Математика,
6 класс
Положительные
и
отрицательные
числа
Интерактивный плакат
Математика,
6 класс
Положительные
и
отрицательные
числа
Интерактивный плакат
Сложение чисел с разными знаками
Вычитание рациональных чисел
Противоположные числа
Сравнение рациональных чисел
Запомни! Числа со знаком «+» – это положительные числа.
Числа со знаком «-» – это отрицательные числа.
Если значение величины выше нулевой отметки, то она записывается числом со знаком «+», а если ниже нулевой отметки - числом со знаком «-».
Запомни! Знак «+» для краткости записи обычно не пишут.
Пример. +15, а пишут 15.
0 не относится ни к положительным, ни к отрицательным числам.
Нулевая отметка
Впервые отрицательные числа встречаются в книге Джань Цаня (III век до н.э.) «Математика в девяти книгах». Знака «минус» тогда не было, чтобы отличить положительное число от отрицательного Джань Цань писал их чернилами разного цвета.
В VV веках нашей эры индийские математики сис-тематически пользовались отрицательными числами, считая их как «долг». Индийский математик и астроном Брамагупта (598-660 гг.) впервые использовал арифметические действия с отрицательными числами.
Итальянский математик Леонардо Пизанский (Фибоначчи) ( в.) впервые сказал, что отрицательные числа противоположны положительным.
С введением в математику отрицательных чисел число 0 стали считать началом отсчёта и суммой двух противоположных чисел.
Немецкий математик М. Штифель (V в.) впервые стал рассматривать отрицательные числа, как числа меньше 0.
Современное толкование об изображении отрицательных чисел на координатной влево от начала отсчёта было дано в V веке голландским математиком А. Жираром (1595-1632).
Французский математик Рене Декарт (1596-1650) в 1637 году ввёл понятие о координатной прямой и понятие о положительных и отрицательных числах.
Всеобщее признание отрицательные числа получили в первой половине V века. С тех пор используется современная запись отрицательных чисел.
Запомни! Прямую с выбранным на ней началом отсчёта, единичным отрезком и направлением называют координатной прямой.
На координатной прямой (расположенной горизонтально) за положительное направление принимают направление вправо от начала отсчёта. Все положительные числа располагаются в положительном направлении. Направление влево от начала отсчёта (точки О) считается отрицательным направлением. Все отрицательные числа располагаются в отрицательном направлении. Заданному числу на координатной прямой соответствует только одна точка.
Запомни! Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными.
Противоположные числа расположены на одинаковом расстоянии от начала отсчёта, но по разные стороны от него.
Запомни! Число, противоположное положительному числу, есть число отрицательное.
Число, противоположное отрицательному числу, есть число положительное.
Число 0 (нуль) противоположно самому себе.
Пример. Число 8,5 противоположно числу – 8,5.
Запомни! Модулем числа a называется расстояние (в единичных отрезках) от начала отсчёта до точки с координатой а.
I а I = а
Запомни! Модуль положительного числа равен самому числу.
Модуль отрицательного числа равен числу, ему противоположному.
Модуль числа нуль равен нулю. Модуль любого числа, кроме нуля – число положительное.
Пример. I 5 I = 5, I - 4 I = 4, I 0 I = 0.
Модули противоположных чисел равны..
Пример. I 5 I = I - 5 I = 5.
Это интересно! Модуль в переводе с латинского (modus) означает «мера», «величина». В некоторых случаях вместо «модуль» говорят «абсолютная величина».
Запомни! Из двух чисел большее изображается на координатной прямой правее, а меньшее – левее.
Запомни! Любое положительное число больше нуля.
Любое положительное число больше отрицательного.
Любое отрицательное число меньше нуля.
Пример. 4 > (-2); (-5) < 0; 4 > 0.
Запомни! Из двух отрицательных чисел больше то, у которого модуль меньше.
Пример. (-5) < (-3).
Задание. Дерево расположено в начале отсчёта. Единичный отрезок равен 1 м. Девочка и мячик находятся левее дерева.
Кто или что находится ближе к дереву?
Определите координаты точек, соответствующих месту расположения девочки и мяча.
Сделайте вывод?
Задание. Дерево расположено в начале отсчёта. Единичный отрезок равен 1 м. Девочка и мячик находятся левее дерева.
Определите координаты точки, соответствующей месту расположения девочки.
В каком направлении нужно переместиться девочке, чтобы взять мячик?
На сколько единиц?
