Слайд 1Презентация
Природа в лирике
Фёдора Тютчева
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 5Природа в лирике
Фёдора Тютчева
Главная тема тютчевской поэзии – человек и мир, человек и Природа.
Слайд 9Своеобразие его творчества в том, что «у одного Тютчева философское восприятие
природы составляет в такой сильнейшей степени самую основу видения мира».
Слайд 10Б. Я. Бухштаб отмечает «в русской литературе до Тютчева не
было автора, в поэзии которого природа играла бы такую роль.
Природа входит в поэзию Тютчева как основной объект художественных переживаний».
Слайд 11Мир в представлении Тютчева – это единое целое, но не застывшее
в «торжественном покое», а вечно меняющееся и в то же время подверженное вечному повторению во всех своих изменениях.
Слайд 12Исследователи творчества Тютчева говорят о «неслучайности» «пристрастия поэта к переходным явлениям
в природе, ко всему, что несет с собой изменение, что в конечном итоге связано с понятием «движения».
Слайд 13Своеобразие тютчевских пейзажей отчетливо видно в стихотворении, созданном в родовом имении
Овстуг в 1846 г.:
Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют...
Усыпительно-безмолвны,
Как блестят в тиши ночной
Золотистые их волны,
Убеленные луной...
Слайд 15Пейзажную лирику Тютчева точнее будет назвать пейзажно - философской.
Изображение природы
и мысль о природе сплавлены в ней воедино; пейзажи получают символический смысл.
Слайд 17Природа, по Тютчеву, ведет более честную и осмысленную жизнь до человека
и без человека, чем после того, как человек появился в ней.
Слайд 18Поэт не однажды объявлял природу совершенной по той причине, что природа
не дошла до сознания, а человек не возвысился над ней.
Слайд 20Величие, великолепие открывает поэт в окружающем мире, мире природы. Она одухотворена,
олицетворяет ту самую «живую жизнь», по которой тоскует человек:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Слайд 22Природа в лирике Тютчева имеет два лика — хаотический и гармонический,
и от человека зависит, способен ли он услышать, увидеть и понять этот мир.
Слайд 26
И когда поэту удается понять язык природы, ее душу, он достигает
ощущения связи со всем миром, с космосом — «Всё во мне и я во всем».
Это состояние души звучит во многих стихах поэта.
Слайд 29 В стихотворении «Весенняя гроза» не только человек сливается с природой,
но и природа одушевляется, очеловечивается: «весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом», «повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит».
Слайд 31 Весеннее действо развернулось в высших сферах и встретилось с ликованием
земли — гор, лесов, горных потоков — и восторгом самого поэта.
Слайд 33 В стихотворении «Зима недаром злится...» поэт показывает последнюю схватку уходящей
зимы с весной:
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Слайд 36Схватка зимы с весной изображена в виде деревенской ссоры старой ведьмы
— зимы и молодой, веселой, озорной девушки — весны.
Слайд 37Для поэта в изображении природы привлекательны и пышность южных
красок,
и
волшебство горных
массивов, и
«грустные места»
средней России
в разные времена года.
Слайд 38
Особенно пристрастен поэт к водной стихии.
Чуть ли не в
трети стихотворений речь идет о воде, море, океане, фонтане, дожде, грозе, тумане, радуге.
Непокой, движение водных струй сродни природе души человеческой, живущей сильными страстями, обуреваемой высокими помыслами.
Слайд 39Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном
сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою —
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...
Слайд 43 Любуясь морем, восхищаясь его великолепием, автор подчеркивает близость стихийной жизни
моря и непостижимых глубин души человеческой. Сравнение «как во сне» передает преклонение человека перед величием природы, жизни, вечности.
Слайд 45Природа и человек живут по одним законам.
С угасанием жизни природы
угасает и жизнь человека. В стихотворении «Осенний вечер» изображается не только «вечер года», но и «кроткое», а потому «светлое» увядание человеческой жизни:
...и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!
Слайд 48Поэт в стихотворении «Осенний вечер» говорит:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная
прелесть!..
