Слайд 1Тема:
Осознание сути земной дороги через миниатюру Ю.Бондарева «Частица»
Учитель русского языка и
литературы Васильева В.Г.
Слайд 2Цель занятия
Освоить эстетическую и
семантическую основу
текста через
исследовательскую работу
Слайд 4 Какие ассоциации возникли
у вас при виде иллюстрации ?
Слайд 5 О чем может размышлять человек?
В какие
минуты он это делает?
Слайд 6 Часто ли вам приходится
размышлять и о чем?
Слайд 9 Что входит в понятие
«мгновение»?
Слайд 10Кластер «Мгновение»
неуловимость скоротечность
забытое очень мало
Слайд 11
Что входит в понятие «частица»?
Слайд 12Кластер «Частица»
Часть целого
доля чего-то
Мелкое составная часть
Слайд 13
Как вы думаете, о
чем сегодня пойдет разговор?
Слайд 14Используя справочный материал, познакомьтесь с новыми терминами.
Слайд 15
Словарь терминов
КОНЦЕПТ – понятие, через которое представляются ментальные
(духовные) основы народа. Концепт Свет, концепт Память, концепт Вечность,Род и т.д.
ХИАЗМ - риторическая фигура, заключающаяся в крестообразном изменении последовательности элементов в двух параллельных рядах слов.
ТИПЫ ХИАЗМА
1. Синтаксический хиазм, в котором правая часть по своей структуре симметрична левой, повторяет входящие в левую часть члены предложения в обратном порядке. Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве
2. Синтаксически осложненный хиазм, в котором добавляется двойной повтор в инвертируемых элементах. Самый лучший человек тот, кто живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший сорт человека, который живет чужими мыслями и своими чувствами. (Л.Н.Толстой)
3. Хиастический каламбур, в котором, кроме этого, можно проследить изменения значения входящих в него слов. В России две напасти: Внизу – власть тьмы, а наверху – тьма власти.(Гиляровский)
Слайд 16Примеры хиазма в поэзии
Не былинушка во чистом поле
расшаталося,
Расшаталося бесприютная моя головушка…
народная песня
Все во мне и я во всем…
Ф.И.Тютчев
Рассудку вопреки, наперекор стихиям.
А.С.Грибоедов
Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье.
А.А.Ахматова
И отплакали те, кто дождались,
Недождавшиеся отревели.
В.Высоцкий
И теперь реши, кому из нас с ним хуже,
И кому трудней – попробуй разбери…
В.Высоцкий
Слайд 17 Объектом вашего исследования будет миниатюра «Частица»
Юрия
Бондарева из
сборника
«Мгновения»
Слайд 18Частица
Однажды на рассвете проснулся под непрерывный шум деревьев за окном и
с трепетом и удивлением подумал: кто же задолго до меня рождался и умирал в моем роду? Кто жил, любил, надеялся, страдал в бесконечной череде моих далеких и близких предков по женской и мужской линии - моей матери, отца, деда, прадеда, моих дядей, сестер, братьев и многих тех, чья родственная толика сообщена теплу моей крови?
Едино ли все это? И есть ли это все во мне?
Раз так, значит, я частица огромного целого, всего моего рода, уходящего далеко назад, во тьму тысячелетий. Там, у истоков, были некие он и она, те, кому я обязан жизнью, рождением своих детей, своей удачливой и грустной земной дорогой.
Как я хотел бы угадать сейчас, кто же они были, эти «кто-то», - далекие, как звезды, он и она, без кого тьма несуществования не раскрылась бы передо мной светом рождения.
Ю.Бондарев
Слайд 19 Какие ассоциации вызвал
у вас текст?
Слайд 21
Почему он считает себя
частицей?
Слайд 22 Что подразумевает герой под словами «удачливая и
грустная земная дорога»?
Слайд 23Ваши задачи:
- найти концепты, представленные в тексте
- выяснить, какую
символическую нагрузку они несут
- найти в тексте примеры хиазма и выяснить, с какой целью автор использует этот прием.
время
Концепт
Вечность диада Бытия
Слайд 25Задачи исследования:
Уяснить проблематику рассказа «Частица» через диаду Бытия
Проанализировать использование риторической фигуры
хиазм как средства изобразительности текста
Создать мини –проект
Слайд 26Способы представления мини-проектов
Метод «тройного дневника»
Слайд 28Задачи исследования
Уяснить проблематику рассказа «Частица» через диаду Бытия
Проанализировать использование риторической фигуры
хиазм как средства выразительности текста
Создать мини -проект
Слайд 29План проекта
Цель: расшифровать семантику концепта.
Шаги постижения цели:
1.Как подан концепт
в тексте?
2.Что он символизирует?
3.Философское осмысление.
Слайд 31Рефлексивная карта урока
Что нового узнали в ходе исследования текста?
Чему научились?
Соответствовало ли
исследование поставленной цели?
Какие виды деятельности были наиболее эффективными?