Презентация, доклад на тему Дробное число

Содержание

Школьный курс арифметики состоит из трех основных частей: учения о нумерации, учения о действиях над целыми числами и свойствах их и учения о дробях. В презентации рассмотрим третью часть арифметики: учение о дробях.

Слайд 1Дробное число
Клещеногова В.А.- учитель математики МБОУ «Мордовско- Полянская ООШ»

Дробное числоКлещеногова В.А.- учитель математики   МБОУ «Мордовско- Полянская ООШ»

Слайд 2Школьный курс арифметики состоит из трех основных частей: учения о нумерации,

учения о действиях над целыми числами и свойствах их и учения о дробях. В презентации рассмотрим третью часть арифметики: учение о дробях.
Школьный курс арифметики состоит из трех основных частей: учения о нумерации, учения о действиях над целыми числами

Слайд 3Дроби бывают трех видов:

1) доли или единичные дроби, у которых

числитель единица, знаменателем же может быть любое целое число;
2) дроби систематические, у которых числителями могут быть любые числа, знаменателями же - только числа некоторого частного вида, например степени десяти или шестидесяти;
3) дроби общего вида, у которых и числители и знаменатели могут быть любыми числами.

Дроби бывают трех видов: 1) доли или единичные дроби, у которых числитель единица, знаменателем же может быть

Слайд 4Изобретение этих трех различных видов дробей представляло для человечества разные степени

трудности, поэтому разные виды дробей появлялись в разные эпохи.
Знакомство человека с дробными числами началось с единичных дробей с малыми знаменателями.
Понятия "половина", "треть", "четверть", "осьмушка" употребляются часто людьми, которые арифметике дробных чисел никогда не обучались. Эти простейшие дроби изобрел каждый народ самостоятельно в ходе своего развития.

Изобретение этих трех различных видов дробей представляло для человечества разные степени трудности, поэтому разные виды дробей появлялись

Слайд 5Единичные дроби.
Древние египтяне, несмотря на то, что они в течение

нескольких тысячелетий своей истории развили высокую культуру, оставили после себя прекрасные памятники искусства, владели многими отраслями техники, однако в арифметике дробных чисел не пошли далее изобретения единичных дробей (и дроби 2/3), Если задача приводила к ответу, который мы выражаем дробным числом, египтяне его представляли в виде суммы единичных дробей или долей. Если, например, ответ по-нашему был 7/8,египтянин представлял его в виде суммы 1/2 + 1/4 + 1/8 и писал без знаков сложения: 1/2 1/4 1/8. Без знака сложения обходились и многие позднейшие народы, понимая писание рядом дробей как сложение. Этот египетский способ письма частично сохранился и у нас. Мы пишем смешанные числа, ставя рядом, без какого-либо соединяющего знака, число целых единиц и дробь, и понимаем запись, как сумму: пишем 3 1/2, вместо 3 + 1/2.

Единичные дроби. Древние египтяне, несмотря на то, что они в течение нескольких тысячелетий своей истории развили высокую

Слайд 6Может показаться, что египетский способ пользования одними лишь единичными дробями делал

решение задач сложным. Не всегда это так. Египетский автор решает задачу: нужно разделить 7 хлебов поровну между восемью лицами. Мы сказали бы, что каждый получает 7/8 хлеба.
Для египтянина не было числа 7/8, но он знал, что от деления 7 на 8 получается 1/2 + 1/4 + 1/8. Этот факт подсказывает ему, что для дележа семи хлебов между восемью лицами нужно иметь 8 половинок, 8 четвертей и 8 осьмушек. Он режет 4 хлеба пополам, 2 хлеба - на четвертушки и 1 хлеб - на осьмушки и распределяет доли между получающими. Для дележа пришлось сделать всего 4+6+7 = 17 разрезов.
Кладовщик, работающий в наши дни, которому предстоит такая же задача деления хлебов, сообразив, что каждому получателю надо дать семь восьмушек, по всей вероятности, разрежет все 7 хлебов предварительно на восьмушки, для чего ему требуется сделать 7x7 = 49 разрезов. Как видим, в этой задаче египетский способ решения является более практичным.

Может показаться, что египетский способ пользования одними лишь единичными дробями делал решение задач сложным. Не всегда это

Слайд 7Египетский ученик, решая задачи, приводившие к дробному числу, должен был иметь

пред собою таблицу, чтобы знать, в виде суммы каких долей представляется результат деления (дробное число). Такую таблицу мы и находим в начале египетского руководства математики, которое известно нам под названием "папируса Ахмеса" или "папируса Райнда".

Египетский ученик, решая задачи, приводившие к дробному числу, должен был иметь пред собою таблицу, чтобы знать, в

Слайд 8Как можно представить любую дробь в виде суммы долей? При нашем

знании арифметики это легко сделать.
Применяя равенство (1)
можно дроби представлять в виде суммы долей.
Задача: представьте 17/18 в виде суммы долей.
Ответ: 
Решение задач практической жизни при помощи одних лишь долей (египетский способ) имело место почти у всех европейских народов, начиная с греков.

