Слайд 1
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Учитель математики ГБОУ
школы № 246 Приморского района Санкт-Петербурга
Зорина Елена Борисовна
Слайд 2 Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным
образовательным стандартам (далее – ФГОС), которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения.
Введение ФГОС – это новый этап модернизации образования.
Слайд 3
Основная тенденция развития Российского образования, реализованная в ФГОСах II поколения,
- усиление роли компетенций в образовании.
Слайд 4 Сегодня образование призвано решать свою главную задачу: формировать
систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
В соответствии с Концепцией и Требованиями стандарта содержание планируемых результатов должно позволять осуществлять оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
Реализация стандартов второго поколения
Слайд 5
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012года
№ 273-ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Работа школы по переходу на ФГОС ООО основывается на следующих документах:
Слайд 6Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012года №
413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Слайд 7является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся;
разработан с
учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ;
в основе лежит системно - деятельностный подход;
ориентирован на становление личностных характеристик выпускника;
должен быть положен в основу деятельности
ФГОС ООО
Слайд 8Нормативно-правовое
Кадровое
Организационно-методическое
Информационное
Мониторинговое
Сопровождение введения ФГОС ООО в ГБОУ школа№246 выстраивается по направлениям:
Слайд 9Универсальные учебные действия
для ученика выстраиваются
от действия
к мысли
Слайд 10Универсальные учебные действия
(УУД)
Совокупность
способов действия учащегося, связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию образовательного процесса
Умение учиться
Деятельность физическая и интеллектуальная
Слайд 11 Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей
компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Компетенция – заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Слайд 12От развития УУД к метапредметным компетенциям
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
Регулятивные (организация учебной деятельности)
Познавательные
(общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные (социальная компетентность и учёт позиции других людей)
Слайд 13Ключевые компетенции:
ценностно-смысловые
общекультурные
учебно-познавательные
информационные
коммуникативные
социально-трудовые
личностное самосовершенствование
Слайд 14Образовательные компетенции:
изучать;
искать;
думать;
сотрудничать;
приниматься за дело;
адаптироваться.
Слайд 15Образование – главный ресурс развития общества
Выдвинутая на мировом уровне стратегия
– “образование на протяжении всей жизни человека” (взамен прежней установки “образование на всю жизнь” – меняет многие смысловые и ценностные ориентации, понимание сущности и структуры учения.
Слайд 16Жизненные стратегии
Самоопределение и саморазвитие человека осмысляются как самые эффективные жизненные стратегии.
Умение учиться становится одним из главных условий успешного жизненного самоопределения.
Слайд 17Жизненные стратегии
В федеральной Концепции и Программе модернизации образования в России с
развитием субъектности учащихся, их умением учиться связывается решение задачи совершенствования качества образования в целом.
Слайд 18Результат развития метапредметных компетенций
Развивается:
культура сотрудничества;
культура работы с информацией;
диагностика, коррекция и развитие
познавательных процессов как психологическое сопровождение формирования исследовательской деятельности;
умение как творческий процесс;
учение как саморазвитие.
Слайд 19Образовательные продукты:
Уровень развития метапредметных компетенций проявляется в образовательных продуктах:
а) внешних:
исследовательские
работы;
рефераты;
книжки;
макеты;
задачники;
презентации;
карты;
сценические постановки;
поделки и т.п.
Слайд 20Образовательные продукты:
б) внутренних:
организационно-деятельностные умения;
способы познавательной деятельности;
коммуникативные навыки;
творческие способности.
Слайд 21Результатом обучения является формирование базовых качеств образованности человека
У учащихся появляется
возможность:
быть ТВОРЧЕСКИМ, уметь по-новому смотреть на привычные вещи и ценящим инновации;
САМООПРЕДЕЛЯТЬСЯ, уметь брать на себя ответственность за свое образование;
РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ, уметь выбирать и использовать различные конструктивные способы их решения;
быть УВЕРЕННЫМ в своих возможностях и иметь высокую самооценку;
быть ТОЛЕРАНТНЫМ (эмоционально устойчивым), эмпатийно, доброжелательно относиться к многообразию жизни.
Слайд 22Программа развития УУД на уроках математики
саморазвитие и самосовершенствование ученика
формирование личностных ориентиров
формирование
опыта переноса и применения УУД в жизненных ситуациях
формирование компетенций и компетентностей в предметной области «Математика»
формирование навыков участия в учебно-исследовательской и проектной деятельности
формирование навыков участия в учебно-исследовательской и проектной деятельности
овладение приемами учебного сотрудничества
формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий и информационной безопасности
Слайд 23Регулятивные - действия, с помощью которых учащиеся организуют учебную деятельность:
целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль;
коррекция;
оценка;
саморегуляция.
УУД
Познавательные - действия, с помощью которых учащиеся осуществляют процесс познания:
общеучебные универсальные действия (самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации; структурирование знаний и др.);
логические (анализ; синтез; доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения и др.);
постановка и решение проблемы.
Коммуникативные - действия, с помощью которых учащиеся налаживают общение с разными людьми для решения учебных задач :
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
постановка вопросов;
разрешение конфликтов;
управление поведением партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, условиями коммуникации.
