Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Разъезженская средняя общеобразовательная школа»
Создание единого образовательного
пространства по
формированию
читательской грамотности
Кузнецова Татьяна Витальевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Разъезженская СОШ»
2017 г
Слайд 2ПРОБЛЕМА:
Как воспитать грамотного читателя?
Как сохранить и развить читательскую грамотность
обучающихся?
Как повысить культуру чтения?
Слайд 3Актуальность проекта
обусловлена необходимостью оперативного педагогического отклика на современную ситуацию, связанную с
падением уровня читательской грамотности школьников
Слайд 4Читательская грамотность определяется:
овладением техникой чтения;
приёмами понимания прочитанного и прослушанного текста;
знанием
книг и умением их самостоятельно выбирать;
сформированной духовной потребностью в книге и в чтении
Слайд 5В нашей школе сложился определённый опыт формирования читательской грамотности. Данный проект
позволяет вовлечь в читательский процесс практически всех учащихся, их родителей, учителей, а также всех желающих участвовать в обсуждении предложенного литературного материала. Одновременное прочтение одной и той же книги людьми разных возрастов, разных взглядов, разных жизненных позиций дает уникальную возможность взглянуть на обозначенные проблемы с разных точек зрения, почувствовать себя частью единого пространства, внести личный вклад в общее дело, учит слушать и слышать других. Наша задача – привить любовь к чтению, научить детей грамотно читать, то есть понимать текст, оценивать его смысл, интерпретировать, излагать свои мысли о прочитанном.
Работа по формированию единого читательского пространства осуществляется в несколько этапов.
Слайд 6Результаты анкетирования школьников
Как ты считаешь, может ли человек жить без книг?
Слайд 7Что больше всего нравится тебе делать:
читать, играть, смотреть телевизор?
Слайд 8Какие книги ты любишь читать?
Слайд 9Что нравится тебе получать в подарок:
книгу, гаджеты, игры, одежду?
Слайд 11Результаты анкетирования родителей
Слайд 12Вывод:
заставить читать - нельзя, чтением надо увлечь
Выяснив, что для наших
детей приоритетной является тема о животных, в качестве литературного материала мы предложили книгу Гавриила Троепольского «Белый Бим – Чёрное ухо».
Далее - этапы работы
Слайд 131.Агитационная неделя - презентация книги и её автора
Большое объявление о старте
проекта.
Несколько видов рекламы книги на специальных стендах школы.
Цитаты-афоризмы из книги на стендах по всей школе.
Информация об авторе произведения.
Отзывы о книге в СМИ, экранизация.
Работа словесников в классах.
Слайд 142.Читательский месяц
Самостоятельное чтение книги (домашнее чтение).
Просмотр фильма-экранизации произведения (час общения).
Копилка
новостей (поиск дополнительного материала о писателе, о книге) (библиотечный урок).
Обсуждение книги на уроках.
Выявление желающих участвовать в читательской конференции.
Все участники проекта заполняли «Карту читателя», в которой делали короткие заметки, комментарии, мысли, возникающие при прочтении книги.
Слайд 153. Проведение общешкольной конференции
(методика «Шесть шляп»)
Распределение учащихся по группам
в зависимости от типа мышления (с группами предварительно работает психолог, помогая ребятам познакомиться, обсудить правила работы в группе).
Взрослые (учителя, родители), изъявившие желание участвовать в конференции, могут присоединиться к какой-либо группе или быть активными гостям.
Учащиеся каждой группы имеют возможность высказаться по конкретному вопросу, вступить в дискуссию с представителями других групп.
Учителя ведут конференцию, направляя рассуждения ребят, включая в обсуждение фрагменты фильма.
Итоги подводят учащиеся, вспоминая и обобщая наиболее интересные мысли, высказанные в ходе конференции.
Каждый участник сразу после конференции пишет небольшой отзыв о конференции, делится своими ощущения, мыслями о прочитанной книге, оставляет свои пожелания.
Слайд 16Такая форма работы, как одновременное прочтение книги всеми членами школьного сообщества,
является достаточно эффективной для воспитания самостоятельного, компетентного читателя. У ребенка формируется правильная читательская деятельность, которая включает в себя три компонента:
осознание мотива, цели обращения к книге,
читательскую грамотность,
умение на соответствующем уровне воспринимать содержание читаемой книги.
Создание единого читательского пространства позволяет учитывать потребности и интересы детей, помогает осваивать разные способы чтения, анализировать и понимать художественный текст, решать актуальные проблемы.
Слайд 17Общешкольные мероприятия в рамках проекта
Школьный этап Всероссийского конкурса «Живая
классика»;
«Битва хоров», посвящённая защите братьев наших меньших;
Флеш-мобы (ежедневно на переменах) ;
Акции «Почитай-ка»;
Интеллектуальные квесты
Слайд 18Акция «Почитай-ка»
Интеллектуальный квест
Слайд 22Викторина по книге
Г. Троепольского
«Белый Бим Черное Ухо»
Слайд 25Памятка для родителей
Как стать родителем читающего ребёнка ?
Показывайте свою заинтересованность;
Не давите
на ребёнка;
Читайте книги снова и снова;
Подавайте ребёнку пример, читая книги, газеты, журналы;
Читайте медленно и громко;
Окружайте ребёнка книгами;
Выбирайте для чтения книги, которые интересны ребёнку, а не Вам;
Читайте с ребёнком каждый день.
Слайд 26
Памятка для родителей
5 причин,
по которым читать книги нужно всей семьей
Семейное
чтение способствует привитию ребёнку любви к чтению без принуждения.
Совместное чтение и обсуждение прочитанной книги укрепляет семейные связи.
Семейное чтение позволяет взрослому участвовать в жизни ребёнка, познать мир его интересов.
Чтение ребёнком книги вслух для всей семьи улучшает у него технику и скорость чтения.
Ребёнок может спросить взрослого о непонятых местах в книге, задать вопросы по прочитанному. Это повышает у ребёнка авторитет родителей.