Презентация, доклад на тему Формирование мотивации учения у студентов через АМО на уроках математики

Содержание

Проблема мотивации Сегодня не достаточно овладеть студентами суммой знаний, важное значение придается задаче научить их учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться. Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности.

Слайд 1Формирование мотивации учения у студентов через активные методы обучения


Учитель математики

ГАПОУ ПО КТПТП Чамина Л.М.
Формирование мотивации учения у студентов через активные методы обученияУчитель математики ГАПОУ ПО КТПТП Чамина Л.М.

Слайд 2 Проблема мотивации
Сегодня не достаточно овладеть студентами суммой знаний, важное значение

придается задаче научить их учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться.

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности.
Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Но, несмотря на большое количество исследований в этой области, а также обращения ряда авторов к изучению особенностей мотивации учения у студентов, данную проблему можно считать решенной частично в результате внедрения активных методов обучения.
Проблема мотивации  Сегодня не достаточно овладеть студентами суммой знаний, важное значение придается задаче научить их

Слайд 3 Проблема мотивации
Древняя  мудрость:
Можно

  привести  коня  к  водопою,  но   заставить  его  напиться  нельзя

Да,  можно  усадить  студентов  за   парты,  добиться  идеальной   дисциплины, но  без  пробуждения   интереса,  без  внутренней  мотивации   освоения  знаний 
не  произойдёт,   это  будет  лишь  видимость   учебной  деятельности.
Проблема мотивации     Древняя  мудрость:    Можно   привести  коня  к 

Слайд 4



Бесспорным является факт влияния на уровень активности учащегося стиля общения учителя

на уроке, успеваемость и настроение самого студента. Вот почему у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность может резко меняться. 

Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня (степени) учебной активности.
Действия учителя, которые побуждают студентов к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения к учебной работе и знаниям, являются средствами активизации.

Активизация познавательной деятельности

Бесспорным является факт влияния на уровень активности учащегося стиля общения учителя на уроке, успеваемость и настроение самого

Слайд 5 Активные методы обучения

Если верить некоторым источникам, активные методы и

формы обучения впервые появились еще в античности, где в гимназиях устраивались состязания между учениками, целью которых было получение знаний и умений. Однако в средневековой Европе сложилась схоластическая система обучения («учитель спрашивает, ученики отвечают»). В XX веке вместе с мощными шагами вперед таких наук как психология и педагогика начали развиваться и активные методы обучения .
Активные методы обучения  Если верить некоторым источникам, активные методы и формы обучения впервые появились

Слайд 6

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной

активности студентов, побуждают их к старательному учению. 

В результате внедрения активных методов обучения в практическую деятельность, было отмечено, что студенты на уроке работают с большим интересом и желанием, значительно повышается интенсивность их работы.




Следовательно, мы можем констатировать, что степень активности учащихся на уроке является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства.

Активные методы обучения

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности студентов, побуждают их к старательному

Слайд 7

 Выбор того или иного метода на уроках математики зависит от разных

причин: цели занятия, адекватности студентов, их знаний.

К тому же названия многих активных методов весьма условны. Часто одно и то же название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами:

Устный тренинг на отработку основных (базовых) умений по изучаемой теме ;
Математический диктант ;
Творческие задания – исправить ошибки в заданиях, подготовить интересный доклад по теме; 
Работа в малых группах – решение занимательных задач; 
Мозговой штурм; 
Проблемное обучение; 
Соревнования , викторины, игры ;  
Интерактивная лекция; 
Использование ИКТ; 
Проектный метод и т.д. 

Рассмотрим некоторые из них:

Активные методы обучения

 Выбор того или иного метода на уроках математики зависит от разных причин: цели занятия, адекватности студентов, их

Слайд 8 Информационные технологии как одна из форм активного метода обучения
Чтобы сохранить

интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс мною на уроках используются информационные технологии.


Сегодня внедрение компьютерных
технологий в учебный процесс
является неотъемлемой частью
обучения.