БЛОКИ
Личностный
Метапредметный
регулятивный
познавательный
коммуникативный
Универсальные учебные действия – умение учиться
Слайд 25От греческого «мета» - то, что стоит «за».
Первый известный метапредмет –
«Метафизика» Аристотеля.
В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце ХХ века в работах А.В.Хуторского, Ю.В.Громыко.
В 2008году - один из ориентиров новых образовательных стандартов.
Метапредмет. Метапредметность
Слайд 26
Метапредметные результаты – мосты, связывающие все предметы, помогающие преодолеть горы знаний
Слайд 27 метапредметных результатов служит сформированность у
обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Основным объектом оценки
Слайд 28Что формирует личность?
Биологические факторы:
генетика, наследственность, задатки, способности
Социальные факторы развития: географические, политические,
среда обитания
Воспитание:
образование, обучение, самообразование
Слайд 29Метапредметный подход на уроках математики
обеспечивает
переход к целостному
образному восприятию мира, к метадеятельности
метапредметные (компетентностные) результаты
формирование целостной картины мира в сознании ученика
формирование подхода к изучаемому предмету как к системе знаний о мире в числах и фигурах
Слайд 30Уровни интеграции содержания учебного материала
Высший уровень - философский
«человек - общество -
природа»
Общепредметный уровень
Внутрипредметный уровень
Слайд 31Смена образовательной парадигмы
Традиционный взгляд
прочные ЗНАНИЯ
учитель –источник информации, знаний
ученик – объект
образовательного процесса
ФГОС
РАЗВИТИЕ личности учащегося
учитель - СОавтор образовательного продукта
ученик – активный участник образовательного процесса, деятель
Слайд 33Система дидактических принципов
Принцип деятельности
Принцип непрерывности
Принцип целостности
Принцип минимакса
Принцип психологической комфортности
Принцип вариативности
Принцип творчества
Слайд 34Критерии результативности и эффективности урока
способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть
её субъектом
обучение через открытие
наличие дискуссий
развитие личности учащегося
осознание учеником своей деятельности
ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения
Слайд 35Целевые установки школьного математического образования
«Математика – это есть средство, это
есть инструмент такой же, как штангель и напильник для слесаря или топор и пила для плотника».
Академик А. Н. Крылов
«В принципе математика в основе своей не имеет какой-либо утилитарной цели, а представляет собой интеллектуальную дисциплину, практическая польза которой сводится к нулю».
Ж. Дьедонне
«Основная цель изучения математики в школе – воспитание интеллектуальной честности».
Н. Вавилов
Слайд 36Цели обучения, 1980г., программа
«Основная задача обучения математике в общеобразовательной средней школе
– обеспечить прочное, сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования».
Слайд 37Цели обучения, XIX международная конференция, 1956г.
«В средней школе следует достигнуть
в возможно большей мере воспитательных целей изучения математики, относящихся к интеллектуальной деятельности и формированию характера. Эти цели сводятся к процессам логического мышления, к рациональным качествам мысли и ее выражения, к духу наблюдения, пространственным и количественным представлениям, к интуиции и воображению в абстрактной области, к развитию внимания и способности сосредоточиться, к воспитанию настойчивости и привычки работать упорядоченно и, наконец, к формированию научного духа…».
Слайд 38Цели обучения, 2006г., Стандарт.
«Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего
образования направлено на достижение следующих целей:
∙ формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
∙ развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
∙ овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
∙ воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей»
Слайд 39Цели обучения, 1988г.,
Всесоюзный съезд
«Главная цель средней общеобразовательной школы - способствовать
умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности».
Слайд 40 Вклад математики в общее интеллектуальное развитие личности
Слайд 41 Процесс и результат, М.А.Холодная
«Воспитатель не стремится к определенному заранее результату. Усилия
воспитателя направлены … на раскрытие (учеником) своих индивидуальных способностей, на поддержку его внутренней силы, а не на формирование конкретных нормативных способностей. Если обеспечены условия, необходимые для ПРОЦЕССА свободного развития человека, его личностного роста, то позитивные РЕЗУЛЬТАТЫ будут достигнуты самим человеком обязательно, хотя, возможно, не легко и не сразу».
Слайд 42 Личностный рост, С.Л.Братченко.
«Гуманистический вариант педагогики направлен, в первую очередь, не на
передачу информации, формирование знаний, усвоение способов деятельности, − это ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ процесс, смыслом и целью которого является ПОМОЩЬ В ЛИЧНОСТНОМ РОСТЕ – в освоении и усилении самого себя, раскрытии своих способностей, в обогащении личного опыта, обретении ценностей и смыслов»
Слайд 43 «Способность характеризует уровень достижений в интеллектуальной деятельности (то есть является ее
результативной характеристикой). Стиль выступает как способ выполнения интеллектуальной деятельности (то есть является ее процессуальной характеристикой) Соответственно разные стили могут обеспечивать одинаково высокую успешность решения определенной задачи»
М.А. Холодная
Слайд 44«Что касается организации стилевого поведения ребят
в процессе обучения, то формирование персонального
познавательного
стиля предполагает учет следующих
основных требований:
1. Создание условий для актуализации наличных
познавательных стилей ребенка.
