Слайд 1Личностно-ориентированный подход в развитии интеллектуального потенциала учащихся.
Слайд 2Введение
Жил- был мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что
мудрец знает далеко не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». (Притча)
Слайд 3Необходимым условием успешного обучения математики является заинтересованность ученика в процессе познания,
стремление к успеху, осознание необходимости обучения
Слайд 4Актуальность личностно- ориентированного обучения
На современном этапе развития общества перед
школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное, интеллектуальное, творческое развитие учащихся. Современная школа ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно-ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка.
Слайд 5Выбор проблемы обусловлен рядом факторов
- актуальность концепции личностно - ориентированного образования
не вызывает сомнений;
- современное образование – это личностно ориентированное образование, основанное на учёте результатов диагностики индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка;
-развитие личности является основной целью личностно ориентированного образования
Слайд 6
Цель:
1. заинтересовать каждого учащегося
математикой и обеспечить его
развитие в
условиях атмосферы взаимопонимания и
сотрудничества;
2. развить индивидуальные познавательные
способности каждого ребенка;
3. помочь личности познать себя;
самореализоваться и самоопределиться;
4. развить творческий потенциал учащихся.
Слайд 7Принцип свободы выбора
Готовность учащихся к выбору.
Стимулирование учащихся к
выбору
Аргументация своего выбора
Успешность деятельности
Защищенность школьника от собственных ошибок
Оценка результатов решения выбранного варианта.
2. Принцип открытости.
3. Принцип деятельности.
4. Принцип обратной связи.
Принципы личностно - ориентированного обучения
Слайд 8Методологические основы организации личностно-ориентированного урока
Личностно- ориентированный урок в отличие от традиционного
в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика.
2. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к
активному творчеству, иным становится его мышление:
рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и
характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в
том, что учитель должен не только давать знания, но и
создавать оптимальные условия для развития личности
учащихся.
Слайд 9
Традиционное обучение
Учитель-учебник-ученик
Ориентировано на среднего ученика.
Усвоение и воспроизведение
знаний, умений и навыков.
Личностно-ориентированное обучение
Ученик-учебник-учитель
Развитие и саморазвитие личности ученика.
Формирование критического мышления, ценностных ориентаций.
Личностное становление и самоопределение.
Слайд 11Этапы личностно ориентированного урока
Этап целеполагания
Этап актуализации субъектного опыта
Этап
изучения нового материала
Этап применения знаний
Этап проверки знаний
Этап “Домашнее задание”
Этап «Рефлексия»
Слайд 12
Памятка
Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью
Создание положительного эмоционального настроя
на работу всех учеников в ходе урока.
Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
Использование проблемных творческих заданий.
Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Слайд 14 Как научить каждого,
ведь они такие разные ?!!!
Слайд 15ГИПОТЕЗА
Если в основу обучения математике положить личностно-ориентированный подход к ученикам
и на основе этого рассматривать и применять формы и методы дифференцированного обучения, то это позволит повысить качество знаний учащихся.
Слайд 16Дифференцированное обучение не цель, а условие и средство развития индивидуальности
Слайд 17Группа «А» - отличается медлительностью умственных действий, у них пробелы в
знаниях программного материала, самостоятельно с трудом решают по образцу и алгоритму, могут решить задачи в один – два шага, решение более сложных задач начинают со слепых проб, не умеют вести целенаправленный поиск решения, не могут найти связи между данными и искомыми величинами, часто пропускают обоснование гипотез, не видят существенных зависимостей и ключевых моментов в решении задач.
Группа «В» - имеют достаточные знания программного материала, активно их применяют на практике, решая задачи базового и среднего уровня. Затрудняются при переходе к решению задач нового типа, но, овладев методами их решения, справляются с решением аналогичных задач; не справляются самостоятельно с решением сложных (нетиповых) задач.
Группа «С» - интересуются предметом, могут, читая учебник, сами разобраться в теории и применить ее на практике. Решают задачи продвинутого уровня. Могут сводить сложную задачу к цепочке простых подзадач, выдвигать и обосновывать гипотезы в процессе поиска решения задач, переносить прежние знания в новые условия. Эти учащиеся быстро и легко обобщают методы решения классов однородных задач, отчетливо выделяют ключевую подзадачу в решенной, могут сформулировать ее в ходе поиска решения самостоятельно или с небольшой помощью учителя, находят несколько способов решения одной задачи.
Слайд 18Дифференциация обучения «+»
Слабые учащиеся охотно принимают участие в обсуждении заданий ,
повышается интерес,
создается благоприятный психологический климат,
учащиеся испытывают чувство удовлетворения, после каждого решенного задания, чувство успеха,
происходит повышение познавательной активности,
растет уверенность в своих силах, нет чувства страха перед новыми заданиями,
рискуют попробовать свои силы в незнакомой ситуации,
берутся за решение задач более высокого уровня.
активизация мыслительной деятельности,
положительная мотивация к учебе.
Слайд 19Разноуровневый подход
Дифференцированный подход
Индивидуальный подход
Субъективно- личностный подход
Подходы
личностно-ориентированного обучения
Слайд 20Мои педагогические заповеди:
1. Творчество.
2. Самостоятельная деятельность учащихся.
3. Наглядность на каждый
урок.
4. Выделение главного в теме.
5. Разминка или игровой момент — творческая пауза урока.
6. Развитие чувства реальности, связь теории с жизнью.
Слайд 21Урок - исследование
на тему: «Решение логарифметических уравнений» в 11 кл.
Слайд 24Урок –исследование
«Сумма градусных мер углов треугольника»
Слайд 25Внеклассная работа по предмету
«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать
случаев делать его немного занимательным». Французский учёный
О. Паскаль
Слайд 29Использование исторического материала
Слайд 31Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра
– это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Слайд 32 Личностно ориентированный подход в обучении – это важнейший принцип
воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучение по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышение качества и развития каждого ученика.
Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей. Но успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, умственные возможности и познавательные особенности ученика, а также созданы оптимальные условия для овладения ЗУН, развития способностей.
Слайд 33Сегодня каждый учитель использует дифференцированный подход в своей работе. Ведь именно
такой подход способствует психологическому комфорту ученика в школе, формирует у него чувство уважения к себе и к окружающим людям, вырабатывает ответственность к принятию решений.
Умение учителя найти подход к каждому ученику иногда отражается не только на учебе, но и на судьбах отдельных учеников.
«… разных детей и учить надо по-разному,
потому что каждый по-своему воспринимает информацию”
Гарднер