Общепризнанно, что использование
компьютерных технологий в
образовании неизбежно, поскольку
существенно повышается
эффективность обучения и
качество формирующихся знаний
и умений.


Информационные технологии как одна из форм активного метода обучения Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать

Слайд 9 Информационные технологии как одна из форм активного метода обучения
Применение компьютерных

программных средств на уроках позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность студентов.

Использование яркой и красивой презентации при объяснение нового материала, способствуют лучшему усвоению материала, и возникновению желания разобраться и хорошо усвоить данный материал.

Кроме того, можно предложить учащимся самим составить презентацию. Это так же формирует интерес к математике.
Информационные технологии как одна из форм активного метода обучения Применение компьютерных программных средств на уроках позволяет

Слайд 10 Информационные технологии как одна из форм активного метода обучения
На основание

выше изложенного, можно сказать о том, что учитель, применяющий на своих уроках информационные технологии, почувствует положительную динамику в мотивации студентов, ведь благодаря этому решается одновременно ряд проблем:
1) урок становится разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
2) используются активные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
3) активизируется познавательная деятельность на уроках и во внеурочное время;
Опыт показывает, что использование информационных технологий на уроке способно преобразить учебный процесс, сделав его более эффективным и привлекательным для студентов, способствует повышению мотивации и становится творческим поиском, от которого можно получить удовлетворение и благодаря которому можно самоутвердиться.
Информационные технологии как одна из форм активного метода обучения На основание выше изложенного, можно сказать о

Слайд 11Проект – один из активных методов повышения мотивации обучения учащихся
«Метод проектов»

возник еще в начале нынешнего столетия в США. Основная идея, закладываемая в метод авторами: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов как образовательная технология, ориентирован на формирование опыта творческой деятельности учащихся. Этот метод обучения используется в изучении предмета и применяется во внеурочной работе.
Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.
Проект – один из активных методов повышения мотивации обучения учащихся«Метод проектов» возник еще в начале нынешнего столетия

Слайд 12Этапы действий по выполнению проекта
Мотивационный – настрой студентов на интересную работу,

чёткое и конкретное объяснение учителем задач проекта и его конечного результата.

Планирование проекта:
- подготовка методических, дидактических и материально-технических средств;
 - планирование работы.

Выполнение проекта (исследовательская деятельность).
- Поиск информации;
- обработка полученной информации; 
- представление материала, наработанного в группах;
- оценка текущих результатов проекта;
- коррекция проекта (дополнение, изменение, внесение новых предложений и.т.п.)
оформление презентации

Защита проекта (объяснение результатов, публичное выступление)

Оценка результатов – рефлексия (анализ выполнения проектов, причины успехов и неудач).
Этапы действий по выполнению проекта Мотивационный – настрой студентов на интересную работу, чёткое и конкретное объяснение учителем задач

Слайд 13 Использование дидактических игр.
« Без игры не может быть полноценного умственного

развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский
Использование дидактических игр.    « Без игры не может быть полноценного умственного

Слайд 14   Дидактические игры можно широко использовать, как средство обучения, воспитания и развития

студентов во внеурочное время.
Они формируют  быстроту реакции, логическое мышление, смекалку, умение сопоставлять, делать выводы, запоминать.
  Игра включает моменты соревнования, дает возможность участникам самоутвердиться , проявить себя в нестандартной ситуации.



Использование дидактических игр.

Игры такого вида создают модель жизненной ситуации или отношений.
Примеры внеклассных мероприятий: «Математическая мозаика»,  «Математический КВН», «Своя игра», «Умники и умницы», «Счастливый случай».

   Дидактические игры можно широко использовать, как средство обучения, воспитания и развития студентов во внеурочное время. Они

Слайд 15Таким образом, игровая деятельность на уроке несомненно повышает мотивацию студентов к

успешной учебе, обеспечивает единство эмоционального и  рационального в обучении.

Повышает творческую активность, как учителя, так и ученика.



Имеет здоровьесберегающую направленность, так как снимает усталость, напряжение умственного труда, повышает работоспособнось.