Слайд 51«Светлость» вечера постепенно, переходя в сумерки, в ночь, растворяет мир в
темноте, который исчезает из зрительного восприятия человека:
Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул...
Слайд 53Но жизнь не замирает, а лишь затаилась, задремала.
Сумрак, тени, тишина
— это условия, в которых пробуждаются душевные силы человека.
Человек остается один на один со всем миром, вбирает его в себя, сам сливается с ним.
Слайд 56 Миг единения с жизнью природы, растворения в ней — высшее
блаженство, доступное человеку на земле.
Слайд 57Пейзажи Тютчева открыты не столько вдаль, в пространство, сколько во время
– в прошлое, настоящее, будущее.
Поэт, живописуя мгновение в жизни природы, всегда представляет его как звено, связующее прошлое и будущее.
Отчетливо эта особенность тютчевских пейзажей видна в стихотворении «Весенние воды».
Слайд 59В стихотворении «Весенние воды» дана вся картина весны – от раннего,
мартовского ледохода – до теплого, веселого мая.
Слайд 61
В стихотворении всё исполнено движения, и не случайно доминируют глаголы движения:
бегут, идет, выслала, толпится.
Настойчиво повторяя эти глаголы, автор и создает полную динамики картину весенней жизни мира.
Слайд 64Ощущение радостного обновления, веселого, праздничного движения вносит не только образ бегущих
вод-гонцов, но и образ «румяного светлого хоровода».
Слайд 65Нередко в той картине мира, которую рисует Тютчев, за настоящим отчетливо
проступает древний облик мира, первозданные картины природы. Вечное в настоящем, вечную повторяемость природных явлений – вот что пытается увидеть, показать поэт.
Слайд 67Ощущение единства мировой истории, «первого дня творенья» и настоящего, возникает не
только потому, что в картине мира доминируют образы «вечных» звезд, месяца, ключа.
Основное переживание лирического героя связано с услышанным им в ночной тишине таинственным «гулом» – «озвученными» тайными мыслями человечества.
Слайд 69Истинная, тайная, скрытая в дневной жизни суть мира приоткрывается лирическому герою,
обнаруживая нераздельность первоосновы вселенной – древнего и вечного хаоса – и мгновенных мыслей людей.
Слайд 70Описание красоты и гармонии мира в первой строфе предстает как «завеса»
над подлинной сутью Вселенной – скрытым за «завесой» хаосом.
Слайд 71Тютчевское понимание мира во многом оказывается близким представлениям античных философов.
А.
Белый не случайно назвал Тютчева «архаическим эллином».
Слайд 72Русский поэт в своем понимании мира, человека, природы «чудесным образом, до
странности близко родствен» древним античным философам – Фалесу, Анаксимандру, Платону.
Слайд 73Знаменитое стихотворение Тютчева (1836 г. )
«Не то, что мните вы,
природа» отчетливо обнаруживает это родство миропониманий:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Слайд 76Представляя природу единым, дышащим, чувствующим живым существом,
Тютчев оказывается
близким античным
мыслителям,
например, Платону,
который называл мир в его целостности одним видимым животным.
Слайд 79Резко выступая против своих оппонентов, не признающих в природе живое существо,
Тютчев создает образ дышащего, живого, мыслящего, говорящего живого существа:
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Слайд 83Образ природы в стихах действительно «чудесно близок» представлениям древних философов о
дышащем мире (идея Анаксимена), идеям Гераклита о множестве солнц, которое древний философ отождествлял с днем, полагая, что каждый день всходит новое солнце.
Слайд 84 Утверждая свое представление о природе, Тютчев говорит и о «голосе»
природы, и о неотделимости человека от этого мира. Эта неразделимость человеческого «я» и природного мира также роднит поэта с античными философами и резко разобщает его с теми современниками, кто не способен ощутить своего слияния с природой:
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили,
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Слайд 87
В стихотворениях Тютчева можно увидеть и другие представления, которые позволяют назвать
поэта XIX века «архаичным эллином».
