Слайд 1
Интерактивные методы обучения на уроках математики и физики
Тюлькина О.Б.,
учитель математики и
физики
МБОУ Новосельская ООШ
Слайд 2
Обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные
решения, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, мобильные, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Слайд 3
В придании старым мыслям новой формы
состоит всё искусство и всё творчество
А.
Франс
Слайд 4Общая характеристика
интерактивного обучения
«Inter» — это «взаимный», «act» - действовать.
Интерактивность — способность взаимодействовать
или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно,
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.
Слайд 7Три формы взаимодействия
учителя и учеников
Слайд 8
Пассивный метод
Учитель
Ученик
Ученик
Ученик
Слайд 9
Активный метод
Учитель
Ученик
Ученик
Ученик
Слайд 10
Интерактивный метод
Учитель
Ученик
Ученик
Ученик
Слайд 11
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ – специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, которая
подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели.
Слайд 12Цель:
создать комфортные условия обучения, при которых ученик чувствует свою
успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится
Слайд 13Задачи:
пробуждение у обучающихся интереса;
эффективное усвоение учебного материала;
самостоятельный поиск учащимися
путей и вариантов решения поставленной учебной задачи;
установление воздействия между учениками, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
формирование у учащихся мнения и отношения;
формирование жизненных и профессиональных навыков.
Слайд 14Принципы:
занятие – не лекция, а общая работа.
все участники равны независимо
от возраста, социального статуса, опыта, места работы.
каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.
Слайд 15Признаки интерактивного взаимодействия
Многоголосье. Это возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою
индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме.
Диалог. Диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи.
Мыследеятельность. Она заключается в организации активной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности.
Смыслотворчество. Это процесс осознанного создания учащимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни.
Свобода выбора.
Создание ситуации успеха. Ведущие условия для создания ситуации успеха — позитивное и оптимистичное оценивание учащихся.
Рефлексия. Это самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия.
Слайд 16Применение компьютерных технологий
Активный диалог учителя и ученика с использованием демонстраций и
контрольных заданий.
Слайд 17Методика применения интерактивных технологий на уроках математики и физики
Дает возможность интерактивного
взаимодействия.
Позволяет активизировать действия учащегося. (Недостаточно просто слушать и смотреть, приходится отвечать на некоторые вопросы, задаваемые в ходе демонстраций).
Дает возможность получить оценку действий каждого ученика, при ошибочном ответе – подсказку и предложение повторить попытку.
Позволяет организовать на уроках коллективно – самостоятельную работу.
Дает возможность учителю индивидуально прослеживать работу и предложения учащихся, корректировать эту работу и помогать учащимся (всем вместе или индивидуально).
Позволяет вплотную перейти к реализации деятельностного подхода к обучению.
Слайд 18Формы и методы интерактивного обучения
Групповые дискуссии (мозговой штурм, круглый стол, дебаты)
Работа
в группах, парах
Творческие задания
Обучающие игры (ролевые, деловые, образовательные)
Метод проектов
Разминки
Карусель
Синквейн
Кластер
Сравнительная диаграмма
Пазл
Эссе
Слайд 19Формулировка заданий:
Сформулируй понятие.
Докажи.
Объясни.
Аналитические и проблемные вопросы:
“Почему? Из чего
следует? От чего зависит?”
“Кто больше вопросов по определенной теме задаст за минуту”.
Слайд 20 Каждое интерактивное задание – это творческое учебное задание,
которое требует от учащихся не простого воспроизводства информации, а содержит больший или меньший элемент неизвестности и имеет, как правило, несколько подходов.
Слайд 21Творческие задания
Составление математических и физических задач.
Составление математических и физических кроссвордов.
Написание сказок, героями которых являются числа или геометрические фигуры, физические величины или явления.
Математические и физические сочинения.
Доклады и рефераты.
Рисунки к отдельным темам курса математики или физики.
Слайд 22Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это стихотворение, состоящее из
пяти строк.
– Первая строка – одно ключевое слово (понятие), определяющее содержание синквейна.
– Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
– Третья строка – три глагола, показывающие действие понятия.
– Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор выказывает свое отношение.
– Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Слайд 23Задача
Сложная, текстовая
Сравнивает, анализирует, утверждает
Чтобы решить задачу, надо составить математическую модель
Ответ
9 кл.
Слайд 24Алгебраическая дробь
Сократимая, несократимая
Сокращать, складывать, вычитать
Дробь, при записи которой используются буквы
Буквенное
выражение
7 кл.
Слайд 25Обыкновенные дроби
Правильные, неправильные
Складываются, вычитаются, сравниваются
Равные части чего-либо
Части
5 кл.
Слайд 26Пазл (англ. puzzle – загадка, головоломка) – известная детская игра по
сбору картинок из неровных частей.
Признаки равенства треугольников, 7 класс
1 карточка – словесная формулировка,
2 карточка – рисунок к теореме,
3 карточка – краткая запись условия и заключения теоремы,
4 карточка – математическая запись доказательства
5 карточка – задачи на применение признаков равенства треугольников
Слайд 27
Кластер (англ. Cluster – пучок, гроздь) – объединение нескольких однородных элементов,
которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами.
Слайд 28Проект
«Дерево знаний»
Мини-исследование
Слайд 29 Положительные моменты использования интерактивных методов обучения
роль преподавателя резко меняется;
повышается
точность восприятия, увеличивается результативность работы памяти;
развиваются устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели.
Слайд 30Кредо интерактивного обучения:
То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу
и слышу, я немного помню.
То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.
Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знания и навыки.
Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.