Использование дидактических игр.

Таким образом, игровая деятельность на уроке несомненно повышает мотивацию студентов к успешной учебе, обеспечивает единство эмоционального и 

Слайд 16Пример мозгового штурма на уроке математики
джон непер

Пример мозгового штурма на уроке математикиджон непер

Слайд 17Эффективность АМО
  Как показали исследования ученых, человек запоминает только 

10% того, что он читает ,
20% того, что слышит , 
30% того,

что видит ;
 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях ,
 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем .

И лишь когда обучающийся  непосредственно участвует в реальной деятельности , в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов , он запоминает и усваивает материал на 90%. 
Эффективность АМО  Как показали исследования ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает ,20% того, что слышит , 30% того, что видит ; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях , 80% - при

Слайд 18Эффективность АМО
 
Внутреннее содержание активных методов заключается в создании с их помощью свободной

творческой обстановки, наполнении каждого действия участников образовательного процесса  смыслом, пониманием и мотивацией, вовлечении в общую осознанную работу всех участников образовательного процесса. 

Суть и ценность данной технологии состоит в том, что студенты, благодаря активным методам обучения, вовлекаются в насыщенный образовательный процесс без принуждения, по собственной воле, причем их мотивация определяется не страхом наказания, не желанием угодить учителю или родителям, не целью получить пятерку, а, в первую очередь, собственным интересом к учебной деятельности в такой форме. 


 И это, главным образом, определяет эффекты данной технологии.  
Эффективность АМО Внутреннее содержание активных методов заключается в создании с их помощью свободной творческой обстановки, наполнении каждого действия участников образовательного

Слайд 19ПРИМЕР УРОКА, НА КОТОРОМ ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Тема: «Теорема Пифагора»


Учитель предлагает решить задачу: На охоте с двух отвесных скал два охотника заметили козла и одновременно в него выстрелили, причём стрелы достигли цели одновременно. Охотники одновременно начали спуск к добыче с одинаковой скоростью.




Проблемная ситуация возникает при построении математической модели практической задачи. Она рассматривается с помощью вопросов. Как на чертеже изображаются:
1) скалы?
2)  расстояние между ними?
3) путь каждой стрелы?
4) путь каждого охотника?
5) что означает факт, что стрелы достигли цели  одновременно?
Анализ задачи позволяет заключить, что на данном этапе задачу решить нельзя, так как невозможно использовать равенство отрезков ДС и СЕ, которые являются гипотенузами прямоугольных треугольников. Если бы зависимость между катетами и гипотенузой в прямоугольном треугольнике была известной, то можно было бы в каждом треугольнике выразить гипотенузу через катеты и приравнять полученные выражения.
ВОЗНИКАЕТ ПРОБЛЕМА:
Существует ли зависимость между гипотенузой и катетами в прямоугольном треугольнике, и, если она существует, то как она формулируется? Для решения этой проблемы учитель организует поиск формулировки, предложив учащимся задание по группам. Следующая проблема возникает при доказательстве. Можно использовать различные доказательства, известные из истории математики. После доказательства теоремы Пифагора, возвращаемся к исходной задаче. В заключении этого урока  можно предложить учащимся следующий вопрос: В Древнем Египте после разлива  Нила требовалось восстановить границы земельных участков, для чего на местности необходимо было строить прямые углы. Египтяне поступали следующим образом: брали верёвку , завязывали на равных расстояниях узлы и строили треугольники со сторонами 3,4 и 5 таких отрезков. Правильно ли они поступали? Далее следует построение математической модели, формулировка проблемы и поиск доказательства.
Как видим, учащиеся становятся очевидцами возникновения проблем, участниками их постановки и решения. Изучение темы проходит в форме решения интересных практических и познавательных задач. Существенное увеличение времени на подготовку к уроку оправдано возрастающим интересом учащихся к предмету. 

Спасибо за внимание!

ПРИМЕР УРОКА, НА КОТОРОМ ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Тема: «Теорема Пифагора» Учитель предлагает решить задачу: На охоте

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть