Слайд 1Формирование универсальных учебных действий
на уроках русского языка и литературы
Кобзаренко Е.П.
МБОУ
«СОШ № 81»
Слайд 2
Универсальные учебные действия – совокупность действий учащихся, обеспечивающих его культурную идентичность,
социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Универсальные учебные действия
Слайд 3«Формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно
лишь в деятельности»
(Л.С. Выготский)
Системно-деятельностный подход
Слайд 4Универсальные учебные действия
Личностные действия - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить
поступки и события с принятыми этическими нормами, умение выделять нравственный аспект поведения)
Регулятивные действия – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценивание)
Познавательные исследовательские действия – обеспечивают поиск информации и исследование (работа с текстом, смысловое чтение, развитие гипотетико-дедуктивного мышления, логического мышления)
Коммуникативные действия – направлены на осуществление межличностного общения, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем
Слайд 5 Этапы формирования УУД
1) вначале формируется первичный опыт выполнения УУД
и мотивация к его самостоятельному выполнению;
2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;
3) далее изученное УУД включается в практику, организуется самоконтроль и при необходимости коррекция его выполнения;
4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование на уроках и во внеурочной деятельности.
Слайд 6
Как формировать и развивать универсальные
учебные действия у учащихся?
Слайд 7Целеполагание
Телеграмма
Пр..бываем в Барнаул на поезде, пр..ходящем ровно в 8.00
на пр..городный вокзал. В 9.30, если не возникнут непр..двиденные обстоятельства, будем в школе №81 и сможем пр..ступить к работе.
Пр…клоняем колени, с пламенным пр…ветом пр…ставки Пре и При.
Слайд 8«Знаю – хочу узнать – узнал – научился»
«Знаю» предполагает работу
в паре: что я знаю о теме урока;
«Хочу узнать» - формулирование цели;
«Узнал» - соотношение старой и новой информации;
«Научился» - осознание результативности деятельности.
Слайд 9Проблемная ситуация
А.М.Матюшкин определяет её как «особый вид умственного взаимодействия
объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности».
Слайд 10Синквейн (пять строк)
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Тарас Бульба
мужественный,
ответственный
любит, защищает, погибает
для него нет сильнее уз, чем товарищество
патриот
Слайд 11План работы с текстом
1. Представь, что тебе нужно изучить текст. Не
читая его, зафиксируй план, по которому будешь его изучать.
2. Изучи текст, пользуясь своим планом.
3. Составь опорный план, схему или конспект, которые помогут тебе воспроизвести текст.
Слайд 12Работа с текстом
Составление плана
Составление граф-схемы
Тезирование
Составление сводной таблицы
Комментирование
Чтение с остановками
Чтение с пометами
Составление
кластера
Слайд 13Составление кластера
Тарас
Бульба
отношение к сыновьям
описание дома
Отношения с товарищами
отношение
к жене
портрет
поведение в бою
Слайд 14Исследовательский подход
Что мы будем исследовать?
Как мы это будем делать?
Создадим совместно (самостоятельно) план действий.
Итог работы – схемы, таблицы, рисунки, защита проектов.
Слайд 15
Метапредметные результаты -
освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных
предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Слайд 16 Список литературы
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология.
М.: Педагогика, 1991.
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008.
4. Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка. – М.: 2008.
5. . Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить.- М., Просвещение, 1987.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.