Слайд 1Элементы комбинаторики и теории вероятностей в курсе математики основной школы
Слайд 2С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, кто б не
нуждался в знанье.
Какой мы не возьмем язык и век -
Всегда стремился к знанью человек…
Слайд 3 Эта линия развивает у учащихся вероятностно-статистический тип
мышления:
-умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах,
-понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей,
-производить простейшие вероятностные расчеты,
-осуществлять рассмотрение различных случаев,
-перебирать и подсчитывать число вариантов в простейших прикладных задачах
Слайд 4Статистика
Статистика –наука, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных
данных о разнообразных массовых явлениях, происходящих в природе и обществе.
Слайд 6Задача
Учащиеся 7 класса получили
за контрольную работу по
математике следующие
оценки:
3,
4, 5, 5, 4, 4, 4, 3, 3, 5, 4.
Найти среднее арифметическое, размах, моду и медиану числового ряда.
Слайд 7 Среднее арифметическое
Включив свои знания,
смекалку, сообразительность и
чувство юмора
постарайтесь отыскать среднее арифметическое
не чисел, а тех предметов и существ,
которые нас окружают.
Слайд 8Назовите среднее
арифметическое…
Портфеля и рюкзака
Слайд 10Назовите среднее
арифметическое…
Женщины и рыбы
Слайд 12Назовите среднее
арифметическое…
Мужчины и коня
Слайд 14Назовите среднее
арифметическое…
Носка и чулка
Слайд 16Назовите среднее
арифметическое…
Велосипеда и мотоцикла
Слайд 18Среднее арифметическое
3, 4, 5, 5, 4, 4, 4, 3, 3,
5, 4
( 3+4+5+5+4+4+4+3+3+5+4):11=4
Слайд 20Мода
3, 4, 5, 5, 4, 4, 4, 3, 3, 5, 4
«4»
Слайд 22Медиана
3, 4, 5, 5, 4, 4, 4, 3, 3, 5,
4.
3, 3, 3, 4, 4, 4, 4, 4, 5, 5, 5.
«4»
Слайд 24Размах
3, 4, 5, 5, 4, 4, 4, 3, 3,
5, 4.
Максимальное число - 5
Минимальное число - 3
5-3=2
«2»
Слайд 25Задача - практикум
Заработная плата учителя С(к)ОШ №24 за пять месяцев
2015 года будет следующая:
январь – 35 т. р;
февраль – 36 т. р;
март – 47 т. р;
апрель – 40 т. р;
май – 47 т. р.
Найдите среднее арифметическое, моду, медиану и размах числового ряда.
Слайд 26 Решение
35000;3600;47000;40000;47000
Среднее арифметическое
(35000+3600+47000+40000+47000):5=41000
Мода
47000
Медиана
35000; 36000;
40000; 47000; 47000.
Размах
47000-35000=12000
Слайд 27 Что такое комбинаторика?
Комбинаторика – раздел математики, в котором
изучается, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов.
Слайд 28Задача
Буратино пришел в школу и встретил своих друзей Артемона, Пьеро,
Мальвину.
Они все обменялись рукопожатиями.
Сколько всего
рукопожатий было?
Слайд 29Решение
БА БП БМ - 3 рукопожатия
АП АМ -
2 рукопожатия
ПМ - 1 рукопожатие
способ перебора 3+2+1= 6
Ответ: 6 рукопожатий
А
Б М - граф-дерево переборов
П
Слайд 30Задача
Из дома Буратино в
театр ведут три дороги,
а
из театра в школу еще
три дороги. Сколькими
способами может
Буратино пройти в
школу, посетив театр?
Дом Театр Школа
** ** ** ** ** ** ** ** **
1) способ перебора возможных вариантов
2) комбинаторное правило умножения 3 ∙ 3 = 9
Ответ: 9 способов
Слайд 32Задача - практикум
В кафе предлагают два первых блюда: борщ, рассольник
– и четыре вторых блюда: гуляш, котлеты, сосиски, пельмени. Укажите все обеды из первого и второго блюд, которые может заказать посетитель. Проиллюстрируйте ответ, построив дерево возможных вариантов.
Б Р
Г К С П Г К С П
БГ; БК; БС; БП; РГ; РК; РС; РП.
2 ∙ 4=8
Ответ: 8 вариантов
Слайд 34Перестановки
Перестановкой из n элементов называется каждое расположение этих элементов в определенном
порядке.
Pn = n!
Пример: 5! = 1 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 5 = 120
Слайд 35Задача
Сколькими способами 4 человека могут разместиться на четырехместной скамейке?
Решение
4!
= 1 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 = 24(способа)
Слайд 40Теория вероятностей
Случайными событиями называются события, которые могут произойти или не произойти.
Теория вероятностей изучает закономерности случайных событий.
Слайд 41 Относительная частота
Относительной частотой случайного события в серии испытаний
называется отношение числа испытаний, в которых это событие наступило, к числу всех испытаний.
Слайд 47Задача
В одной комнате общежития живут Антон, Борис и Василий. Нужно
регулярно назначать дежурного по комнате. Юноши подбрасывают две монеты и в зависимости от результата определяют дежурного:
- если выпали орёл и решка, дежурит Антон,
- если выпали два орла, дежурит Борис,
- если выпали две решки, дежурит Василий.
Справедлив ли такой подход к выбору дежурного?
Слайд 48Решение
Такой подход не является справедливым, так как вероятность появления орла и
решки ( ОР или РО ) равна 1/2 ( два благоприятствующих из четырёх возможных исходов), а вероятности появления двух решек или двух орлов одинаковы и равны 1/4. Так как ½ / ¼ = 2 , то можно сказать, что Антону, по всей вероятности, придётся в 2 раза чаще дежурить, чем каждому из его друзей.
Слайд 50
Я имею
некоторое представление о «Статистике, комбинаторике и теории вероятностей»