Подобно Платону, он воспринимает мир как грандиозный шар и вместе с тем как «одно видимое животное», вмещающее в себя всех других животных, к которым античный философ относил и звезды, называемые им «божественными и вечными животными».
Слайд 89 Очень понятны тютчевские образы: «влажные главы звезд», «глава земли» –
в стихотворении 1828 г. «Летний вечер»:
Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.
Уж звезды светлые взошли
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.
Слайд 91
В поэзии Тютчева не только природа и человек исполнены жизни.
Живое
у Тютчева – время («Бессонница», 1829), живые – сны (это стихия, властвующая по ночам над человеком), живым и страшным существом предстает Безумие, наделенное «чутким ухом», челом, «жадным слухом» («Безумие», 1830).
Слайд 98 Живым, особенным существом – исполином предстанет позднее и Россия в
тютчевских стихотворениях.
Слайд 101Исследователи творчества Тютчева отмечают близость представлений о мире Тютчева и Фалеса:
прежде всего представления о воде как первооснове бытия.
Слайд 104Основные стихии, которые Тютчев, подобно древним философам, признает первоэлементами вселенной: воздух,
земля, вода, огонь, не только противостоят друг другу, но и способны превращаться в воду, обнаруживать свою водную природу. Это представление ярко проявилось и в стихотворении «Летний вечер»:
Река воздушная полней
Течет меж небом и землею,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобожденная от зною.
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды.
Слайд 106 Вода в стихотворении «Летний вечер» предстает как первоэлемент бытия, она
составляет и основу воздушной стихии, и наполняет «жилы» природы, и, текущая под землей, омывает «ноги» природы.
Ощущение живого потока, водных струй стремится передать Тютчев, описывая все составляющие Вселенную стихии.
Слайд 109 В стихах Ф. Тютчева струится лунное сиянье - «Опять стою
я над Невой...».
Слайд 111И движется волной воздух -
«Утихла биза... Легче дышит...», 1864.
Слайд 113А солнечные струи льются -
«Смотри, как роща зеленеет...», 1854, «В
часы, когда бывает...», 1858.
Слайд 117Сумрак проникает в глубину души - «Тени сизые смесились...», 1851.
Слайд 120Сама метафора бытия тоже имеет водную природу – это «ключ жизни»
-
«К Н.», 1824; «Летний вечер», 1828.
Слайд 125 Явления природы почти всегда очеловечены в стихотворениях Тютчева. Солнце глядит
исподлобья –
«Неохотно и несмело...»
Слайд 128Вечер обрывает венок -
«Под дыханьем непогоды...»
Слайд 130«В кисти винограда/ Сверкает кровь сквозь зелени густой».
Слайд 132Среди тютчевских метафор не только уже отмеченные «влажные главы звезд», глава
земли, жилы и ноги природы, но и помертвелые очи Альп - «Альпы».
Слайд 134Лазурь небесная может смеяться - «Утро в горах»:
Слайд 136Полдень, как и солнца,– может дышать - «Полдень», 1829.
Слайд 138Море дышит и ходит -
«Как хорошо ты, о море ночное...»,
1865.
Слайд 139
«Как хорошо ты, о море ночное...»
Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В
лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою —
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...
Слайд 140 Мир природный наделен своим голосом, своим языком, доступным для понимания
человеческого сердца. Один из тютчевских мотивов – разговор, беседа явлений природы между собой или с человеком:
«Там, где горы, убегая...», 1835;
«Не то, что мните вы, природа...», 1836; «Как весел грохот летних бурь...», 1851.
Слайд 141Там, где горы, убегая,
В светлой тянутся дали,
Пресловутого Дуная
Льются вечные струи.
Там-то, бают,
в стары годы,
По лазуревым ночам,
Фей вилися хороводы
Под водой и по водам;
Месяц слушал, волны пели...
И, навесясь с гор крутых,
Замки рыцарей глядели
С сладким ужасом на них.
И лучами неземными,
Заключен и одинок,
Перемигивался с ними
С древней башни огонек
Звезды в небе им внимали,
Проходя за строем строй,
И беседу продолжали
Тихомолком меж собой.
В панцирь дедовский закован,
Воин-сторож на стене
Слышал, тайно очарован,
Дальний гул, как бы во сне.
И, лишь дремой забывался,
Гул яснел и грохотал...
Он с молитвой просыпался
И дозор свой продолжал.
Всё прошло, всё взяли годы —
Поддался и ты судьбе,
О Дунай, и пароходы
Ныне рыщут по тебе...
Слайд 145
И в то же время природа у него – не
обычное существо. Среди постоянных эпитетов в пейзажных стихотворениях Тютчева – слова «волшебный» -
«Дым» - и «таинственный» - «Как сладко дремлет сад темно-зеленый...» …
Слайд 146
ДЫМ
Здесь некогда, могучий и прекрасный,
Шумел и зеленел волшебный лес,—
Не лес, а
целый мир разнообразный,
Исполненный видений и чудес.
Лучи сквозили, трепетали тени;
Не умолкал в деревьях птичий гам;
Мелькали в чаще быстрые олени,
И ловчий рог взывал по временам.
На перекрестках, с речью и приветом,
Навстречу к нам, из полутьмы лесной,
Обвеянный каким-то чудным светом,
Знакомых лиц слетался целый рой.
Какая жизнь, какое обаянье,
Какой для чувств роскошный, светлый пир!
Нам чудились нездешние созданья,
Но близок был нам этот дивный мир.
И вот опять к таинственному лесу
Мы с прежнею любовью подошли.
Но где же он? Кто опустил завесу,
Спустил ее от неба до земли?
Что это? Призрак, чары ли какие?
Где мы? И верить ли глазам своим?
Здесь дым один, как пятая стихия,
Дым — безотрадный, бесконечный дым!
Кой-где насквозь торчат по обнаженным
Пожарищам уродливые пни,
И бегают по сучьям обожженным
С зловещим треском белые огни…
Нет, это сон! Нет, ветерок повеет
И дымный призрак унесет с собой…
И вот опять наш лес зазеленеет…
Все тот же лес, волшебный и родной.
Слайд 149И почти всегда природные явления наделены колдовской силой – Чародейка Зима
(«Чародейкою Зимою...», 1852), колдунья зима («Графине Е. П. Растопчиной»), холод-чародей («Давно ль, давно ль, о Юг блаженный...», 1837), север - чародей («Глядел я, стоя над Невой...», 1844).
Слайд 152
«Давно ль, давно ль, о Юг блаженный»
Давно ль, давно ль,
о Юг блаженный,
Я зрел тебя лицом к лицу —
И ты, как бог разоблаченный,
Доступен был мне, пришлецу?..
Давно ль — хотя без восхищенья,
Но новых чувств недаром полн —
И я заслушивался пенья
Великих Средиземных волн?
Но песнь их, как во время оно,
Полна гармонии была,
Когда из их родного лона
Киприда светлая всплыла…
Они все те же и поныне —
Все так же блещут и звучат —
По их лазоревой равнине
Святые призраки скользят.
Но я, я с вами распростился —
Я вновь на Север увлечен…
Вновь надо мною опустился
Его свинцовый небосклон…
Здесь воздух колет… Снег обильный
На высотах и в глубине —
И холод, чародей всесильный,
Один здесь царствует вполне.
Но там, за этим царством вьюги,
Там, там, на рубеже земли,
На золотом, на светлом Юге,
Еще я вижу вас вдали —
Вы блещете еще прекрасней,
Еще лазурней и свежей —
И говор ваш еще согласней
Доходит до души моей!
Слайд 154В одном из самых известных тютчевских стихотворений Чародейка Зима наделяет лес
сказочной красотой, погружает его в «сон волшебный».
Слайд 156Колдовством объясняет поэт и красоту солнечных летних дней –
«Лето
1854»:
Слайд 159О колдовской силе природы свидетельствует и ее способность очаровывать человека. Тютчев
пишет именно об «очаровании» природы, ее «обаянии», причем, слова «очарование» и «обаяние» обнаруживают свой исконный смысл: обольстить, обворожить.
Слайд 160Старинное слово «обавник» (обаянник) означало «чародея», напускателя «обаяния». Природа обладает обаяньем,
той красотой, которая подчиняет сердце человека, привлекает его к природному миру, околдовывает его.
Слайд 161 Вспоминая о «волшебном» лесе, Фёдор Тютчев восклицает:
Какая жизнь, какое обаянье,
Какой
для чувств роскошный, светлый пир!
Слайд 162То же слово передает всю красоту ночной Невы:
Нет искр в небесной
синеве,
Все стихло в бледном обаянье,
Лишь по задумчивой Неве
Струится лунное сиянье.
Слайд 163Но, в свою очередь, природа сама способна испытывать чары высших сил,
также наделенных способностью «напускать обаяние».
Слайд 165Удивительная красота природы может представать как воздействие колдовских сил:
Ночью тихо
пламенеют
Разноцветные огни.
Очарованные ночи,
Очарованные дни.
Слайд 166Жизнь мира, природы в поэзии Тютчева подчиняется не только таинственному колдовству,
но и непонятной для человека игре высших сил.
Слайд 168«Игра» – еще одно характерно тютчевское слово в его пейзажах. Глагол
«играть» почти неизменно сопутствует тютчевским описаниям – и природных явлений и человека. При этом «игра» понимается как полнота жизненных сил, а не как актерство (или «лицедейство»).
«Тихо в озере струится...», 1866:
Слайд 176Играет с жизнью и людьми юная, полная сил девушка -
«Играй,
покуда над тобою...», 1861.
Слайд 178Играет – гром - в самом, вероятно, известном тютчевском стихотворении:
Слайд 180В стихотворении «Люблю грозу в начале мая » «игра» – центральный
образ.
Слайд 182Играют небесные силы, гром и солнце, им весело вторят птицы и
горный ключ.
Слайд 184 И вся эта радостная игра земных и небесных сил предстает
как следствие игры богини Гебы, богини вечной юности.
Люблю грозу в начале мая,
Как весело весенний гром
Из края до другого края
Грохочет в небе голубом.
Слайд 186 Законченность, цельность этой картине весеннего буйства сил придает именно образ
«игры», объединяющей в единое целое мир земной и небесный, природный и божественный.
Слайд 188 Играющая природа – мотив, который тоже основан на представлении природы
живым существом.
«Игра» – свойство только высших сил.
Антитезой «игре» природы, полноте ее жизненных сил выступает «сон» – свойство более примитивного мира.
Играют горы и небо – дремлет земля.
Слайд 191Гроза воплощает то состояние природной жизни, когда виден «некий жизни преизбыток»
-
«В душном воздуха молчанье...».
Слайд 192В душном воздуха молчанье
В душном воздуха молчанье,
Как предчувствие грозы,
Жарче роз благоуханье,
Резче
голос стрекозы…
Чу! за белой, дымной тучей
Глухо прокатился гром;
Небо молнией летучей
Опоясалось кругом…
Некий жизни преизбыток
В знойном воздухе разлит!
Как божественный напиток
В жилах млеет и горит!
Дева, дева, что волнует
Дымку персей молодых?
Что мутится, что тоскует
Влажный блеск очей твоих?
Что, бледнея, замирает
Пламя девственных ланит?
Что так грудь твою спирает
И уста твои палит?..
Сквозь ресницы шелковые
Проступили две слезы…
Иль то капли дождевые
Зачинающей грозы?..
Слайд 195 Фёдора Тютчева особенно привлекает – и в жизни природы, и
в жизни человека ощущение полноты бытия, когда жизнь исполнена страстей и «огня», «пламени». Именно поэтому и идеал человеческого существования для Тютчева соотносится с горением.
Слайд 196В поздней лирике Тютчева гроза воспринимается не как игра богов и
стихий, а как пробуждение демонических природных сил:
Ночное небо так угрюмо,
Заволокло со всех сторон.
То не угроза и не дума,
То вялый, безотрадный сон.
Одни зарницы огневые,
Воспламеняясь чередой,
Как демоны глухонемые,
Ведут беседу меж собой.