Найдите число, соответствующее месту расположения мячика
Сделайте вывод?
Запомни: Чтобы сложить два отрицательных числа, нужно сложить модули этих чисел и поставить перед полученным числом знак «-».
Пример. -5 + (-3) = - (5+3) = -8
Пример. Выполните сложение: 3 + 4
Найдите точку, имеющую координату 3.
Перед вторым числом стоит знак «+», отсчитаем 4 единицы от данной точки вправо.
Найдём координату новой точки, она и будет решением примера. 3 + 4 = 7.
Реши сам. - 3 + 5; -2 + (-3).
Запомни: Чтобы сложить два числа с разными знаками, модули которых не равны, нужно из большего модуля вычесть меньший и перед полученным числом поставить знак того слагаемого, модуль которого больше.
Пример. -5 + 3 = - (5 - 3) = - 2.
Пример. Выполните сложение: 3 + (-5)
Найдите точку, имеющую координату 3.
Перед вторым числом стоит знак «-», отсчитаем 5 единиц от данной точки влево.
Найдём координату новой точки, она и будет решением примера. 3 + (- 5) = -2.
Реши сам. - 3 + 5
Запомни: Сумма противоположных чисел равна 0
Пример. -5 + 5= 0.
Запомни: Чтобы из одного числа вычесть другое, нужно к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому.
Пример. -5 - 3 = -5 + (-3) = - (5 + 3) = - 8.
Помни! Если мы складываем числа, но они могут быть либо с одинаковыми знаками (отрицательные), либо с разными знаками.
Запомни: Чтобы найти длину отрезка на координатной прямой, надо из координаты его правого конца вычесть координату его левого конца.
Пример: А( -3 ), В (3).
АВ = 3 - (-3) = 3 + 3 = 6,
АВ = 6 (ед. отрезкам)
Задание. Дерево – это начало отсчёта. Девочка и дерево находятся по разные стороны от дерева.
Определи координаты точек, соответствующих месту расположения девочки и мячика.
Посчитай, сколько единичных отрезков нужно пройти девочке, чтобы взять мячик?
Подумай, как используя координаты девочки и мячика определить полученное ранее число.
10. Чтобы сложить два отрицательных числа, нужно _______________________
___________________________________
11. Чтобы сложить два числа с разными знаками и разными модулями, нужно __
______________________________________
______________________________________
12. Нулю равна сумма двух _____________
________________________ чисел.
13. Сумма двух отрицательных чисел всегда число _________________________
14. Чтобы найти разность двух чисел, можно к уменьшаемому прибавить число, _______________________________________ вычитаемому.
15. Противоположные числа располагаю-тся на координатной прямой по ________
___________________ стороны(у) от начала отсчёта, на ____________ расстоянии от него.
16. При сложении числа с 0 получим
______________________________
5. Вычислите сумму: - 4 + (- 2 ) + 3
_______________________________________
6. Вычислите: - 10 – ( - 3 ) – 6 – 2.
_______________________________________
7. Решите уравнение: - 2 – у = - 3.
_______________________________________
8. Решите уравнение: х – ( - 5 ) = - 11.
_______________________________________
Заполните таблицу:
11. Чтобы сложить два числа с разными знаками и разными модулями, нужно от большего модуля вычесть меньший и перед полученным числом поставить знак того числа, чей модуль больше.
12. Нулю равна сумма двух противопо-ложных чисел.
13. Сумма двух отрицательных чисел всегда число отрицательное.
14. Чтобы найти разность двух чисел, можно к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому.
15. Противоположные числа располагаю-тся на координатной прямой по разные стороны(у) от начала отсчёта, на одинаковом расстоянии от него.
16. При сложении числа с 0 получим то
же самое число.
7. Решите уравнение: - 2 – у = - 3.
_______________________________________
8. Решите уравнение: х – ( - 5 ) = - 11.
_______________________________________
9. Выполните действия:
- 3,6 · 0,8 – 3,6 · 0,2
______________________________________
10. Упростите выражение:
0,25а · 40с · (-0,01b).
______________________________________
11. Решите уравнение:
-3 · (х – 2) = - 15.
______________________________________
12. Заполните таблицу:
Список источников основного содержания
Список источников иллюстраций:
https://docs.google.com/presentation/d/1-RnU3CuKfGPD_aPm01N-DzqgLsEq-eUwTIffliNa-sg/edit#slide=id.p-шаблон презентации
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть