Слайд 1
Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве,
в день, когда православная церковь празднует память евангелиста Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких стихотворениях поэта.
Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед.
Жизнь и творчество
Марины Цветаевой
Слайд 2
Марина Ивановна Цветаева (1892-1941 ) - известная русская поэтесса. Для
ее творчества характерен романтический максимализм, неприятие повседневного бытия, обреченность любви, мотивы одиночества. Марина Ивановна Цветаева написала лучшие свои произведения в состоянии влюбленности, в момент сильных душевных переживаний. Много бурных романов было в жизни Марины, однако единственная любовь прошла через всю жизнь - это Сергей Эфрон, который стал ее мужем и отцом ее детей.
Она была пианисткой, ученицей Рубинштейна А. Г. Эта женщина оказала огромное влияние на Марину. Она мечтала, чтобы дочь также стала пианисткой. Однако мир поэзии манил юную Цветаеву больше, чем исполнение гамм. Еще в шестилетнем возрасте девочка написала первые стихи. Причем не только на русском творила Марина, но и на французском и немецком языках.
Слайд 3
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь
и сверкаю!
Мне дело-измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Слайд 5
Родилась Марина Цветаева в очень интеллигентной семье. Ее отец - Цветаев
Иван Владимирович, профессор Московского университета, работавший на кафедре теории искусств и всемирной истории, известный филолог и искусствовед, занимал должность директора Румянцевского музея, большую часть своей жизни посвятил Музею изящных искусств имени Александра III (сейчас – Музей имени Пушкина). Иван Цветаев женился второй раз, на Марии Мейн, пианистке, ученице Антона Рубинштейна. У этой пары 26 сентября 1892 года в Москве на свет появилась девочка, получившая имя Марина, что значит «морская». Огромное влияние на Марину оказала ее мать, мечтавшая, что дочь пойдет по ее стопам и станет пианисткой. Однако сколько не заставляли будущую поэтессу играть гаммы, мир поэзии манил ее намного больше.
Слайд 6
Из воспоминаний М.Цветаевой.
«…Когда вместо желанного,
предрешенного, почти
приказанного сына Александра
родилась всего
только я, мать
сказала: «По крайней мере,
будет музыкантша.» Когда же
первым, явно бессмысленным
словом оказалась «гамма»,
мать только подтвердила: «Я
так и знала,» - и тут же
принялась учить меня музыке…
Могу сказать, что я родилась не
в жизнь, а в музыку…»
Слайд 7
После смерти матери от чахотки в 1906 году Марина с сестрой
Анастасией остались на попечении отца.
…Всё бледней лазурный остров-детство, Мы одни на палубе стоим. Видно, грусть оставила в наследство Ты, о мама, девочкам своим!
Слайд 8
Творчество Марины Цветаевой.
Когда Цветаевой исполнилось
восемнадцать лет, она выпустила свой первый сборник “Вечерний альбом” (1910), включавший в основном все то, что писалось еще на ученической скамье. Сборник был замечен, появились рецензии. Одним из первых на “Вечерний альбом” откликнулся Валерий Брюсов. Он писал: “Стихи Марины Цветаевой… всегда отправляются от какого-то реального факта, от чего-нибудь действительно пережитого”. Еще более решительно приветствовал появление цветаевской книги поэт, критик и тонкий эссеист Максимилиан Волошин, живший в то время в Москве. Стихи юной Цветаевой подкупали своей талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью. На этом сошлись все рецензенты.
НА ПРОЩАНЬЕ … Ты все мне поведал - так рано! Я все разглядела - так поздно! В сердцах наших вечная рана, В глазах молчаливый вопрос ... Темнеет... Захлопнули ставни, Над всем приближение ночи... Люблю тебя пpизpачно - давний, тебя одного - и на век! …
Слайд 9
Марина Ивановна Цветаева рифмовала стихотворения на разных языках. Первый сборник Цветаевой
опубликовали в 1910 году. Он имел название «Вечерний альбом » На писательницу оказало сильное влияние самоубийство Маяковского. Стихотворение Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной» посвящены мужу ее сестры — Анастасии. Голова Марины Ивановны Цветаевой всегда была занята только поэзией, поэтому ее детям не хватало внимания.
Слайд 10
1933 Март. Завершила «Оду пешему ходу». Лето. Написан небольшой очерк-воспоминание о
детстве «Башня в плюще». 7 июля. Написана статья «Поэты с историей и поэты без истории», посвященная Б. Пастернаку. Сохранилась лишь в переводе с сербскохорватского. Июль. Окончание работы над стихотворным циклом «Стол». Август — сентябрь. Написаны автобиографические очерки: «Музей Александра III», «Лавровый венок», «Открытие музея», «Жених», а также статья «Два лесных Царя». Декабрь. Марина Цветаева завершила и напечатала автобиографический очерк «Дом у Старого Пимена». К этому времени С. Эфрон принял твердое решение вернуться на родину, и это угнетало М. Цветаеву.
Слайд 11
В поэме "На красном коне" (1921) история становления поэта обретает формы
романтической сказочной баллады. В следующих книгах "Версты" (1921-22) и "Ремесло" (1923), обнаруживающих творческую зрелость Цветаевой, сохраняется ориентация на дневник и сказку, но уже преображающуюся в часть индивидуального поэтического мифа. В центре циклов стихов, обращенных к поэтам-современникам А. А. Блоку, А. А. Ахматовой, посвященных историческим лицам или литературным, романтическая личность, которая не может быть понята современниками и потомками, но и не ищет примитивного понимания, обывательского сочувствия. Цветаева, до определенной степени идентифицируя себя со своими героями, наделяет их возможностью жизни за пределами реальных пространств и времен, трагизм их земного существования компенсируется принадлежностью к высшему миру любви, души и поэзии.
Слайд 12
В 1911 году Марина Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем
Эфроном. 27 января 1912 года состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).
Я с вызовом ношу его кольцо да, в вечности жена, не на бумаге!- Чрезмерно узкое его лицо подобно шпаге… Безмолвен рот его, углами вниз, мучительно-великолепны брови. В его лице трагически слились две древних крови …В его лице я рыцарству верна, всем тем, кто жил и умирал без страху! - Такие - в роковые времена - слагают стансы- и идут на плаху.
Слайд 13
ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА
Любовь в лирике Марины Ивановны - безграничное море, неуправляемая стихия,
которая полностью захватывает и поглощает. Лирическая героиня Цветаевой растворяется в этом волшебном мире, страдая и мучаясь, горюя и печалясь. Открытой и радостной душе автора по плечу великие радости и страдания. К сожалению радостей выпадало мало, а горя хватило бы на десяток судеб. Но Марина Ивановна гордо шла по жизни, неся все, выпавшее на долю. И только стихи открывают бездну ее сердца, вместившего казалось бы, непереносимое.
ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА
Любовь в лирике Марины Ивановны - безграничное море, неуправляемая стихия, которая полностью захватывает и поглощает. Лирическая героиня Цветаевой растворяется в этом волшебном мире, страдая и мучаясь, горюя и печалясь. Открытой и радостной душе автора по плечу великие радости и страдания. К сожалению радостей выпадало мало, а горя хватило бы на десяток судеб. Но Марина Ивановна гордо шла по жизни, неся все, выпавшее на долю. И только стихи открывают бездну ее сердца, вместившего казалось бы, непереносимое.
Слайд 14
«Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный
доход — от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живём на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода.»
У Марины Цветаевой было трое детей. Первую дочь Марины Ивановны звали Ариадна. Цветаева имела необыкновенное пристрастие к именам. Ей казалось, что они влияют на судьбу человека. Вторая дочка Марины Ивановны родилась после примирения женщины с мужем. Беременная Марина Ивановна мечтала о сыне, но вскоре была разочарована, потому что родила дочь Ирину. Дочка Марины Ивановны Ирина умерла в 3-ех летнем возрасте. Третьего ребёнка – сына, которого звали Георгий, дома нежно называли «Мур». Старшую дочь Марина очень любила всем своим сердцем, а по отношению к младшей у нее не было никакого интереса уже после ее рождения. Цветаевой приходилось оставаться с двумя детьми на руках и без денег.
Слайд 15
Стремительно и властно в жизнь Марины Цветаевой вошел
Пушкин и стал постоянной
духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.
Пушкинскую «Капитанскую дочку» Цветаева перечитывала
много раз, а стихотворение «К морю» стало ее любимым.
Великому русскому поэту Пушкину Цветаева посвятила цикл
стихотворений «Стихи к Пушкину».
Слайд 16
Интересные факты.
Свои первые стихотворения Марина
Цветаева начала писать еще в детстве. И делала это не только на русском языке, но и на французском и немецком.
Марина всегда считала, что полюбит человека, который подарит ей понравившийся камень. Ее будущий муж, не подозревая об этом, подарил Цветаевой в первый же день их знакомства сердолик, который нашел на пляже.
Помогая Марине собирать чемодан, ее друг, Борис Пастернак, пошутил про взятую им веревку для перевязки чемодана (что она крепкая, хоть вешайся). Именно на этой злополучной веревке и повесилась поэтесса.
Слайд 17
В 1937 Сергей Эфрон, ради возвращения в СССР ставший агентом НКВД
за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Летом 1939 вслед за мужем и дочерью Ариадной (Алей) возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием (Муром). В том же году и дочь и муж были арестованы (С. Эфрон расстрелян в 1941, Ариадна после пятнадцати лет репрессий была в 1955 реабилитирована). Сама Цветаева не могла найти ни жилья ни работы; ее стихи не печатались. Оказавшись в начале войны в эвакуации, безуспешно пыталась получить поддержку со стороны писателей, покончила жизнь самоубийством.
Слайд 18
31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством, повесилась в
доме, куда вместе с сыном была определена на постой. Она оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить («эвакуированным», Асеевым и сыну). Дом, где покончила с собой М.И. Цветаева и посмертная записка сыну.