Как можно представить любую дробь в виде суммы долей? При нашем знании арифметики это легко сделать.Применяя равенство

Слайд 9Систематические дроби.

Одновременно с единичными дробями появились и систематические дроби. Самый ранний

по времени вид таких дробей есть шестидесятиричные дроби, употреблявшиеся в древнем Вавилоне. В этих дробях знаменателями служат числа 60, 602 = 3600, 603 = 216 000 и т. д., и они сходны с нашими десятичными дробями.
Шестидесятиричными дробями все культурные народы пользовались до ХVII века, особенно в научных работах, почему они и назывались физическими или астрономическими дробями, а дроби общего вида, в отличие от них, - обыкновенными или народными. Следы пользования этими дробями остались у нас до сих пор: минута есть 1/60, секунда 1/602 = 1/3600, терция 1/603 = 1/216000 часть часа.

Систематические дроби.Одновременно с единичными дробями появились и систематические дроби. Самый ранний по времени вид таких дробей есть

Слайд 10 Десятичные дроби.
Десятичные дроби представляют также

вид систематических дробей.
Изобретателем их почти во всех книгах называется фламандский (бельгийский) инженер Симон Стевин (1548-1620). Стевин в 1585 году издал брошюру, в которой горячо агитировал за введение в употребление новых, десятичных, дробей, при помощи которых, по его словам, "можно решать все житейские задачи без ломаных" (так назывались дроби у всех народов).
Десятичные дроби. Десятичные дроби представляют также

Слайд 11Однако, как мы уже знаем, десятичные дроби были введены в научную

литературу около 175 лет до него узбекским математиком и астрономом ал-Каши.

Однако, как мы уже знаем, десятичные дроби были введены в научную литературу около 175 лет до него

Слайд 12Вычисляя отношение длины окружности к радиусу в шестидесятиричной системе, в то

время общепринятой в научных исследованиях, ал-Каши получает результат в виде записи:

что означает
6 + 16/60 + 59/602 + 28/603 + 1/604 + 34/605 + 51/606 + 46/607 + 14/608 + 50/609. Под этим числом он пишет: целых
6 283 185 307 179 586 5


Вычисляя отношение длины окружности к радиусу в шестидесятиричной системе, в то время общепринятой в научных исследованиях, ал-Каши

Слайд 13Это число есть перевод написанного выше значения числа 2π из шестидесятиричной

системы счисления в десятичную и представляет десятичную дробь
6,283 185 307 179 586 5.
Разделив это число на 2, получим приближенное значение π - отношение длины окружности к диаметру 3,1415926535897932.
В этой дроби все 16 знаков после запятой точны.
Десятичные доли ал-Каши называет: десятичные минуты, десятичные секунды, десятичные терции и т. д.

Это число есть перевод написанного выше значения числа 2π из шестидесятиричной системы счисления в десятичную и представляет

Слайд 14В написанном в 1427 году "Ключе к искусству "счета" ал Каши

дает правила вычислений в десятичной системе, то есть учит умножению и делению десятичных дробей.
Сказанное дает нам полное основание считать узбекского ученого начала пятнадцатого столетия ал-Каши основоположником употребления десятичных дробей и тем ученым, который и обосновал теорию этих дробей.
Кроме этого, в тех же книгах ал-Каши обнаруживает ясное понимание правил
аm · аn = аm + n, аm:аn = аm - n,
что представляет большой шаг вперед в этом вопросе от употреблявшихся в Западной Европе неуклюжих правил, ведущих свое начало от Архимеда.

В написанном в 1427 году

Слайд 15Дробь общего вида.
Дроби общего вида m/n, в которых и m и

n могут быть произвольными целыми числами, появляются уже в некоторых сочинениях Архимеда.
Дробь общего вида.Дроби общего вида m/n, в которых и m и n могут быть произвольными целыми числами,

Слайд 16Простейшие из таких дробей:

2/3, 3/4 постепенно входят в употребление в житейской практике. Индусы уже в первые века нашего летосчисления установили современные правила действий над обыкновенными дробями. Эти правила через руководства среднеазиатских математиков - ал-Хорезми и других - вошли в европейские учебники арифметики. Это случилось ранее распространения десятичных дробей.

Простейшие из таких дробей:

Слайд 17В "Арифметике" Магницкого (1703) обыкновенные дроби излагаются подробно, десятичные же дроби

- в специальной главе, как некоторый новый вид счисления, не имевший при тогдашней системе мер большого практического значения.

В

Слайд 18Литература:
И.Депман: Рассказы о математике. Государственное издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР,

Ленинград-1954г.
Интернет- ресурсы.
Литература:И.Депман: Рассказы о математике. Государственное издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР, Ленинград-1954г. Интернет- ресурсы.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть