнение имеет очевидный корень t = 2, но утверждать, как в предыдущем примере, что это единственный корень уравнения, мы не можем, ибо как левая, так и правая часть уравнения - возрастающая функция. Но если обе части уравнения разделить почленно на , то получим:








Пример 3. Решите уравнение Решение. Положим 	. Тогда x=3t,

Слайд 10 Теперь левая часть уравнения, т.е. показательная функция , убывает, а правая часть

уравнения, т.е. показательная функция ,
возрастает. Значит, t = 2 – единственный корень уравнения. Поскольку , то из уравнения находим х = 9 – единственный корень уравнения.



Теперь левая часть уравнения, т.е. показательная функция		, убывает, а правая часть уравнения, т.е. показательная функция , возрастает.

Слайд 11Пример 4. Решите уравнение
Решение. ОДЗ .

Выполнив преобразования,

получим . Замечаем, что это уравнение имеет корень х = 7. Докажем, что других корней нет.
Функция убывает. Если окажется, что функция возрастает в области определения заданного уравнения, т.е. на луче [5,3;+∞), то можно сделать вывод о том, что х = 7 единственный корень уравнения. Найдем производную функции .








Пример 4. Решите уравнение Решение. ОДЗ     . Выполнив преобразования, получим

Слайд 12Получим


Если х ≥ 5,3, то

, т.е. функция



возрастает на луче [5,3;+∞). Что и требовалось установить.
Итак, х = 7 – единственный корень.

Получим Если х ≥ 5,3, то       , т.е. функция возрастает на

Слайд 13Пример 5. Решите уравнение
Решение. Замечаем, что х= 1 – корень

уравнения. Но, как и в примере 4 утверждать, что это единственный корень уравнения, мы пока не можем, поскольку и функция , и функция возрастают в области определения уравнения (2), т.е. на луче . Если в примере 3 нам удалось преобразовать уравнение к такому виду, что одна часть представляла собой убывающую, а другая возрастающую функцию, то здесь нам этого не удается. Поступим по другому.





Пример 5. Решите уравнение Решение. Замечаем, что х= 1 – корень уравнения. Но, как и в примере

Слайд 14 Найдем производные функций
и вычислим значения производных в точке х =

1 (в точке пересечения графиков этих функций). Имеем


Т.к. , то графики функций и имеют общую касательную в точке (1;1). Но поскольку функция выпукла вниз, а функция выпукла вверх, то их графики расположены по разные стороны от общей касательной, а потому уравнение имеет только один корень. Итак, х = 1 – единственный корень уравнения.









Найдем производные функций 	и вычислим значения производных в точке х = 1 (в точке пересечения графиков этих

Слайд 15Нестандартные уравнения и неравенства.
Термин «нестандартная задача» имеет в методике математики много

толкований. Здесь к нестандартным мы относим уравнения и неравенства с двумя, тремя переменными, а также системы уравнений, в которых число уравнений меньше числа переменных. Разумеется, не всякое уравнение с двумя переменными можно отнести к нестандартным, например уравнение х + у = 5, имеющее своими решениями любые пары чисел, которые в сумме дают 5. Это уравнение настолько же просто, насколько неопределенно (бесконечное множество решений). Мы будем нестандартным считать такое уравнение с двумя, тремя переменными, которое после более или менее оригинальных рассуждений и преобразований приводится к вполне определенным решениям.
Нестандартные уравнения и неравенства.		Термин «нестандартная задача» имеет в методике математики много толкований. Здесь к нестандартным мы относим

Слайд 16Пример 6. Решите уравнение
Решение. Преобразуем выражение, стоящее в левой части

уравнения



Значит, заданное уравнение можно переписать в виде


Но сумма двух неотрицательных чисел равна нулю тогда и только тогда, когда каждое из них равно нулю. Значит, х = 3, а , т.е. у = 4.
Ответ: (3;4).


Пример 6. Решите уравнение Решение. Преобразуем выражение, стоящее в левой части уравненияЗначит, заданное уравнение можно переписать в

Слайд 17Пример 7. Решите уравнение
Решение. Преобразовав данное уравнение путем выделения полного

квадрата, получим


Рассуждая, как в предыдущем примере, приходим к системе
тригонометрических уравнений

Положив , получим систему






Пример 7. Решите уравнение Решение. Преобразовав данное уравнение путем выделения полного квадрата, получим Рассуждая, как в предыдущем

Слайд 18Откуда находим

Из первой системы получим

Из второй

Ответ:

Откуда находим Из первой системы получим Из второй Ответ:

Слайд 19Пример 8. Решите уравнение .
Решение. ОДЗ x>0. Решим это уравнение относительно





Для первого уравнения совокупности, имеем


Пример 8. Решите уравнение .Решение. ОДЗ x>0. Решим это уравнение относительно Для первого уравнения совокупности, имеем

Слайд 20Для решения второго уравнения совокупности в одной системе координат построим графики

функций и .












Тогда
Ответ: {3;9}





Для решения второго уравнения совокупности в одной системе координат построим графики функций		   и

Слайд 21Пример 9. Решите уравнение .
Решение. Воспользуемся свойством среднего арифметического и среднего

геометрического трёх неотрицательных чисел

причем равенство выполняется, если а=b=c.
Итак, введём обозначение


Но, по условию задачи, среднее геометрическое
значит, уравнение возможно, если (т.к. а=b=c)

или
Ответ:








Пример 9. Решите уравнение .	Решение. Воспользуемся свойством среднего арифметического и среднего геометрического трёх неотрицательных чисел

Слайд 22Пример 10. Найдите количество целых чисел, принадлежащих множеству значений функции
Решение.

Т.к. , то множество значений этой суммы является промежуток тогда
следовательно вся дробь

Если мы прологарифмируем выражение по основанию то
, т.е.
В этом отрезке содержится пять целых чисел.
Ответ: 5.









Пример 10. Найдите количество целых чисел, принадлежащих множеству значений функции Решение. Т.к.				, то множество значений этой суммы

Слайд 23Задачи для самостоятельного решения.
1. Решите уравнение
Ответ: -2.
2.Решите неравенство
, где символом

[a] обозначает целую часть числа а.
Ответ:

3. Решите уравнение
Ответ: 1.





{-2; 1}


Задачи для самостоятельного решения.1. Решите уравнение Ответ: -2.2.Решите неравенство, где символом [a] обозначает целую часть числа а.Ответ:3.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть