Слайд 2Назовите произведения по их началу.
1команда.
Дети
мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите ее в сердце свое и не ленитесь, но усердно трудитесь…
Слайд 32 команда.
Есть в земле Российской город, называемый Муром. В нем,
как рассказывают, правил князь по имени Павел. И вот случилось так, что дьявол, искони ненавидящий род человеческий, вселился в летающего змия и стал прилетать к жене князя….
Слайд 4Велика бо бываеть полза отъ ученья книжного; книгами бо кажеми и
учими есмы пути покаянью, мудрость бо обрътаемъ и въздержанье от словесъкнижныхъ. Се бо суть ръкы, напояющи вселенную,се суть исходящи мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утъшаеми есмы; си суть узда въздержанью. Мудрость бо велика есть…Аще бо поищеши в книгахъмудрости прилъжно, то обрящеши велику ползу души своей.
Слайд 5Кому посвящены стихотворения А. С. Пушкина, приведенные ниже.
1команда.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках…
Слайд 62 команда.
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судью благословил,
Когда
мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней.
Слайд 7О каком писателе идет речь?
1 команда.
На одиннадцатом году - Ярославская
гимназия, чтение книг, мечты о славе… Тетрадь лирики и рукопись романа – это уже в семнадцать лет. С ними он приехал в Петербург: отец велел поступить в полк, а он решил – в Университет. Отец лишил его средств. Начинается жизнь впроголодь, нищеты.
Слайд 8В 1815 году на публичном экзамене в Лицее он прочел
свои стихи в присутствии знаменитого поэта Гавриила Романовича Державина. Державин был очень стар, экзамен его утомил. Но когда начался экзамен по русской словесности, «он оживился, глаза заблистали». Выслушав стихотворение этого поэта Державин был в восхищении
Слайд 9Продолжить пословицу и объяснить ее значение.
1 команда.
Терпенье и труд…..
Родина - мать,…
На
голове густо, а….
Хлеб - ….
Слайд 102 команда.
Старый друг…….
Повторенье - …….
Глупа та птица, которой…….
Семь раз отмерь,…….
Слайд 11Расположите следующие произведения в хронологическом порядке по дате их написания.
1 команда.
1. А. П. Платонов «Юшка»
2. М. Горький «Детство»
3. М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»
4. А. С. Пушкин «Медный всадник»
5. М. В. Ломоносов «К статуе Петра Великого»
Слайд 122 команда.
1. Г. Р. Державин «Признание»
2. И. А. Бунин «Цифры»
3. М. Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
4.Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
5. А. С. Пушкин «Медный всадник»
Слайд 13Какой писатель изображен на слайде, и что вы о нем можете
вспомнить?
Слайд 16О каком имении идет речь? Назвать имение.
1 команда.
«Без своей …………..,
- писал Толстой, - я трудно могу себе представить Россию и свое отношение к ней». ……. Была его колыбелью. Здесь проходила жизнь семьи, друзей и близких, здесь он видел, как живет народ, здесь познакомился с народными песнями, сказками, легендами, былинами.
Слайд 17И. С. Тургенев детство провел в родовой усадьбе своей матери ………….
Писатель
был арестован и отправлен в ссылку в свое родовое имение, село…………., где и провел около двух лет. Поводом к этому послужил некролог, написанный Тургеневым в связи со смертью Гоголя.
Слайд 18Какой герой и из какого произведения описывается в этом отрывке?
1команда.
Был один
из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Ему было это не по сердцу. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов.
Слайд 20Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки;
по крайней мере, никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время.
Слайд 22Знание теории литературы.
Определите жанр произведения по приведенным отрывкам.
1 команда.
Осел увидел Соловья
И
говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он слабел
И томной вдалеке свирелью отдавался.
Слайд 23Я видел спор двух близнецов. Как две капли воды походили друг
на друга всем : чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела – и ненавидели друг друга непримиримо.
Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ.
Слайд 25О ком идет речь?
Уже в эмиграции, в 1933 году первым из
русских писателей получил Нобелевскую премию
Слайд 26Он произвел перепись сахалинского населения. "Я объездил все поселения, заходил во
все избы, вставал каждый день в пять часов утра и все дни был в сильном напряжении от мысли, что многое еще не сделано".