2. Обогащение стилевых характеристик его интеллектуального поведения за счет:
– освоения полного репертуара познавательных
стилей на всех уровнях стилевого поведения;
– мобильности стилевого поведения
(возможности перехода с одного стиля на
другой в зависимости от собственных
потребностей и требований проблемной ситуации);
– взаимодействия разных познавательных стилей.»
М.А. Холодная
Слайд 45 Познавательные стили
изучения математики
Алгоритмический стиль.
Визуальный стиль.
Прикладной стиль.
Дедуктивный стиль.
Исследовательский стиль.
Комбинаторный стиль.
Игровой стиль.
Слайд 46 Результативность обучения
- Процесс важнее результата
- Полученный опыт ценнее
приобретенного навыка
- Содержательный пример богаче
общего вывода
Слайд 47Структура урока при
реализации деятельностного подхода
Этап 1:
Мотивирование к учебной деятельности. Знакомство
с проблемой
Учитель:
Обеспечивает познавательный интерес к теме урока
Создает учебную ситуацию
Побуждает школьников применить знания и опыт, соответствующие данной ситуации
Помогает ученикам осознать проблему, сформулировать вопросы
Слайд 48Структура урока при
реализации деятельностного подхода
Этап 2:
Построение нового знания
Учитель:
Организует освоение
содержания учебной темы
Предоставляет ученикам материал для изучения, наблюдений
Слайд 49Продуктивные задания:
что необходимо помнить
Задание должно быть интересно
ученику
Тема задания должна быть выполнима
Тема должна быть оригинальной
Формулировка задания должна быть конкретной и четкой
Слайд 50Структура урока при
реализации деятельностного подхода
Этап 3:
Применение полученных знаний
Ученик
выбирает уровень
выполнения задания - информативный, импровизированный, эвристический
выбирает способ деятельности - индивидуальный, коллективный
самоорганизуется для выполнения ситуативного задания
выполняет ситуативное задание
Слайд 51Структура урока при
реализации деятельностного подхода
Этап 4:
Рефлексия учебной деятельности
Ученик
соотносит полученный
результат с поставленной целью
проводит самоанализ и самооценку собственной деятельности
Слайд 52 Технологическая карта урока
позволяет
спроектировать учебный процесс от цели до результата
вписать
конкретный урок в систему уроков
определить возможности реализации межпредметных связей
определить УУД, формирующиеся в процессе изучения темы
Слайд 53 Технологическая карта урока
Инвариантная часть
Название темы с указанием часов на её
изучение
Планируемые результаты: (предметные, личностные, метапредметные)
Межпредметные связи
Этапы изучения темы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Слайд 54
Учитель, готовый к реализации ФГОС, – какими качествами он должен
обладать?
Слайд 55
Метапредметные
Предметные
Личностные
Результаты образования
Развитие «компетентности к обновлению компетенций»
Слайд 56Система оценивания образовательных результатов
Слайд 58Группы результатов по методам оценивания
Объекты формальной оценки
Объекты
неформальной оценки
Слайд 59 таблицы образовательных результатов
«портфель достижений»
Где накапливать оценки?
Слайд 60таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов
таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов
таблицы ЛИЧНОСТНЫХ результатов
Группы таблиц образовательных результатов
Слайд 61Отметки заносятся в таблицы результатов:
метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические
работы (один раз в год обязательно)
предметные контрольные работы (один раз в четверть обязательно)
оцениваются письменные или устные задания
(от урока к уроку - по решению учителя и образовательного учреждения)
Группы результатов по методам оценивания
Слайд 62Учебный портфель (портфолио)
Основа
индивидуального
маршрута
обучения
Набор материалов, которые учащийся собирает по
ходу работы:
«накопитель» достижений
«Накопительная» функция
Слайд 63
Основные разделы
«Портфеля достижений»
показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц
результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам)
показатели метапредметных результатов
показатели личностных результатов
Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик
Слайд 64Учебный портфель (портфолио)
отражает динамику развития учащегося
помогает учащемуся проводить рефлексию собственной
учебной работы
служит формой самооценки результатов учащегося
помогает учащемуся самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями
Модельная функция – индивидуальный образовательный проект
Слайд 65текущие
за задачи, решённые при изучении новой темы
итоговые
Оценки?
Слайд 66Признаки трёх уровней успешности:
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи
Необходимый уровень
(базовый) – решение типовой задачи
Максимальный уровень (НЕобязательный) решение «сверхзадачи»
По каким критериям оценивать?
Слайд 67Текущие (предметные)
Итоговая оценка – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником
в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов
Как определять итоговые оценки?
Слайд 68продуктивные задания
метапредметные диагностические работы
диагностика результатов личностного развития
Новые формы и методы оценки
Слайд 69Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля
результатов, как
целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам)
самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности)
результаты учебных проектов
результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников
Какие нужны новые формы и методы оценки?