Презентация, доклад на тему Урок литературы, 5 класс

Содержание

Мир человека в слове Древней Руси. (По «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.)

Слайд 1Урок литературы
Васильева В.Г.,
учитель русского языка
и литературы

Урок  литературыВасильева В.Г., учитель русского языка и литературы

Слайд 2
Мир человека в слове Древней Руси.
(По «Сказке о мертвой царевне и

о семи богатырях» А.С.Пушкина.)


Мир человека в слове Древней Руси.		(По «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.)

Слайд 3ЦЕЛЬ:
Освоить эстетическую и семантическую основу «Сказки о мертвой царевне и о

семи богатырях» А.С.Пушкина через исследовательскую работу
ЦЕЛЬ:		Освоить эстетическую и семантическую основу «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина через исследовательскую работу

Слайд 4Задачи исследования
Найти архитипические образы, представленные в сказке;
Выяснить, через какой образ передано

мировидение русского народа;
Задачи исследованияНайти архитипические образы, представленные в сказке;Выяснить, через какой образ передано мировидение русского народа;

Слайд 5Ход исследования
Мир устной народной поэзии наполнил Пушкина богатыми впечатлениями,

и самым ярким среди них была сказка. А.С.Пушкин многое, что услышал от сказительницы, перенял и ввел в свои произведения. Среди всего прочего были древние образы – архитипические, то есть древние.
Ход исследования	  Мир устной народной поэзии наполнил Пушкина богатыми впечатлениями, и самым ярким среди них была

Слайд 6 Древние славяне были земледельцами, и, как все земледельческие народы, они обожествляли

землю, воду, солнце. Следы этих культов пронизывают бытовую и духовную культуру славян, обнаруживаются они и в волшебной сказке. Изучая на уроках литературы « Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», мы заметили, что в ней присутствуют почти все архитипические образы: поле, земля, солнышко.


Древние славяне были земледельцами, и, как все земледельческие народы, они обожествляли землю, воду, солнце. Следы этих культов

Слайд 7
Мы считаем, что в сказке дается представление о нравственных истоках русского

народа.
Как они представлены в легенде? Через пространство как понятия хронотопа, то есть через реальность и время.
Мы считаем, что в сказке дается представление о нравственных истоках русского народа.   Как они представлены

Слайд 8 В сказке представлен результат миропонимания русского народа: путь к

гармонии.


В сказке представлен результат миропонимания русского народа: путь к гармонии.

Слайд 9 А также противоположное – порождение Хаоса, то есть в сказке представлено

бинарное время (двойное восприятие мира):
1.Через мотивы света и тьмы.
2.Поступки героев.
3.Речь героев. восприятие мира.

А также противоположное – порождение Хаоса, то есть в сказке представлено бинарное время (двойное восприятие мира): 1.Через

Слайд 10Олицетворением гармонии являются образы неба, воды дерева, солнца, человека, жизни.
Тьма представлена

через ветер, поле, смерть героя, гроб.


Наличие двойственности «жизнь - смерть», «свет - тьма» является одним из приемов, восходящих к мифологическим традициям.

Олицетворением гармонии являются образы неба, воды дерева, солнца, человека, жизни.Тьма представлена через ветер, поле, смерть героя, гроб.Наличие

Слайд 11Мотив света представлен через образы «белую зорю», «красно солнышко»
Мотив света –

один из основных в мифологии. Зависимость волшебной сказки от поклонения древних людей солнцу особенно сильна. С ней связано золото, его красочное сияние. Золотым предметам свойственно возгорание и светоизлучение.
Мотив света представлен через образы «белую зорю», «красно солнышко»  		Мотив света – один из основных в

Слайд 12 Образ солнца глубоко проник и бытовую культуру восточных славян. Изделия

народных умельцев, резчиков по дереву, кости и камню украшали элементы ,изображающие солнце.узорная ткань, вышивка и кружево.
Образ солнца глубоко проник и бытовую культуру восточных славян. Изделия народных умельцев, резчиков по дереву, кости

Слайд 13
Солнце присутствовало в узорных тканях, вышивках и кружевах.

Солнце присутствовало в узорных тканях, вышивках и кружевах.

Слайд 14
Образ солнца всегда в украшениях жилища занимает центральное место – на

фронтоне дома, светелки, крыльца, в навершиях наличника. Знак солнца на самых ответственных местах – окнах, дверях.
Образ солнца всегда в украшениях жилища занимает центральное место – на фронтоне дома, светелки, крыльца, в навершиях

Слайд 15 И именно к солнцу, к первому из стихий природы, обратился королевич

Елисей за помощью:
«Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой».
И именно к солнцу, к первому из стихий природы, обратился королевич Елисей за помощью:	«Свет наш солнышко! ты

Слайд 16 Очень интересен образ «Глушь лесная».
Изначально лес представлялся человеку враждебным потому,

что все, что неизвестно – враждебно.
Очень интересен образ «Глушь лесная». Изначально лес представлялся человеку враждебным потому, что все, что неизвестно – враждебно.

Слайд 17 Со временем возникло множество слов, с помощью которых пытались обозначить основные

признаки лесного враждебного мира, а тем самым познать его. Но всегда оказывалось, что все признаки были пугающими:
дебри – глубь-глубина пугающая;
пуща – дремучая сухость лесной пустыни (от слова пустой);
чаща – поросшее сплошным лесом пространство, которое не перейти (частый).
Со временем возникло множество слов, с помощью которых пытались обозначить основные признаки лесного враждебного мира, а тем

Слайд 18 Многие понятия древнего славянина были связаны с его отношением к

лесу и ко всему, что в нем. Поэтому идти в лес одному значило пропасть навеки. Злая мачеха посылает свою падчерицу в лес, чтобы та там пропала:
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную…
Многие понятия древнего славянина были связаны с его отношением к лесу и ко всему, что в

Слайд 19 . Постепенно менялось отношение человека к нему. И лес становится олицетворением

гармоничной связи между человеком и природой. И царевна находит выход из лесной чащи на поляну, то есть простор:
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.
. Постепенно менялось отношение человека к нему. И лес становится олицетворением гармоничной связи между человеком и природой.

Слайд 20 Весь текст сказки пронизан мотивами жизни и смерти, они переданы через

состояние природы, поступки героев. Мотив света передан через образ духовного единства, единения двух начал – любовь героев. Оба героя сохранили чувства друг к другу, несмотря на испытания, выпавшие на их долю.


Весь текст сказки пронизан мотивами жизни и смерти, они переданы через состояние природы, поступки героев. Мотив света

Слайд 21Выводы
Проанализировав мотивы «Свет - Тьма», представленные в сказке, можно сделать вывод,

что пространство текста сказки действительно отражает нравственные основы русского народа, Через него высказана идея Всеединства, представленная архитипическими образами «солнце», «дремучий лес».
Выводы		Проанализировав мотивы «Свет - Тьма», представленные в сказке, можно сделать вывод, что пространство текста сказки действительно отражает

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть