Презентация, доклад на тему Метапредметный подход на уроках математики как средство повышения результатов образования

Содержание

«Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»

Слайд 1Метапредметный подход на уроках математики как средство повышения результатов образования
Федорцова

Наталья Ивановна,
учитель математики МБОУ СОШ № 43

Метапредметный подход на уроках математики как средство повышения результатов образования

Метапредметный подход на уроках математики как средство повышения результатов образования

Метапредметный подход на уроках математики как средство повышения результатов образования Федорцова Наталья Ивановна, учитель математики МБОУ СОШ

Слайд 2
«Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание

личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»


«Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном,

Слайд 3
«Школа должна в первую очередь учить
детей мыслить — причем, всех

детей, без
всякого исключения, несмотря на разное
имущественное и социальное положение
семей, а также наследственных задатков
детей»
В. В. Давыдов


«Школа должна в первую очередь учитьдетей мыслить — причем, всех детей, безвсякого исключения, несмотря на разноеимущественное

Слайд 4XXI век - век рефлексивных форм
знания и новые требования к

учителю

Это время, когда мало быть
погруженным в «свой» предмет, необходимо знать особенности его устройства, прорывные зоны развития и методы конфигурирования с другими типами знаний.

Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы
немножко полипредметником, метапредметником,
способным преодолеть взаимное отчуждение учебных предметов.

В качестве одного из вариантов решения был разработан метапредметный тип интеграции,связанный в первую очередь с разработкой нового содержания образования
XXI век - век рефлексивных форм знания и новые требования к учителюЭто время, когда мало быть

Слайд 5 Новые требования к профессиональной успешности
Необходимо знать особенности устройства своего предмета, методы

его конфигурирования с другими предметами и зоны его прорывного развития.

Роль педагога заключается в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового, культурно обогащая окружение ребёнка. Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания.
Новые требования к профессиональной успешности Необходимо знать особенности устройства своего предмета, методы его конфигурирования с другими

Слайд 6Немного истории
Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все

это отражено в Основных положениях единой трудовой школы и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в России, сбросить с корабля современности то, что напоминало прежние порядки. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени – самой младшей – с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также знаменито тем, что тогда школа, по сути, отказалась от традиционных учебников, заменяя их рассыпными. В 1930 году был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное и межпредметное обучение.
Немного истории Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в Основных положениях единой

Слайд 7Немного истории
На практике часто очень сложно провести четкую грань между

метапредметным и межпредметным подходами. «Мета» - «над», «всеобщее», «интегрирующее», а «Меж» - «близко к тому и к другому», «в смеси с чем-то». Очевидно, что в определении этих двух понятий прослеживаются различия.
Система образования старается идти в ногу со временем, меняться быстрыми темпами. Это является требованием современного информационного общества, которое развивается ускоренными темпами. Такого роста развития технологий общество не знало никогда. Поэтому, перед школой стоит труднейшая задача – готовить своих питомцев к такой жизни, о которой она сама ещё не имеет представления. Миссией современного образования становится не столько усвоение готовых знаний, сколько обеспечение его познавательным, общекультурным, личностным развитием, сформированностью у учащихся умения учиться. Это и является главной сутью новых образовательных стандартов.
Немного истории На практике часто очень сложно провести четкую грань между метапредметным и межпредметным подходами. «Мета» -

Слайд 8Метапредметный подход
Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда ученик

воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни. Используя такой подход, школа способна сформировать у ребёнка представление о дисциплине, как о системе знаний о мире, выраженном в числах (математика),
телах (физика), веществах (химия) и т.д.

Метапредметный подход Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания,

Слайд 9Метапредметный подход
Метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а так

же обеспечить преемственность всех ступеней образования.

Это требования второго поколения образовательных стандартов

Метапредметный подход Метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а так же обеспечить преемственность всех ступеней образования.

Слайд 10Метапредметные результаты обучения раскрываются через предметные умения и универсальные учебные действия.

В соответствии с ФГОС НОО они выстраиваются по позициям:

1) соответствие полученного результата поставленной учебной задаче:
– «удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;
– выбор и использование целесообразных способов действий;
– определение рациональности (нерациональности) способа действия;
2) планирование, контроль и оценка учебных действий, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:
– составление плана пересказа учебно-познавательного текста;
– контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной);
– адекватная самооценка выполненной работы;
– восстановление нарушенной последовательности учебных действий;
3) использование знаково-символических средств представления
информации:
– чтение схем, таблиц, диаграмм;
– представление информации в схематическом виде;

Метапредметные результаты обучения раскрываются через предметные умения и универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС НОО они

Слайд 11Метапредметные результаты обучения раскрываются через предметные умения и универсальные учебные действия.

В соответствии с ФГОС НОО они выстраиваются по позициям:

4) овладение логическими действиями и умстенными операциями:
– выделение признака для группировки объектов, определение существенного признак а, лежащего в основе классификации;
– установление причинно-следственных связей;
– сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации;
– использование базовых предметных и метапредметных (число, вид, форма, время, схема, таблица и др.) понятий для характеристики объектов окружающего мира;
5) решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий:
– осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
– составление текстов различных типов (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение);
– выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;
6) смысловое чтение:
– овладение навыками смыслового чтения текстов различных типов и жанров в соответствии с целями и задачами;
– нахождение в тексте необходимой информации;
– определение основной мысли прочитанного текста;
7) различные способы поиск а информации:
– использование словарей, справочников, энциклопедий, ресурсов Интернета для нахождения необходимой информации, поиск значения слова (термина, понятия);
– «чтение» информации, представленной разными способами (рисунок, схема, текст, таблица и др.).

Метапредметные результаты обучения раскрываются через предметные умения и универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС НОО они

Слайд 12 Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей в

метапредметном направлении:

формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности

Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей в метапредметном направлении: формирование представлений о

Слайд 13Метапредметные уроки
На метапредметном уроке осуществляется интеграция математики с историей, астрономией, географией,

экономикой, музыкой, биологией, физикой, философией… Это позволяет многогранно, рассмотреть многие важные явления, связать уроки математики с жизнью, показать богатство и сложность окружающего мира.

Учителю метапредметный урок позволяет воспитывать у ребят охоту к целенаправленному преодолению трудностей на пути познания.

Новые функции педагога определяются необходимостью
чётко представлять структуру учебной деятельности и
свои действия на каждом этапе от возникновения
замысла до полного его осуществления.
Метапредметные урокиНа метапредметном уроке осуществляется интеграция математики с историей, астрономией, географией, экономикой, музыкой, биологией, физикой, философией… Это

Слайд 14 Метапредметный урок – это урок, на котором:
школьники учатся общим

приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;
ученик промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием
обеспечивается целостность представлений ученика
об окружающем мире как необходимый и закономерный
результат его познания.
Метапредметный урок – это урок, на котором: школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы,

Слайд 15 Признаки метапредметного урока

Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся

Рефлексия, перевод

теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов.

Активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого ученика.

Использование образовательных технологий:
-технология совместного обучения;
-технология исследовательской деятельности;
-проектная деятельность;
-игровая технология.
Признаки метапредметного урока Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихсяРефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость

Слайд 16 Метапредметные умения:
Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;

Умение устанавливать

причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять цели и роли участников;

Умение находить в различных источниках информацию;

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

Умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

Умение планировать и осуществлять деятельность,
направленную на развитие учебно-познавательной
компетентности
Метапредметные умения: Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;Умение устанавливать причинно – следственные связи,

Слайд 17На метапредметном уроке присутствует
- формирование целостности картины мира;

проблемный и исследовательский подход;

познание

в сравнении;
развитие монологической речи,коммуникативных навыков;
"научение" на примере, работа по алгоритму,но с выходом на метапредметность;
моделирование;
умение черпать информацию из всего.
На метапредметном уроке присутствует- формирование целостности картины мира;проблемный и исследовательский подход;познание в сравнении;развитие монологической речи,коммуникативных навыков;

Слайд 18Метапредметные цели урока
Регулятивные: учить ставить учебные задачи; планировать свои действия в

соответствии поставленной задачей; осуществлять контроль по результату.
Познавательные: осуществлять анализ при поиске информации; устанавливать причинно-следственные связи; учить аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Коммуникативные: учить работать в команде; учить строить диалог с партнером; договариваться и приходить к общему решению проблемы.
Личностные: формирование учебно- познавательной
мотивации.
Метапредметные цели урокаРегулятивные: учить ставить учебные задачи; планировать свои действия в соответствии поставленной задачей; осуществлять контроль по

Слайд 19 Требования к заданиям на уроке
Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.

