Презентация, доклад на тему Математические парадоксы и софизмы

Содержание

Цель: изучить данную тему Задачи:Дать определение понятиям «софизм» и «парадоксы»; узнать, в чем их отличие. Классифицировать различные виды софизмов и парадоксов.Понять, как найти в них ошибку.

Слайд 1Математические парадоксы и софизмы
Работу выполнил
Ученик 10 а класса
МОУ «СОШ№61»
Сегеда Михаил
Руководитель:


Учитель математики
Виноградова С.А.

Математические парадоксы и софизмыРаботу выполнил Ученик 10 а классаМОУ «СОШ№61»Сегеда МихаилРуководитель: Учитель математики Виноградова С.А.

Слайд 2
Цель: изучить данную тему
Задачи:
Дать определение понятиям «софизм» и «парадоксы»; узнать,

в чем их отличие.
Классифицировать различные виды софизмов и парадоксов.
Понять, как найти в них ошибку.
Цель: изучить данную тему Задачи:Дать определение понятиям «софизм» и «парадоксы»; узнать, в чем их отличие. Классифицировать

Слайд 3Математический софизм – удивительное утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные, а

подчас и довольно тонкие ошибки.
Особенно часто в софизмах выполняют "запрещенные" действия или не учитываются условия применимости теорем, формул и правил.

Математические софизмы

Софизм- формально кажущееся правильным, но по существу ложное умозаключение, основанное на неправильном подборе исходных положений (словарь Ожегова)

Математический софизм – удивительное утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные, а подчас и довольно тонкие ошибки. Особенно

Слайд 4 Парадокс (греч. "пара" - "против", "докса" - "мнение") близок к софизму.

Но от него он отличается тем, что это не преднамеренно полученный противоречивый результат.
Парадокс - странное, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу (словарь Ожегова).

Математический парадокс – высказывание, которое может быть доказано и как истинна, и как ложь.



Парадоксы

Парадокс (греч.

Слайд 5 В Греции софистами называли и простых ораторов-

философов-учителей, задачей которых было научить своих учеников «мыслить, говорить и делать».
Их задачей обычно было научить убедительно защитить любую точку зрения.
Парадоксы были типичными способами постановки вопроса в античном мышлении. За свою историю математика испытала три сильнейших потрясения, три кризиса, которые касались ее основ. И все три сопровождались обнаружением парадоксов.

А теперь немного истории…

В Греции софистами называли и простых ораторов- философов-учителей, задачей которых было научить своих

Слайд 6арифметические
геометрические
алгебраические

В своей работе я рассмотрел
много математических софизмов
и сейчас приведу примеры
некоторых из

них.
арифметическиегеометрическиеалгебраическиеВ своей работе я рассмотрелмного математических софизмови сейчас приведу примерынекоторых из них.

Слайд 7Алгебраические софизмы.

Алгебра — один из больших разделов математики,

принадлежащий наряду с арифметикой и геометрией к числу старейших ветвей этой науки. Алгебраические софизмы – намеренно скрытые ошибки в уравнениях и числовых выражениях.
Алгебраические софизмы.  Алгебра — один из больших разделов математики, принадлежащий наряду с арифметикой и геометрией к

Слайд 9 «Уравнение x-a=0 не имеет корней»
Дано уравнение x-a=0. Разделив

обе части этого уравнения на x-a, получим, что 1=0. Поскольку это равенство неверное, то это означает, что исходное уравнение не имеет корней.
Где ошибка?
Поскольку x=a – корень уравнения, то, разделив на выражение x-a обе его части, мы потеряли этот корень и поэтому получили неверное равенство 1=0.

«Уравнение x-a=0 не имеет корней»  Дано уравнение x-a=0. Разделив обе части этого уравнения на

Слайд 10   «Все числа равны между собой»
.
возьмём

числа a < b,
тогда существует такое c > 0, что: a + c = b
умножим обе части на (a − b), имеем: (a + c)(a − b) = b(a − b)
a2 + ca − ab − cb = ba − b2
cb переносим вправо, имеем:
a2 + ca − ab = ba − b2 + cb
a(a + c − b) = b(a − b + c) отсюда a = b
Где ошибка?
По определению : a + c = b
Значит, a + c − b = 0
И выражение a(a + c − b) = b(a + c − b)
Тождественно a ∙ 0 = b ∙ 0.

   «Все числа равны между собой»   . возьмём числа  a

Слайд 11
Арифметика - (греч. arithmetika, от arithmys — число), наука о

числах, в первую очередь о натуральных (целых положительных) числах и (рациональных) дробях, и действиях над ними. Так что же такое арифметические софизмы?
Арифметические софизмы – это числовые выражения, имеющие неточность или ошибку, не заметную с первого взгляда.



Арифметика - (греч. arithmetika, от arithmys — число), наука о числах,

Слайд 12 «Дважды два - пять»
Напишем тождество 4:4=5:5.
Вынесем

из каждой части тождества общие
множители за скобки, получаем: 4(1:1)=5(1:1) или
Так как 1:1=1, то сократим и получим

Где ошибка?
Ошибка сделана при вынесении общих множителей 4 из левой части и 5 из правой. Действительно, 4:4=1:1, но 4:4≠4(1:1).


