Слайд 1Урок
литературы
Васильева В.Г.,
учитель русского языка
и литературы
Слайд 2
Мир человека в слове Древней Руси.
(По «Сказке о мертвой царевне и
о семи богатырях» А.С.Пушкина.)
Слайд 3ЦЕЛЬ:
Освоить эстетическую и семантическую основу «Сказки о мертвой царевне и о
семи богатырях» А.С.Пушкина через исследовательскую работу
Слайд 4Задачи исследования
Найти архитипические образы, представленные в сказке;
Выяснить, через какой образ передано
мировидение русского народа;
Слайд 5Ход исследования
Мир устной народной поэзии наполнил Пушкина богатыми впечатлениями,
и самым ярким среди них была сказка. А.С.Пушкин многое, что услышал от сказительницы, перенял и ввел в свои произведения. Среди всего прочего были древние образы – архитипические, то есть древние.
Слайд 6 Древние славяне были земледельцами, и, как все земледельческие народы, они обожествляли
землю, воду, солнце. Следы этих культов пронизывают бытовую и духовную культуру славян, обнаруживаются они и в волшебной сказке. Изучая на уроках литературы « Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», мы заметили, что в ней присутствуют почти все архитипические образы: поле, земля, солнышко.
Слайд 7
Мы считаем, что в сказке дается представление о нравственных истоках русского
народа.
Как они представлены в легенде? Через пространство как понятия хронотопа, то есть через реальность и время.
Слайд 8 В сказке представлен результат миропонимания русского народа: путь к
Слайд 9 А также противоположное – порождение Хаоса, то есть в сказке представлено
бинарное время (двойное восприятие мира):
1.Через мотивы света и тьмы.
2.Поступки героев.
3.Речь героев. восприятие мира.
Слайд 10Олицетворением гармонии являются образы неба, воды дерева, солнца, человека, жизни.
Тьма представлена
через ветер, поле, смерть героя, гроб.
Наличие двойственности «жизнь - смерть», «свет - тьма» является одним из приемов, восходящих к мифологическим традициям.
Слайд 11Мотив света представлен через образы «белую зорю»,
«красно солнышко»
Мотив света –
один из основных в мифологии. Зависимость волшебной сказки от поклонения древних людей солнцу особенно сильна. С ней связано золото, его красочное сияние. Золотым предметам свойственно возгорание и светоизлучение.
Слайд 12 Образ солнца глубоко проник и бытовую культуру восточных славян. Изделия
народных умельцев, резчиков по дереву, кости и камню украшали элементы ,изображающие солнце.узорная ткань, вышивка и кружево.
Слайд 13
Солнце присутствовало в узорных тканях, вышивках и кружевах.
Слайд 14
Образ солнца всегда в украшениях жилища занимает центральное место – на
фронтоне дома, светелки, крыльца, в навершиях наличника. Знак солнца на самых ответственных местах – окнах, дверях.
Слайд 15 И именно к солнцу, к первому из стихий природы, обратился королевич
Елисей за помощью:
«Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой».
Слайд 16 Очень интересен образ «Глушь лесная».
Изначально лес представлялся человеку враждебным потому,
что все, что неизвестно – враждебно.
Слайд 17 Со временем возникло множество слов, с помощью которых пытались обозначить основные
признаки лесного враждебного мира, а тем самым познать его. Но всегда оказывалось, что все признаки были пугающими:
дебри – глубь-глубина пугающая;
пуща – дремучая сухость лесной пустыни (от слова пустой);
чаща – поросшее сплошным лесом пространство, которое не перейти (частый).
Слайд 18 Многие понятия древнего славянина были связаны с его отношением к
лесу и ко всему, что в нем. Поэтому идти в лес одному значило пропасть навеки. Злая мачеха посылает свою падчерицу в лес, чтобы та там пропала:
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную…
Слайд 19 . Постепенно менялось отношение человека к нему. И лес становится олицетворением
гармоничной связи между человеком и природой. И царевна находит выход из лесной чащи на поляну, то есть простор:
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.
Слайд 20 Весь текст сказки пронизан мотивами жизни и смерти, они переданы через
состояние природы, поступки героев. Мотив света передан через образ духовного единства, единения двух начал – любовь героев. Оба героя сохранили чувства друг к другу, несмотря на испытания, выпавшие на их долю.
Слайд 21Выводы
Проанализировав мотивы «Свет - Тьма», представленные в сказке, можно сделать вывод,
что пространство текста сказки действительно отражает нравственные основы русского народа, Через него высказана идея Всеединства, представленная архитипическими образами «солнце», «дремучий лес».