Слайд 1Технологическая
карта урока
как новый вид методической
продукции
Технологическая
карта урока
как
новый вид методической
продукции
Метапредметные
технологии на уроках математики
Кутелёва Татьяна Валентиновна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №5»
г.о. Электросталь
высшая квалификационная категория
Слайд 2Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому и я научусь.
Конфуций
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Слайд 4
Метапредметные технологии
Познавательные
Регулятивные Коммуникативные
Функции универсальных учебных действий:
обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Слайд 5 Математика – царица всех
наук.
Математика является одним из самых основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике, способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Слайд 6 Формирование и развитие УУД на уроках математики возможно
при соблюдении следующих условий:
а) Целостность и системность организации образовательного процесса.
б) Учет возрастных, психологических особенностей учащихся.
в) Правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока.
г) Продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы.
д) Использование проблемно-исследовательской технологии.
Слайд 7В преподавании математики системно-деятельностный подход требует формирования практических умений применения теории.
Позиция учителя математики должна быть такова: к классу не с ответом, а с вопросом. Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, оценивать математические понятия, создавать математические модели, т.е. владеть теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике. Другими словами – познавать мир.
Слайд 8Для формирования УУД в соответствии с ФГОС в свои уроки включаю
разные виды деятельности. Для того, чтобы замотивировать учащихся, создать эмоциональный настрой, вызвать интерес к учебному материалу, подготовить обучающихся к предстоящей деятельности, применяю занимательные элементы, задания на смекалку, логику, развитие памяти, внимания. Главное «захватить» внимание учащихся. В этом мне помогают средства ИКТ.
Можно предложить следующие виды заданий:
«найди отличия»;
«на что похоже?»;
поиск лишнего;
«лабиринты»;
упорядочивание;
«цепочки»;
хитроумные решения;
составление схем-опор;
работа с разного вида таблицами.
Слайд 9Когда дети поступают в первый класс многие уже могут считать, решать
выражения, но не могут писать, поэтому предлагаю следующую игру «Скоросчёт» Эта работа вызывает у детей положительные эмоции, интерес к работе, мотивирует учащихся на дальнейшую работу.
4, 5, 6 – значение выражений, которые нужно получить.
Ребята просчитывают каждое выражение в строчке, и как только получается заданный ответ, они рисуют фигурку «Грибок», если больше нет в этой строчке выражений с данным ответом, они переходят ко второй.
Итог:
Дополнительное задание
5
2
3
6
Слайд 10 Математический диктант. 2 класс.
1. Узнайте скорость черепахи: произведение
чисел 15 и 3 уменьшить на результат площади квадрата со стороной 5см, а полученный результат уменьшить на число, в котором 1 десяток и 4 единицы.
2.Бабушка связала 12 варежек. Сколько внуков получат варежки? Сколько варежек бабушка связала на левую руку?
Слайд 11В третьем и в четвёртом классе предлагаю детям математический диктант повышенной
трудности, познакомив их сначала с алгоритмом работы.
Алгоритм работы.
1.Найди результаты №1, №2.
2.Напиши решение к №3, №4, №5.
3.Вставь ответы в окошки выражения по порядку.
4.Расставь порядок действий.
5.Реши выражение.
Математический диктант.
1.Напиши число в котором
4тыс. 6дес. 9ед.
2. Найди сумму разрядных слагаемых
2000+100+70+6
3.Из произведения чисел 10 и 5 вычесть их частное.
4.Найди периметр прямоугольника, если длина равна12см, а ширина в 2раза меньше.
5.Найди сторону квадрата, если периметр равен 36см
Эта работа обобщает широкий круг знаний, выявляет способных учеников, используется дифференцированный подход, мотивирует учащихся на дальнейшую работу.
УУД: умение структурировать знания, создание алгоритмов деятельности, развивает логическое мышление, мотивирует учащихся на дальнейшую работу.
Слайд 12 В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал
обучающимся. В результате создания проблемной ситуации и ведения проблемного диалога, учащиеся сами формулируют образовательную цель урока. Таким образом, учащиеся приобретают навыки целеполагания и планирования дальнейшей деятельности.
Слайд 13 Примеры:
Что можно узнать: на 4 дисках находится 32 файла; 20кг
яблок в 2 корзинах; на 3 пальто пошло 12 метров. Над каким типом задач мы сегодня будем работать? (задачи на приведение к единице)
У меня в руке яблоко. Я разделила его поровну 2 ученикам. Сколько получил каждый? (половину яблока, ½ часть яблока) По какой теме будем работать? Чему должны научиться? (находить части и записывать дроби)
Слайд 14Практическая работа. На партах лежат полоски бумаги. Найдите путём сгибания четвёртую
часть этой полоски. Покажите эту часть. Измерьте её. Как вы можете узнать длину всей полоски? (5 Х 4). Сформулируйте тему нашего урока. Чему мы должны научиться? (нахождение целого по его части 1/4= 5 см 5 х 4 = 20 (см)
На доске изображена схема к задаче. Составьте задачу по схеме. Что нужно узнать, рассуждая математическом языком? (найти 2 часть) Над каким типом задач мы будем работать? (задачи на нахождение неизвестной части)
УУД: целеполагание, планирование, работа со схемой, элементы исследовательской деятельности, создание алгоритмов действия.
Слайд 15Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать мышление у
всех учеников.
Решение и объяснение составных задач – эта одна из сложных дидактических проблем по изучению математики. Сложность заключается в том, что от ученика требуются не только знания каких- то алгоритмов решения, но прежде всего умение рассуждать, видеть зависимость между данными, т.е. требуются логические рассуждения. Однако логика не самая сильная сторона ученика. Многие дети не готовы воспринимать сложную информацию, объяснение учителя на слух и в этом случае приходит на помощь учителю схема. Именно схема помогает объяснить то, что сложно объяснить и помогает ученику понять то, что сложно понять. В основе всех задач на сложение и вычитание лежат отношения данных как частей к целому. Значит, нужно научить детей видеть это соотношение, понимать его и использовать при решении задач.
№1
№2
№3
Слайд 16Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить
их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа. Она может осуществляться как в небольших группах, так и в парах:
Например:
Работа в группах.
Перед вами лежат геометрические фигуры. Найдите среди них прямоугольники и докажите, что это прямоугольники по 3 признакам (прямые углы, противоположные стороны равны, 4 стороны)
О каких фигурах пойдёт речь? (о прямоугольниках) На предыдущем уроке мы учились находить периметр прямоугольника. В каждой группе выберите «Учителя», который ещё раз объяснит, как найти периметр. Потом другой ученик принимает роль «учителя».
Задача.
Из посёлка Озерки вышел турист со скоростью 4 км/ч, а ему навстречу из посёлка Перовка вышел другой турист со скоростью 5км/ч. Расстояние между посёлками было27км. Через сколько часов встретятся туристы?
Составить схему. Какой тип задачи? (задача на встречное движение)
Кто из ребят будет «учителем» и задаст вопросы по условию задачи?
Ученик: – Что известно в задаче? (скорость 1 туриста, скорость 2 туриста, расстояние)
– Что неизвестно в задаче? (время)
Учитель:
- По какой формуле нужно найти время? (Время = Расстояние : Скорость)
– Расстояние известно, а как найти скорость? (4 +5)
– Как называется такая скорость в задачах на встречное движение? ( скорость сближения)
– Составьте алгоритм решения.
Дальше предлагается каждой паре составить аналогичную задачу с использованием чисел 7, 34, 10. При проверке один ученик озвучивает условие задачи, другой – решение.
УУД: творческий подход к решению задачи, выделение существенных признаков, составление алгоритма решения, составление схемы, самоконтроль, принятие условий игры.
Слайд 18Интересна и многогранна работа с геометрическим материалом.
Работа в парах или
индивидуально.
Задача.
Длина прямоугольника 8см, а ширина в 2 раза меньше. Найти периметр и площадь прямоугольника.
С этой задачей справятся все ребята, а сильным предлагается работа в которой надо по периметру предложить варианты сторон прямоугольника и исследовать, если при условии периметр одинаковый у прямоугольников, то будут ли одинаковые их площади.
а= а= а=
в= в= в=
Р=24см Р=24см Р=24см
S= S= S=
Эта исследовательская работа, развивает мышление и речь учащихся, показывает вариативность мышления, раскрывает одарённых детей по математике.
.
Слайд 19Работу в парах часто использую при решении задач на сравнение (на
сколько? во сколько раз?) ребята создают модели из геометрических фигур, кубиков, клеточек.
Работа в парах, группах, игры (распределение ролей, очерёдности), взаимопроверка (оценивание себя и партнёра), составление заданий партнёру, отзыв на работу товарища, умение формулировать вопросы - это формирование коммуникативных навыков, умений. Общаюсь, обсуждаю, сотрудничаю, оцениваю себя и партнёра. Дети обучаются разным способам получения и обработки информации, приобретают коммуникативные навыки «учатся обучая»
УУД: развитие речевой деятельности, формирование навыков сотрудничества, умение договариваться, приходить к общему мнению в совместной деятельности, создание алгоритмов деятельности, умение строить схемы и моделировать, постановка и формулирование проблемы.
Слайд 20 Активные методы подведение итогов
урока.
Для обобщения результатов деятельности включаю этап рефлексии. Дети оценивают свою деятельность, активность на уроке по различным критериям либо в баллах, либо ставят себе оценку (самооценку) или условными знаками.
Цель: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
В результате этой деятельности, обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!
Слайд 21Таким образом, идеальный тип человека современности и ближайшего будущего — это
самостоятельный, предприимчивый, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, работать в команде.
Можно накормить голодного рыбой,
А можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам.
Слайд 23Использование источников:
27082015155659.jpg 1976849.jpg p_23969_1_gallerybig.jpg skachatkartinki.ru shagdo.ru www.liveinternet.ru Интернет-ресурсы