«Дважды два - пять» Напишем тождество 4:4=5:5.  Вынесем из каждой части тождества общие множители

Слайд 13 «Пять равно шести»
Возьмем тождество 35+10-45=42+12-54.

В каждой части вынесем за скобки общий множитель:
5(7+2-9)=6(7+2-9).
Теперь, получим, что 5=6.
Где ошибка?
Ошибка допущена при делении верного равенства 5(7+2-9)=6(7+2-9) на число
7+2-9, равное 0. Этого нельзя делать.
Любое равенство можно делить только на число, отличное от 0.

«Пять равно шести»  Возьмем тождество 35+10-45=42+12-54.  В каждой части вынесем за

Слайд 14 «Один рубль не равен ста копейкам»
Известно, что любые

два равенства можно перемножить почленно, не нарушая при этом равенства, т. е.если
а = b и c = d, то ac = bd.
Применим это положение к двум очевидным равенствам: 1 рубль = 100 копейкам и
10 рублей = 1000 копеек
Перемножая эти равенства почленно, получим
10 рублей = 100 000 копеек
и разделив последнее равенство на 10, получим, что
1 рубль = 10 000 копеек
Таким образом,
один рубль не равен ста копейкам.


«Один рубль не равен ста копейкам»  Известно, что любые два равенства можно перемножить почленно,

Слайд 15«Один рубль не равен ста копейкам»
Где ошибка?
Ошибка, допущенная в этом

софизме, состоит в нарушении правила действий с именованными величинами: все действия, совершаемые над величинами, необходимо совершать также и над их размерностями.
«Один рубль не равен ста копейкам»Где ошибка? Ошибка, допущенная в этом софизме, состоит в нарушении правила действий

Слайд 16Геометрические софизмы

Это умозаключения

или рассуждения, обосновывающие какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или противоречивое утверждение, связанное с геометрическими фигурами и действиями над ними


Геометрические софизмы       Это умозаключения или рассуждения, обосновывающие какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд

Слайд 17
.

«Катет равен гипотенузе»

.«Катет равен гипотенузе»

Слайд 18
 
«Все треугольники равнобедренные»
.


       «Все треугольники равнобедренные» .

Слайд 19 «Через точку на прямую можно опустить два перпендикуляра»

«Через точку на прямую можно опустить два перпендикуляра»

Слайд 20 Задача о треугольнике

Задача о треугольнике

Слайд 21 Парадокс «Разность квадратов»
1) а²-а² = а²-а² -

имеем равенство
2) а(а-а) = (а+а)(а-а) – в первой части вынесем общий множитель за скобки, а во второй воспользуемся формулой
3) а = а+а – сократим на общий множитель (а-а)
4) а = 2а.

Парадокс «Разность квадратов»1) а²-а² = а²-а² - имеем равенство2) а(а-а) = (а+а)(а-а) –

Слайд 22Парадокс «Закономерность»
Какое число следующее?
1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21,

34, 55, 89, ...

Ответ: 144, т.к.
данный ряд является числами Фибоначчи, где каждое число – сумма двух предыдущих.


Парадокс «Закономерность»Какое число следующее?1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, ...Ответ: 144, т.к.данный

Слайд 23Заключение
Я познакомился с увлекательной темой, узнал много нового, научился

решать задачки на софизмы, находить в них ошибку, разбираться в парадоксах.
Тема моей работы далеко не исчерпана. Я рассмотрел лишь некоторые, самые известные примеры софизмов и парадоксов. На самом деле их намного больше.
Развитая логика мышления поможет не только в решении каких-нибудь математических задач, но еще может пригодиться в жизни.

Заключение  Я познакомился с увлекательной темой, узнал много нового, научился решать задачки на софизмы, находить в

Слайд 24Литература
1. Lietzman W.  Wo steckt der Fehler? Mathematische Trugschlüsse

und Warnzeichen. – Leipzig? 1952  2. Аменицкий Н. Математические развлечения и любопытные приемы мышления. – М., 1912 3. Богомолов С. А. Актуальная бесконечность. – М.; Л., 1934 4. Больцано Б.  Парадоксы бесконечного. – Одесса, 1911 5. Брадис В. М., Харчева А. К. Ошибки в математических рассуждениях. – М., 1938 6. Горячев Д. Н., Воронец А. М. Задачи, вопросы и софизмы для любителей математики. – М., 1903  7. Литцман В., Трир Ф. Где ошибка? – СПб., 1919 8. Лямин А. А.  Математические парадоксы и интересные задачи. – М., 1911 9.  Мадера А.Г., Мадера Д.А. Математические софизмы. – М.: Просвещение, 2003   10. Обреимов В. И. Математические софизмы. – 2-е изд. – СПб., 1889.
Литература     1. Lietzman W.  Wo steckt der Fehler? Mathematische Trugschlüsse und Warnzeichen. –

Слайд 25 Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть