Слайд 1
Каждый участник берет фишки:
Точилка - столько, сколько взяли
Игрушка – в два
раза больше
Ручка – в 4 раза больше
Слайд 4История комбинаторики. Способы решения комбинаторных задач.
Слайд 5Цель работы
Изучение методов комбинаторики и их применение при
решении занимательных задач, головоломок и математических фокусов.
Слайд 6Задачи
Ознакомиться с теоретическим материалом по данной проблеме.
Отработать полученные теоретические знания
при решении задач.
Изучить наиболее интересные и увлекательные фокусы и занимательные задачи, основанные на методах комбинаторики
Слайд 7
История комбинаторики освещает развитие комбинаторики. Начав с анализа головоломок и
азартных игр, комбинаторика оказалась исключительно полезной для решения практических задач почти во всех разделах математики. Кроме того комбинаторные методы оказались полезными в статистике, генетике, лингвистике и многих других науках.
Слайд 8
Комбинаторные задачи возникали и в связи с такими играми, как шашки, шахматы,
домино, карты, кости и т.д. (Например, задача о расстановке восьми ферзей на шахматной доске так, чтобы ни один из них не оказался
под боем, об обходе всех полей доски шахматным конем и т.д.
Слайд 9Комбинаторные мотивы можно заметить в символике китайской «Книге Перемен» (V век
до н.э.)
Историки отмечают также комбинаторные проблемы в руководствах по игре в Го и других играх.
Большой интерес математиков многих стран с древних времен неизменно вызывали магические квадраты- это квадратные таблицы из целых чисел, в которых сумма во всех столбцах, строках и двух главных диагоналях равна одному и тому же числу.
Слайд 10Термин "комбинаторика" был введён в математический обиход знаменитым Лейбницем.
Готфрид Вильгельм Лейбниц
(1.07.1646 - 14.11.1716) - всемирно известный немецкий учёный, занимался философией, математикой, физикой, организовал Берлинскую академию наук и стал её первым президентом.
Слайд 11
В XVIII веке к решению комбинаторных задач обращались выдающиеся математики. Так,
Леонард Эйлер рассматривал задачи о разбиении чисел, о паросочетаниях, о циклических расстановках, о построении магических и латинских квадратов.
Слайд 12«ОСОБАЯ ПРИМЕТА» КОМБИНАТОРНЫХ ЗАДАЧ
«Особая примета» комбинаторных задач — вопрос, который всегда
можно сформулировать так, чтобы он начинался словами: «Сколькими способами...».
Слайд 13
Способы решения комбинаторных задач:
Перебор возможных вариантов
Дерево возможных вариантов
Составление таблиц
Правило умножения
В пятом
классе для решения комбинаторных задач мы используем метод перебора
Слайд 14Перебор возможных вариантов
Задача .
В финальном забеге на 100 м участвуют Иванов,
Громов и Орлов. Назовите возможные варианты распределения призовых мест.
Ответ:
Вариант1: 1) Иванов, 2) Громов, 3) Орлов.
Вариант2: 1) Иванов, 2) Орлов, 3) Громов.
Вариант3: 1) Орлов, 2) Иванов, 3) Громов.
Вариант4: 1) Орлов, 2) Громов, 3) Иванов.
Вариант5: 1) Громов, 2) Орлов, 3) Иванов.
Вариант6: 1) Громов, 2) Иванов, 3) Орлов.
Задача 3.
В кружок бального танца записались Петя, Коля, Витя, Олег, Таня, Оля, Наташа, Света. Какие танцевальные пары девочки и мальчика могут образоваться?
Ответ:
1) Таня - Петя, 2) Таня - Коля, 3) Таня - Витя, 4) Таня - Олег, 5) Оля - Петя, 6) Оля - Коля, 7) Оля - Витя, 8) Оля - Олег, 9) Наташа - Петя, 10) Наташа - Коля, 11) Наташа - Витя, 12) Наташа - Олег, 13) Света - Петя, 14) Света - Коля, 15) Света - Витя, 16) Света - Олег.
Слайд 15
Задача 6.
Запишите все возможные варианты расписания пяти уроков на день из
предметов: математика, русский язык, история, английский язык, физкультура, причем математика должна быть вторым уроком.
Решение. Построим дерево возможных вариантов, обозначив М - математика, Р - русский язык, И - история, А - английский язык, Ф - физкультура.
Слайд 19
Н А У К А
У М Е Е Т
М Н О
Г О
Г И Т И К
Слайд 20
Учебные заведения – составление расписаний
Азартные игры – подсчет частоты выигрышей
Экономика –
анализ вариантов купли-продажи акций
Сфера питания- составление меню
Биология – расшировка кода ДНК
Военное дело – расположение подразделений и т.д.
Слайд 21Выводы:
. Изучение комбинаторики представляет огромный интерес для учащихся всех возрастов.
2. Существует
множество способов решения комбинаторных задач, каждый из которых применяется для решения определенного типа задач.
3. С помощью методов комбинаторики можно решать и создавать новые занимательные математические задачи и фокусы.
3. Комбинаторика - один из разделов математики, который имеет самое широкое практическое применение во всех отраслях производства и жизни человека.