Слайд 198«Ночное небо так угрюмо...»
Ночное небо так угрюмо,
Заволокло со всех сторон.
То не угроза и не
дума,
То вялый, безотрадный сон.
Одни зарницы огневые,
Воспламеняясь чередой,
Как демоны глухонемые,
Ведут беседу меж собой.
Как по условленному знаку,
Вдруг неба вспыхнет полоса,
И быстро выступят из мраку
Поля и дальние леса.
И вот опять все потемнело,
Все стихло в чуткой темноте —
Как бы таинственное дело
Решалось там — на высоте.
Слайд 201 В стихотворении «В душном воздуха молчанье...» нет образов играющей природы
и играющих богов. Гроза уподобляется своей антитезе – сну, вялому, безотрадному.
Слайд 202 Не случайно природа утрачивает и свой голос: гроза – это
беседа глухонемых демонов – огненные знаки и зловещая тишина.
Слайд 204Ф. Тютчев, как и античные философы, главными элементами бытия почитает Вражду
и Любовь. Высшие силы чаще всего враждебны человеку. И между собой явления природы находятся в явной и скрытой вражде.
Слайд 206Миропонимание Ф. Тютчева можно передать с помощью его же образов: поэт
стремится показать «съединенье, сочетанье, роковое слиянье и поединок роковой» всех сил бытия.
Слайд 208Враждуют между собой Зима и Весна («Зима недаром злится...»), запад и
восток.
Слайд 209
Но в то же время они – неразделимы, они – части
единого целого:
Смотри, как запад разгорелся
Вечерним заревом лучей,
Восток померкнувший оделся
Холодной, сизой чешуей!
В вражде ль они между собою?
Иль солнце не одно для них
И, неподвижною средою
Деля, не съединяет их?
Слайд 211
Вражда не отменяет ощущения единства бытия, его слитности: Солнце объединяет
мир, красота мира источником имеет – Любовь:
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен <...>
Слайд 213 В стихотворении ярко проявилась одна из особенностей тютчевских пейзажей: постоянными
глаголами, участвующими в описании природы, становятся «блещут» или «сияют». Эти глаголы у Тютчева несут особенную смысловую нагрузку: они утверждает идею единства – слияния, слитности воды и света, природы и солнца, каждого природного явления и солнца:
Весь день, как летом, солнце греет,
Деревья блещут пестротой,
И воздух ласковой волной,
Их пышность ветхую лелеет.
А там, в торжественном покое,
Разоблаченная с утра,
Сияет Белая гора,
Как откровенье неземное.
Слайд 218 Отчетливо ощущая природу как некую извечную, живую силу, Ф. Тютчев
стремится заглянуть за скрывающую ее завесу. Каждое природное явление обнаруживает это полное жизни существо:
Не остывшая от зною,
Ночь июльская блистала...
И над тусклою землею
Небо, полное грозою,
Все в зарницах трепетало...
Словно тяжкие ресницы
Подымались над землею,
И сквозь беглые зарницы
Чьи-то грозные зеницы
Загоралися порою...
Слайд 222 Обращаясь к А.А. Фету, Ф. Тютчев написал
в 1862 г.:
Великой Матерью любимый,
Стократ завидней твой удел –
Не раз под оболочкой зримой
Ты самое ее узрел....
Слайд 224Но и ему самому в полной мере была свойственна эта способность
«узреть» Великую Матерь – Природу, ее тайную суть под зримой оболочкой.
Слайд 226 Незримую силу, которая стоит за каждым природным явлением, можно назвать
Хаосом. Подобно древним грекам, Тютчев воспринимает его как живое существо.
Слайд 227 Это – первооснова бытия, скрываемая в дневной жизни тончайшим покровом
и пробуждающаяся ночью и в непогоду в природе и в человеке. Но сам Хаос Тютчев не поэтизирует, идеал мироустройства он соотносит с другим понятием – «строй», т.е. с гармонией:
Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе <...>
Слайд 229 Отсутствие гармонии в жизни человека – «мыслящего тростника» и вызывает
горькое раздумье поэта. Называя человека «мыслящим тростником», поэт подчеркивает и его родство с природой, принадлежность ей и одновременно его особенное место в природном мире:
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник.
