Слайд 1Анализ стихотворения «Парус»
М. Ю. Лермонтова
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ
№60» г. Чебоксары
Корчакова Е.В.
Слайд 2План
История создания
О чем данное произведение?
Главная идея произведения
Способ стихосложения, рифмы
Слайд 3История создания
Данное стихотворение было написано юным 17-летним поэтом в 1832 году.
В этот сложный период Лермонтову приходится покинуть Москву и прервать учебу в университете.
Слайд 4 Приняв такое сложное для себя решение, поэт устремляется в Петербург, где
остается наедине со своими мыслями и чувствами. Там в холодном Петербурге, гуляя по берегам Финского залива, юный Михаил и создает своё бессмертное произведение.
Слайд 6 Первый вариант написанного произведения поэт высылает в письме к М. Лопухиной.
В раннем варианте стихотворение «Парус» начиналось словами: «Белеет парус отдаленный». Впоследствии Лермонтов переработал первую строчку. «Парус» является одним из величайших произведений великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.
Слайд 7О чем данное произведение?
Стихотворение «Парус» описывает вид морской бури и плывущий
по неспокойному морю одинокий парус.
Слайд 8Тема одиночества проносится через все раннюю лирику юного поэта. Именно с
одиночеством Лермонтов связывает свою свободу, которая так для него дорога.
Слайд 9Лермонтовский «Парус» ассоциируется у каждого из нас и у самого поэта
не только с видом реального паруса, но и с конкретным человеком, на долю которого выпало много тяжелых испытаний.
Слайд 10Читая произведение перед нами встает и морской пейзаж, и белеющий одинокий
парус, и сам одинокий поэт. Возникающее в воображении бушующее море, о котором повествуется в начале стихотворения, сменяется переживаниями самого Лермонтова, покинувшего Москву и отказавшегося от мечты стать филологом. Одинокий парус, о котором повествует юный поэт, не случайно выбран главной идеей произведения, так как автор сам одинок в бушующем мире людей.
Слайд 11Главная идея произведения
«Парус» Лермонтова тематически приближен к переживаниям поэта, оставившего
свою мечту и свои родные места. Стихотворение насыщено яркими образами бушующего моря и паруса не его фоне. Прослеживается и поэтическая красота в подобранных словах, характеризующих не только море и одинокий парус, но и внутренне состояние самого поэта.
Второе четверостишие начинается с набежавшего ветра, который поднял волны и парус. Казалось бы с попутным ветром можно преодолеть любые препятствия и отправиться на большие расстояния. Но «увы», появляется внезапно возникшее чувство разочарования и тоски. С этим чувством поэт связывает утраченное счастье.
В третьем четверостишие описывается наступившая природная гармония и морская тишина. Проглядывает солнце, светлее становится лазурь. Но юного поэта это совсем не радует, он чувствует страдание от разлада в душе и неслаженности в жизни.
Слайд 12Лермонтов прибегает и к использованию олицетворения: играют волны, ветер свищет. Имеются
в произведении эпитеты, такие как, луч солнца золотой, а также метафоры, в строках: струя светлей лазури. Применяется антитеза, в строчках: стране далекой – краю родном.
Стихотворение достоверно отражает всю глубину переживаний юного поэта, тревожно жаждущего вечной бури.