Слайд 1Общедидактические методы обучения не изобретаются, не конструируются, а
выводятся как следствие объективных
свойств содержания образования и способов его усвоения.
Всего методов обучения пять:
1) информационно-рецептивный,
2) репродуктивный,
3) проблемного изложения,
4) эвристический,
5) исследовательский.
Слайд 2Социальный опыт
- это совокупность деятельностей, накопленных человечеством в процессе познания объективного
мира, т.е. в результате его "распредмечивания". Социальный опыт, будучи аналогом содержания образования,
Слайд 3 представляет собой систему четырех видов содержания:
знаний о природе, обществе, технике,
человеке и способах деятельности;
опыта осуществления способов деятельности, т.е. реализации знаний о них;
опыта творческой деятельности;
опыта эмоционально-чувственного отношения к миру и его объектам. Поэтому и содержание образования состоит из тех же взаимосвязанных элементов.
Слайд 4Деятельность учителя в обучении, с одной стороны, обусловлена целью
обучения (содержанием образования),
закономерностями усвоения и характером познавательной деятельности учащихся,
а с другой - сама обуславливает деятельность учения, реализацию закономерностей усвоения и результат усвоения.
Слайд 5Повысить эффективность -- это значит с меньшими затратами сил достичь больших
результатов.
Обеспечить образование и развитие всему подрастающему поколению можно за счет постоянного повышения эффективности обучения.
Слайд 6Дать законченное среднее образование всему подрастающему поколению -- такую задачу решают
в настоящее время все типы средних учебных заведений. Сама постановка этого вопроса является новаторской, революционной.
Она опровергает сложившееся веками и продолжающее бытовать убеждение в том, что не все учащиеся могут получить образование в установленные сроки.
Слайд 7Общие и специальные методы
В дидактической литературе встречаются различные определения понятия "метод
обучения". Будем исходить из достаточно широко распространенного представления о методах обучения как об упорядоченных способах взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленных на достижение целей обучения как средства образования и воспитания.
Слайд 8Описание каждого метода обучения должно раскрывать:
1) обучающую деятельность учителя;
2) содержание
учебной (познавательной) деятельности ученика;
3) связь между ними, т. е. способ, с помощью которого учитель управляет познавательной деятельностью учащихся.
Слайд 9 В дидактике рассматриваются, однако, лишь общие методы обучения, т. е. методы
не учитывающие специфики отдельных предметов.
Слайд 10Исследование возможностей конкретной реализации общих методов в начальном обучении математике путем
их модификации, адаптации с учетом специфики математики и мыслительной деятельности учащихся начальных классов является предметом методики начального обучения математике.
Используются также специальные методы обучения, отражающие особенности математического познания.
Слайд 11Специальные методы обучения, и прежде всего метод моделирования (построения математических моделей),
в наибольшей степени влияют на формирование и развитие математического стиля мышления.
Слайд 12Репродуктивные и продуктивные методы
Методы обучения разделяют на две группы:
одни из
них ориентированы в основном на передачу учащимся готовых знаний,
другие стимулируют познавательную деятельность по приобретению новых знаний.
Слайд 13Используя методы первой группы, учитель излагает, объясняет учебный материал, привлекает различные
средства наглядности и другие дидактические средства, а ученики воспринимают информацию, усваивают ее, а затем воспроизводят по требованию учителя. Такие методы называют репродуктивными.
Слайд 14Развивающий эффект их использования в обучении недостаточно высок, так как они
не вызывают активной мыслительной деятельности учащихся. Приведение методов обучения в соответствие с требованиями реформы школы означает целесообразное сочетание оправдавших себя на практике репродуктивных методов с методами, ориентированными на обучение деятельности по самостоятельному приобретению новых знаний, называемыми также продуктивными.
Слайд 15Продуктивные методы не противопоставляются репродуктивным. Речь идет о дидактически целесообразном сочетании
этих методов на различных этапах обучения в зависимости от целей и содержания обучения.
Слайд 16В начальном обучении математике ведущую роль играют репродуктивные методы, так как
у учащихся формируется база знаний и умений, на основе которой уже можно строить обучение простейшей познавательной деятельности.
Слайд 17Общеизвестна роль задач в обучении математике и развитии математического мышления учащихся.
Уровень усвоения математических знаний и математического мышления учащихся проверяется с помощью задач. Поэтому методы обучения решению задач следует отнести к специфическим методам обучения математике.
Слайд 18Эмпирические методы
Наблюдение, опыт, измерения - эмпирические методы, используемые при изучении экспериментальных
естественных наук, - не являются специфичными для математики. Однако в начальном обучении математике эти методы должны широко применяться в качестве эвристических.
Эвристи́ческое обуче́ние — обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания
Слайд 21Например, изучение понятия "квадрат" учащиеся начинают с рассмотрения множества предметов, отличающихся
друг от друга формой, размерами, окраской, материалом, из которого они сделаны. Дети, после того как им показывают одну из этих фигур и говорят, что это квадрат, безошибочно отбирают из множества предметов те, которые имеют такую же форму, пренебрегая различиями, касающимися размеров, окраски, материала.
Слайд 22Здесь выделение из множества предметов подмножества производится по одному, возможно, еще
неосознанному признаку - по форме.
Такое распознавание встречается уже у дошкольников.
Дальнейшая работа по формированию понятия "квадрат" состоит в анализе этой формы с целью выявления ее свойств.
Слайд 23Опытным же путем учащиеся "открывают" практически все свойства арифметических операций (переместительности
и сочетательности сложения, свойство распределительности умножения относительно сложения), функциональных зависимостей (прямой и обратной пропорциональности), геометрических фигур.
Слайд 24Сравнение и аналогия
Сравнение и аналогия - логические методы, используемые как в
научных исследованиях, так в обучении. В результате сравнения выявляются сходство и различие сравниваемых предметов, т. е. наличие у них общих и необщих (различных) свойств.
Слайд 25Например, сравнивая квадрат и прямоугольник, мы обнаруживаем общие свойства: четыре стороны,
четыре вершины, четыре угла, все углы прямые, а также различия: в квадрате все стороны равны, в прямоугольнике - только противоположные (имеется в виду разносторонний прямоугольник).
Слайд 26При сравнении равенств 3+5=5+3 и 4+6=6+4 обнаруживается очень важное их свойство,
которое служит основой для дальнейшего обобщения: в каждом равенстве знаком "=" связаны две суммы, различающиеся только порядком слагаемых.
Слайд 27Правильный вывод можно получить, если выполняются следующие условия:
а)сравниваемые понятия однородны;
б) сравнение осуществляется по существенным признакам.
Слайд 28Оба эти условия выполняются в приведенных выше сравнениях:
а) квадрат и
прямоугольник - однородные понятия
б) сравнение произведено по существенным признакам, служащим основой для определения квадрата и прямоугольника в первом случае, и для обобщения и открытия закона коммутативности сложения во втором.
Слайд 29Сравнение подготавливает почву для применения аналогии.
Сущность вывода заключения по аналогии состоит
в следующем.
Если у объектов а и в имеются общие признаки р1, р2, …, рn а у объекта а обнаружено, кроме того, свойство рn+1, утверждают, что и в обладает свойством рn+1.
Слайд 30Правильное использование аналогии предполагает следующее:
1) число общих свойств объектов а и
в должно быть как можно большим;
2) необходимо, чтобы общие признаки р1, р2, …, рn были специфичными для рассматриваемых объектов и по возможности более разнородными, максимально отличающимися друг от друга;
3) свойство рn+1, о котором говорится в заключении, полученном с помощью аналогии и свойства р1, р2, …, рn должны быть однотипными;
Слайд 314) переносимый признак рn+1
не должен иметь специфического характера.
Например, сложение
обладает свойствами переместительности и сочетательности, умножение - свойством переместительности.
Это наводит на мысль, что и умножение обладает свойством сочетательности.
Слайд 32Как видно, рассуждение по аналогии имеет лишь правдоподобное, вероятное, но не
достоверное заключение, поэтому аналогия служит эвристическим приемом для формулировки гипотез, открытия новых свойств изучаемых объектов. Она может привести и к неверным предположениям, поэтому заключение по аналогии подлежит проверке.
Слайд 33Обобщение, абстрагирование, конкретизации
Логические приемы (обобщение, абстрагирование, конкретизация) находят ограниченное применение в
начальном обучении математике. Это объясняется тем, что обобщение и абстрагирование используются почти всегда совместно при переходе от представлений к понятиям. В начальном же обучении во многих случаях мы остаемся на уровне представлений, т. е. не доводим процесс познания до формирования понятий.
Слайд 34Однако применение этих приемов, пусть ограниченное, в начальном обучении математике возможно.
Например, приемы обобщения и абстрагирования могут использоваться при рассмотрении частных случаев переместительности сложения. В результате учащиеся приходят к общей закономерности "а+в=в+а для любых а,в ".
В свою очередь эта закономерность конкретизируется для частных случаев.
Слайд 35Понятие натурального числа формируется у учащихся в несколько приемов. Сначала учитель
предоставляет детям возможность сравнивать множества различных предметов по их численности и обнаруживается, что между элементами некоторых множеств удается установить взаимно однозначное соответствие.
Слайд 36Выделяются классы равночисленных множеств, которым в качестве характеристик приписываются определенные натуральные
числа. Здесь ученик уже имеет дело с абстракцией от абстракции: от множества предметов он переходит к классу равночисленных множеств, а затем - к свойству класса
( численность принадлежащих классу равночисленных множеств).
Слайд 37Индукция и дедукция
Восхождение от частного к общему, от фактов установленных с
помощью наблюдения и опыта, к общим закономерностям имеет логическую форму рассуждения "от частного к общему".
Слайд 38 Вывод общего заключения из частных посылок называется индукцией.
Слайд 39В начальной школе возможно использование индукций двух видов: полной и неполной.
Индукция бывает полной, если частные посылки исчерпывают все возможные случаи. Говоря об использовании индукции в обучении, имеют в виду, как правило, неполную индукцию.
Слайд 40Например, сколько бы мы ни приводили равенств, отражающих переместительность сложения или
умножения, невозможно исчерпать все частные случаи, так как пар натуральных чисел бесконечно много. Неполная индукция не может, разумеется, служить методом доказательства в математике. Но она является мощным эвристическим методом.
Слайд 41Сколько же надо рассмотреть частных посылок, чтобы подвести учащихся к открытию
общей закономерности, общего правила, алгоритма? На этот вопрос, очевидно, нельзя дать исчерпывающего ответа.
Слайд 42Необходимо, чтобы частное содержание, которое выражается в посылках и не входит
в общее заключение, варьировалось, т. е. видоизменялось от посылки к посылке. Это помогает школьникам выявить то общее, неизменное, что должно составлять содержание заключения.
Использование индукции иногда бывает мало эффективным, например когда учащимся предлагаются однотипные, малоразличимые посылки.
Слайд 43Так, известный алгоритм умножения многозначного числа на однозначное, как и другие
алгоритмы, изучаемые в начальных классах, мы не можем описать в общем виде. В процессе его изучения рассматривается следующая система частных случаев:
все цифры многозначного множителя значимые,
многозначный множитель оканчивается нулем (нулями),
этот множитель содержит нуль (нули) в середине.
Если эта система рассматривается не в полном объеме, учащиеся могут столкнуться с серьезными трудностями.
Слайд 44При формировании простейших геометрических понятий наряду с наблюдением, опытом, измерениями используется
и индукция. Чтобы абстрагировать общую форму, необходимо рассматривать не один, а много квадратов, различающихся размерами, окраской, материалом, из которого они изготовлены.
В каждом из квадратов школьники обнаруживают четыре равные стороны, четыре прямых угла, затем по индукции приходят к заключению, что во всяком квадрате четыре стороны и четыре прямых угла.
Слайд 45Дедуктивное рассуждение, которое определяет как рассуждение от общего к частному, отличается
от индуктивного (в смысле неполной индукции) достоверностью заключения, которое истинно по крайней мере тогда, когда истинны все посылки.
Слайд 46В дедуктивном рассуждении нельзя получить ложное заключение из истинных посылок. Именно
поэтому дедуктивные рассуждения используются в математических доказательствах.
Слайд 47Какова же роль дедукции в начальном обучении математике?
Имеет ли какое-то отношение
пресловутая математическая строгость к начальному обучению?
Целесообразность раннего обучения детей точным рассуждениям и убедительным обоснованиям не вызывает сомнений. Однако возможно ли обучение доказательству младших школьников?
Слайд 48Не предполагают ли математические доказательства недоступного для учащихся 1-4 классов уровня
абстракции? Ответы на поставленные вопросы зависят от того, что понимают под доказательством на начальном этапе обучения математике, или под предматематическим доказательством.
Слайд 49В структуре методов обучения выделяются приемы.
Прием - это элемент метода, его
составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по или простой по структуре.
Слайд 50Метод обучения
- сложное, многомерное, многокачественное образование. Если бы нам удалось построить
его пространственную модель, то мы бы увидели причудливый кристалл, сверкающий множеством граней и постоянно меняющий свою окраску.
Слайд 51СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выбор методов обучения в средней школе. / Под ред.
Ю.К.Бабанского. - М.: Педагогика, 2011.
2. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. Ю.К.Бабанский.- М.: Просвещение, 2009.
3. Педагогика. И.П. Подласый. - М.: Владос, 2009.
4. Дидактика средней школы. /Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд. М., 2002.
5. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 2012.
6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 2010.
7. Данилов М.А. К вопросу о методах обучения в советской школе. - Советская педагогика, 2005, №10.
8. Перовский Е.П. Проблема методов в обучении. - Советская педагогика,
2006, №12.
9. Райков Б.Е. Общая методика естествознания. - М., 2011.
10. Методика начального обучения математике./под ред. А.А. Соляра, В. Л. Дрозда. М.: 2009.
Презентацию выполнила учитель начальных классов Гершуненко Н.М.