Слайд 231 «Музыкальные» образы (певучесть, хор, мусикийский шорох, созвучье) передают суть таинственной
жизни мира.
Природа не только живое, дышащее, чувствующее, единое существо, но внутренне гармоничное.
Каждое природное явление не только подчиняется единым для всех законам, но и единому строю, единой гармонии, единой мелодии.
Слайд 233
Фёдор Тютчев поэтизирует и нарушение «вечного строя», когда в «строгий чин»
природы врывается «дух жизни и свободы», «вдохновения любви».
Описывая «небывалый сентябрь» – возвращение, вторжение лета, горячего солнца в осенний мир, Тютчев пишет:
Слайд 236Среди постоянных образов, используемых поэтом в его описании природных явлений, можно
назвать «улыбку». Улыбка для поэта становится воплощением наибольшей интенсивности жизни – и человека, и природы. Улыбка, как и сознанье, – знаки жизни, души в природе:
В этом ласковом сиянье,
В этом небе голубом
Есть улыбка, есть сознанье,
Есть сочувственный прием.
Слайд 237 Небо бледно-голубое:
Небо бледно-голубое
Дышит светом и теплом
И приветствует Петрополь
Небывалым сентябрем.
Воздух,
полный теплой влаги,
Зелень свежую поит
И торжественные флаги
Тихим веяньем струит.
Блеск горячий солнце сеет
Вдоль по невской глубине —
Югом блещет, югом веет,
И живется как во сне.
Все привольней, все приветней
Умаляющийся день,—
И согрета негой летней
Вечеров осенних тень.
Ночью тихо пламенеют
Разноцветные огни…
Очарованные ночи,
Очарованные дни.
Словно строгий чин природы
Уступил права свои
Духу жизни и свободы,
Вдохновениям любви.
Словно, ввек ненарушимый,
Был нарушен вечный строй
И любившей и любимой
Человеческой душой.
В зтом ласковом сиянье,
В этом небе голубом
Есть улыбка, есть сознанье,
Есть сочувственный прием.
И святое умиленье
С благодатью чистых слез
К нам сошло как откровенье
И во всем отозвалось…
Небывалое доселе
Понял вещий наш народ,
И Дагмарина неделя
Перейдет из рода в род.
Слайд 238Ф. Тютчев стремится показать мир, как правило, в два высшие момента
его жизни. Условно эти мгновения можно обозначить как «улыбку упоенья» и «улыбку изнуренья»: улыбка природы в момент переизбытка сил и улыбка изнуренной природы, улыбка прощания.
Слайд 240Улыбка природы и составляет истинную суть природы. В лирике Тютчева можно
найти как бы разные образы мира: мира гармоничного, пронизанного солнцем, мира мертвого, застывшего, мира грозного, бурного, в котором пробуждается хаос.
Слайд 241Таким же точным представляется и другое наблюдение: Тютчев стремится запечатлеть мир
в его высшие моменты.
Такими высшими моментами представляются расцвет и увядание – рождение, возрождение мира весной и осеннее увядание.
И тот и другой мир исполнены «очарования»: изнеможенье, усталость природы – столь же неизменная тема тютчевской поэзии, как и весеннее возрождение.
Слайд 244 Фёдор Тютчев, стремясь передать очарование природы, говорит о ее улыбке
– торжествующей или усталой, прощальной:
Гляжу с участьем умиленным,
Когда, пробившись из-за туч,
Вдруг по деревьям испещренным,
С их ветхим листьем изнуренным,
Молниевидный брызнет луч!
Как увядающее мило!
Какая прелесть в нем для нас,
Когда, что так цвело и жило,
Теперь, так немощно и хило,
В последний улыбнется раз!..
Слайд 247Значима для Тютчева и способность природы плакать. Слезы – такой же
знак подлинной жизни для Тютчева, как и улыбка:
И святое умиленье
С благодатью чистых слез
К нам сошло как откровенье
И во всем отозвалось.