Слайд 1Дробное число
Клещеногова В.А.- учитель математики МБОУ «Мордовско- Полянская ООШ»
Слайд 2Школьный курс арифметики состоит из трех основных частей: учения о нумерации,
учения о действиях над целыми числами и свойствах их и учения о дробях. В презентации рассмотрим третью часть арифметики: учение о дробях.
Слайд 3Дроби бывают трех видов:
1) доли или единичные дроби, у которых
числитель единица, знаменателем же может быть любое целое число;
2) дроби систематические, у которых числителями могут быть любые числа, знаменателями же - только числа некоторого частного вида, например степени десяти или шестидесяти;
3) дроби общего вида, у которых и числители и знаменатели могут быть любыми числами.
Слайд 4Изобретение этих трех различных видов дробей представляло для человечества разные степени
трудности, поэтому разные виды дробей появлялись в разные эпохи.
Знакомство человека с дробными числами началось с единичных дробей с малыми знаменателями.
Понятия "половина", "треть", "четверть", "осьмушка" употребляются часто людьми, которые арифметике дробных чисел никогда не обучались. Эти простейшие дроби изобрел каждый народ самостоятельно в ходе своего развития.
Слайд 5Единичные дроби.
Древние египтяне, несмотря на то, что они в течение
нескольких тысячелетий своей истории развили высокую культуру, оставили после себя прекрасные памятники искусства, владели многими отраслями техники, однако в арифметике дробных чисел не пошли далее изобретения единичных дробей (и дроби 2/3), Если задача приводила к ответу, который мы выражаем дробным числом, египтяне его представляли в виде суммы единичных дробей или долей. Если, например, ответ по-нашему был 7/8,египтянин представлял его в виде суммы 1/2 + 1/4 + 1/8 и писал без знаков сложения: 1/2 1/4 1/8. Без знака сложения обходились и многие позднейшие народы, понимая писание рядом дробей как сложение. Этот египетский способ письма частично сохранился и у нас. Мы пишем смешанные числа, ставя рядом, без какого-либо соединяющего знака, число целых единиц и дробь, и понимаем запись, как сумму: пишем 3 1/2, вместо 3 + 1/2.
Слайд 6Может показаться, что египетский способ пользования одними лишь единичными дробями делал
решение задач сложным. Не всегда это так. Египетский автор решает задачу: нужно разделить 7 хлебов поровну между восемью лицами. Мы сказали бы, что каждый получает 7/8 хлеба.
Для египтянина не было числа 7/8, но он знал, что от деления 7 на 8 получается 1/2 + 1/4 + 1/8. Этот факт подсказывает ему, что для дележа семи хлебов между восемью лицами нужно иметь 8 половинок, 8 четвертей и 8 осьмушек. Он режет 4 хлеба пополам, 2 хлеба - на четвертушки и 1 хлеб - на осьмушки и распределяет доли между получающими. Для дележа пришлось сделать всего 4+6+7 = 17 разрезов.
Кладовщик, работающий в наши дни, которому предстоит такая же задача деления хлебов, сообразив, что каждому получателю надо дать семь восьмушек, по всей вероятности, разрежет все 7 хлебов предварительно на восьмушки, для чего ему требуется сделать 7x7 = 49 разрезов. Как видим, в этой задаче египетский способ решения является более практичным.
Слайд 7Египетский ученик, решая задачи, приводившие к дробному числу, должен был иметь
пред собою таблицу, чтобы знать, в виде суммы каких долей представляется результат деления (дробное число). Такую таблицу мы и находим в начале египетского руководства математики, которое известно нам под названием "папируса Ахмеса" или "папируса Райнда".
Слайд 8Как можно представить любую дробь в виде суммы долей? При нашем
знании арифметики это легко сделать.
Применяя равенство (1)
можно дроби представлять в виде суммы долей.
Задача: представьте 17/18 в виде суммы долей.