Задания

должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности
Требования к заданиям на уроке Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.Задания должны предполагать необходимость комплексного

Слайд 20 Требование к учителю
Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию,

которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
Добиваться от учеников аргументированных ответов.
Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
Чётко и точно формулировать задание.
Способность к импровизации.
Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
Учитель не актёр, а режиссёр!
Требование к учителю Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике,

Слайд 21Обычный учебный материал в метапредметном варианте:

Это означает, что в форме метапредмета обычный

учебный материал переорганизуется в соответствии:
с логикой развития базовой организованности деятельности и
мыследеятельности (знания, знака, проблемы, задачи и др.),
которая надпредметна и носит универсальный характер
(отсюда и название метапредметов — метапредмет «Знание»,
метапредмет «Знак», метапредмет «Проблема», метапредмет
«Задача»; метапредмет «Смысл», метапредмет «Ситуация»,
«Пространство и время», «Рисунок и схема», «Знание - незнание»,
«Модель - способ», «Порядок и хаос» и т.д.
а также обычный учебный материал можно переорганизовать
в соответствии с логикой формирования определенных
способностей, позволяющих работать с той или другой
организованностью.
Обычный учебный материал в метапредметном варианте:Это означает, что в форме метапредмета обычный учебный материал переорганизуется в соответствии:

Слайд 22ВИДЫ МЕТАПРЕДМЕТОВ:
«Знание»

«Знак»

«Проблема»

«Задача»

«Мироведение»
«Смысл»

«Ситуация»

«Схема»

«Идеализация»
В разработке

ВИДЫ МЕТАПРЕДМЕТОВ:«Знание»«Знак»«Проблема»«Задача»«Мироведение»«Смысл»«Ситуация»«Схема»«Идеализация»В разработке

Слайд 23Метапредмет «ЗНАНИЕ»
В рамках этого метапредмета формируется свой блок способностей. К их

числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний), идеализационную способность (способность строить идеализации)
Метапредмет «ЗНАНИЕ» В рамках этого метапредмета формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать

Слайд 24Метапредмет «ЗНАК»
В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они

учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.

Метапредмет «ЗНАК»В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то,

Слайд 25Метапредмет «Проблема»
обеспечивает как развитие способности мышления, так и развитие личности (субъектности)

учащегося, поскольку при попадании в проблемную ситуацию человек не только анализирует ее мыслительно, но и обязательно вырабатывает свою собственную точку зрения по вопросу, порождающему проблему. Появление своей точки зрения в проблемной ситуации и превращение ее в позицию представляет собой процесс самоопределения.
Метапредмет «Проблема»обеспечивает как развитие способности мышления, так и развитие личности (субъектности) учащегося, поскольку при попадании в проблемную

Слайд 26Метапредмет «ЗАДАЧА»
На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач

и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
Метапредмет «ЗАДАЧА»На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении

Слайд 27Метапредмет «Мироведение»
Как устроен мир? Какова связь природы и культуры? Что такое

пространство и время? Подобные вопросы составляют основу учебного метапредмета — интегрированного развивающего курса «Мироведение», в котором предлагается особый тип образования, соединяющий гуманитарные и естественнонаучные способы познания.
Метапредмет «Мироведение»Как устроен мир? Какова связь природы и культуры? Что такое пространство и время? Подобные вопросы составляют

Слайд 28Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности

по отношению к предметности.

Ученик узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале.
Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительо двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия.

Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности.

Слайд 29Метапредмет - учебный предмет нового типа,
в основе которого лежит

мыследеятельностный
тип интеграции учебного материала.
Метапредметы - это новая образовательная
форма, которая выстраивается поверх
традиционных учебных предметов, это учебный
предмет нового типа, в основе которого лежит
мыследеятельностный тип интеграции
учебного материала, каковыми являются
метазнание, метаспособы, метадеятельность.
Метапредмет - учебный предмет нового типа,  в основе которого лежит мыследеятельностный  тип интеграции учебного материала.Метапредметы

Слайд 30Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет

сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.

Метапредметность выступает как условие целостности познания.

Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и

Слайд 31
“…ребёнок черпает то, что ему доступно,
и теми средствами, которыми он

владеет,
поэтому, чем культурно богаче окружение
ребёнка, тем больше он создаёт стимулов
к овладению более сложными
культурными средствами
и позволяет ему шире использовать
это окружение”.

П.П.Болонский

“…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение

Слайд 32 Результат метапредметного обучения
метапредметные результаты
образовательной деятельности -
способы деятельности, применимые как
в рамках образовательного

процесса,
так и при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях, освоенные
обучающимися на базе одного, нескольких
или всех учебных
предметов.
Результат метапредметного обучения метапредметные результатыобразовательной деятельности -способы деятельности, применимые какв рамках образовательного процесса,так и при решении

Слайд 33В А Ж Н О !
«Жизнь на уроке должна стать подлинной. 
Сделать

ее такой – задача каждого из нас»

В А Ж Н О !

Мы должны передавать
учащимся не просто знания, а
способы работы со знаниями.


В А Ж Н О !«Жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача каждого из

Слайд 34Спасибо!

Спасибо!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть