Слайд 1Титульный лист
ФИО студентов: Никонов Артем Арсентьевич; Рыжманов Дмитрий Александрович
Название ОУ:
ГБПОУ СО “Серовский металлургический техникум”
Профессия: 23.01.09 Машинист локомотива
Руководитель: Колесникова Татьяна Васильевна, преподаватель математики
Слайд 2План презентации:
Общая характеристика профессии
Математика и железнодорожный транспорт:
математика и железнодорожный путь
математика и
искусственные сооружения
математика и подвижной состав железных дорог
Расчетные задачи, решаемые машинистом локомотива:
расчет длины поезда
расчет тормозного пути поезда
Заключение
Слайд 3Общая характеристика профессии
Помощник машиниста локомотива — работник железнодорожного транспорта, входящий в состав локомотивной бригады.
Относится к категории технических исполнителей и в своей трудовой деятельности подчиняется непосредственно машинисту. Местом работы данного специалиста являются все виды поездов разных сообщений и назначения (грузовые, пассажирские, электровозы и т.д.).
Слайд 4Математика и Железная дорога
Слайд 5Математика и железнодорожный путь
План железнодорожной линии проектируют в виде сочетания прямолинейных
участков и кривых, а продольный профиль – в виде горизонтальных участков, называемых площадками, и наклонных, именуемых уклонами
Слайд 6 Измерив хорду АВ и стрелку СО, можно записать:
если АВ =
S и СD = h, то
R=
Слайд 7Математика и искусственные сооружения
Крымский мост
Искусственные сооружения устраиваются при пересечении железнодорожными линиями рек, каналов, дорог и других препятствий. К ним относятся мосты, путепроводы, виадуки, эстакады, тоннели, галереи, трубы и др.
Мостом называется искусственное сооружение, устраиваемое над водным пространством. Мост состоит из пролетных строений, являющихся основанием для пути, и опор, поддерживающих пролетные строения.
В арочных мостах несущая конструкция пролётного строения выполняется либо по круговой кривой, либо по параболической кривой.
В архитектуре чаще встречаются сооружения и конструкции, в основе которых лежит парабола, оси которой направлены вниз. Именно такая её форма сочетает в себе геометрическую красоту и механическую приспособленность к напряжениям и деформациям, вызываемым весом сооружений, именно это ее свойство привлекало и сейчас привлекает архитекторов использовать данную функцию при строительстве мостов и различный арок.
Слайд 8Виадук
Виадук– мостовое сооружение большой протяженности и на высоких опорах при пересечении
дороги с оврагами, ущельями, болотистыми долинами рек. Постепенное нарастание высоты опор (в некоторых случаев – и размера пролетов) отличает виадук от эстакады.
Параболические арки Наибольшая прочность у параболических арок. Параболические арки силы распора передают на опорные стены практически полностью, и это обеспечивает их крепость. Пример параболической конструкции и готический декор арки на фото
Слайд 10Расчет длины поезда
Длина поезда, зависящая от веса и параметров вагонов (длина,
осность, грузоподъемность), не должна превышать полезной длины приемоотправочных путей станции. На установку поезда учитывается допуск, принимаемый равным 10 м
где lс,lл– длина состава и локомотива соответственно, м.
Длина локомотива 2ТЭ10М равна 34 м.
Длина состава определяется количеством вагонов и их длиной:
где ni,li– число вагонов определенного типа и длина одного вагона этой группы.
По формуле:
Подставляем полученное значение в формулу:
Полученную длину поезда по формуле необходимо сравнить с заданным значением длины станционных приемоотправочных путей lпо.п=1200:
Полученная длина поезда не превышает полезной длины приемоотправочных путей станции, т.к. 841,2<1200.
Слайд 11Расчет тормозного пути поезда при экстренном торможении
При расчетах тормозной путь поезда
принимаем равным сумме подготовительного и действительного путей торможения, м, по формуле (4.7): Sт=Sп+Sд (4.7)
Подготовительный тормозной путь Sп, м, определяем по формуле (4.8): Sп=0,278Vmaxtп, (4.8)
где Vmax– скорость поезда в начале торможения (максимальная), км/ч;
tп– время подготовки тормозов к действию, с.
Vmax=70 км/ч.
При расчетах tп для грузового поезда до 300 осей принимаем формулу (4.9):
где iс– приведенный уклон,0/00;
bm– удельная тормозная сила поезда при максимальной скорости, кгс/тс.
iс=80/00
Для уклона в выражении (4.9) берётся знак «+».
При экстренном торможении в формулу (4.9)подставляем bm=48,78 кгс/тс:
При служебном торможении в формулу (4.9) подставляем 0,8bm=39,024 кгс/тс:
Слайд 12Подставляем полученные значения в формулу (4.8). Для экстренного торможения
Sп=0,278×70×12,15=236,44 м
Для служебного
торможения: Sп=0,278×70×13,756=247,142 м
Суммарный действительный тормозной путь (определяем по интервалам в 10 км/ч,
таблица 4.1), м, определяем по формуле (4.10):
Рассчитаем действительный тормозной путь для первого интервала (0–10) км/ч при
экстренном торможении:
Аналогично рассчитывается действительный тормозной путь при экстренном и при служебном торможениях для всех остальных интервалов.
Суммарный действительный тормозной путь при экстренном торможении
рассчитывается как сумма полученных результатов по формуле (4.10):
Суммарный действительный тормозной путь при служебном торможении
рассчитывается как сумма полученных результатов по формуле (4.10):
Полученные значения подставляем в формулу (4.7). Для экстренного торможения:
Sт=236,44+415,62=652,06 м
Для служебного торможения:
Sт=247,142+534,383=781,525 м
Слайд 13График зависимости полного тормозного пути от скорости
Sт1 – график зависимости полного
тормозного пути от скорости движения при экстренном торможении;
Sт2 – график зависимости полного тормозного пути от скорости движения при полном служебном торможении
Слайд 14Заключение
Овладение практически любой профессией, в том числе профессией «машинист локомотива» требует
обширных знаний в области математики. Умение решать задачи практического и прикладного характера востребовано для общества, так как рыночные отношения требуют грамотных и квалифицированных специалистов.
Работая над этим исследованием, мы поняли, что математика необходима в нашей профессии. Машинист должен уметь рассчитывать тормозной путь, время в пути, время прибытия и т.д. То есть без точных расчетов и без математики — никуда!
В результате проведённого исследования мы пришли к выводу: для того, чтобы овладеть профессией «машинист локомотива», необходимо знать математику.
Слайд 15
Список литературы
А.В. Смольянинов, О.В. Черепов «Общий курс железнодорожного транспорта» Екатеринбург:
Издательство УрГУПС, 2013 г.
http://открытыйурок.рф/статьи/633749/
https://infourok.ru/vistuplenie-na-nauchnoprakticheskoy-konferencii-po-teme-chelovekmatematikazheleznaya-doroga-1172527.html
https://ppt-online.org/29245
http://nauka-it.ru/attachments/article/1349/kudryashova_nb_vologda_konf13.pdf
http://www.rgo-sib.ru/book/kniga/204.htm
https://studfiles.net/preview/2894087/page:7/