Ответ:
Решение задач практической жизни при помощи одних лишь долей (египетский способ) имело место почти у всех европейских народов, начиная с греков.
Слайд 9Систематические дроби.
Одновременно с единичными дробями появились и систематические дроби. Самый ранний
по времени вид таких дробей есть шестидесятиричные дроби, употреблявшиеся в древнем Вавилоне. В этих дробях знаменателями служат числа 60, 602 = 3600, 603 = 216 000 и т. д., и они сходны с нашими десятичными дробями.
Шестидесятиричными дробями все культурные народы пользовались до ХVII века, особенно в научных работах, почему они и назывались физическими или астрономическими дробями, а дроби общего вида, в отличие от них, - обыкновенными или народными. Следы пользования этими дробями остались у нас до сих пор: минута есть 1/60, секунда 1/602 = 1/3600, терция 1/603 = 1/216000 часть часа.
Слайд 10 Десятичные дроби.
Десятичные дроби представляют также
вид систематических дробей.
Изобретателем их почти во всех книгах называется фламандский (бельгийский) инженер Симон Стевин (1548-1620). Стевин в 1585 году издал брошюру, в которой горячо агитировал за введение в употребление новых, десятичных, дробей, при помощи которых, по его словам, "можно решать все житейские задачи без ломаных" (так назывались дроби у всех народов).
Слайд 11Однако, как мы уже знаем, десятичные дроби были введены в научную
литературу около 175 лет до него узбекским математиком и астрономом ал-Каши.
Слайд 12Вычисляя отношение длины окружности к радиусу в шестидесятиричной системе, в то
время общепринятой в научных исследованиях, ал-Каши получает результат в виде записи:
что означает
6 + 16/60 + 59/602 + 28/603 + 1/604 + 34/605 + 51/606 + 46/607 + 14/608 + 50/609. Под этим числом он пишет: целых
6 283 185 307 179 586 5
Слайд 13Это число есть перевод написанного выше значения числа 2π из шестидесятиричной
системы счисления в десятичную и представляет десятичную дробь
6,283 185 307 179 586 5.
Разделив это число на 2, получим приближенное значение π - отношение длины окружности к диаметру 3,1415926535897932.
В этой дроби все 16 знаков после запятой точны.
Десятичные доли ал-Каши называет: десятичные минуты, десятичные секунды, десятичные терции и т. д.
Слайд 14В написанном в 1427 году "Ключе к искусству "счета" ал Каши
дает правила вычислений в десятичной системе, то есть учит умножению и делению десятичных дробей.
Сказанное дает нам полное основание считать узбекского ученого начала пятнадцатого столетия ал-Каши основоположником употребления десятичных дробей и тем ученым, который и обосновал теорию этих дробей.
Кроме этого, в тех же книгах ал-Каши обнаруживает ясное понимание правил
аm · аn = аm + n, аm:аn = аm - n,
что представляет большой шаг вперед в этом вопросе от употреблявшихся в Западной Европе неуклюжих правил, ведущих свое начало от Архимеда.
Слайд 15Дробь общего вида.
Дроби общего вида m/n, в которых и m и
n могут быть произвольными целыми числами, появляются уже в некоторых сочинениях Архимеда.
Слайд 16Простейшие из таких дробей:
2/3, 3/4 постепенно входят в употребление в житейской практике. Индусы уже в первые века нашего летосчисления установили современные правила действий над обыкновенными дробями. Эти правила через руководства среднеазиатских математиков - ал-Хорезми и других - вошли в европейские учебники арифметики. Это случилось ранее распространения десятичных дробей.
Слайд 17В "Арифметике" Магницкого (1703) обыкновенные дроби излагаются подробно, десятичные же дроби
- в специальной главе, как некоторый новый вид счисления, не имевший при тогдашней системе мер большого практического значения.
Слайд 18Литература:
И.Депман: Рассказы о математике. Государственное издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР,
Ленинград-1954г.
Интернет- ресурсы.