Логическая схема сочинения публицистического или научного текста.
Главная мысль
Сформулируйте для себя главную мысль в одном ПП!(подлежащее – предмет речи, а сказуемое – признак предмета речи).
И держите эту мысль(одну!!!) в голове, пока пишите сочинение (черновик).
В сочинении эту мысль лучше выразить четко, лаконично, но уже красивыми словами.
Проверяющий должен понимать, что вы хотите доказать. Понимание того, о чем и зачем вы говорите, называется коммуникативным намерением.
Тезис 2 (мысль)
Тезис второго уровня 1 (дополнительный)
Тезис второго уровня 2 (дополнительный)
Пример к тезису 2.1
(например из СМИ)
Пример к тезису 2.2
Глубина логической схемы
- если мысли две - ОШИБКА
- если мысль не выделяется - еще большая ОШИБКА
Внимание!
Совпадение ключевых слов темы и главной мысли не даёт гарантии того, что вы попали в тему. Вдумайтесь в смысл каждого слова. Уход от темы, её сильное сужение или расширение, а также уход от темы одного из развивающих тезисов - ОШИБКА.
Все элементы сочинения должны работать на вашу главную мысль.
Рассказы Ф. Достоевского
Если вы рассуждаете логично, но не приводите аргументов - это ОШИБКА.
Чаще всего школьники стараются подобрать примеры и даже пишут слово "например", но аргументы эти иллюстрируют какие-то другие мысли и тезисы, не те, что развиваются в сочинении.
Если вступление и основную часть вы уложите в 200 слов, а заключение растянулось еще на 200 - это ОШИБКА.
Не затягивайте и вступление. Слишком маленькие вступление и заключение (менее 25%) - тоже плохо.
5. Между вступлением и основной частью должен быть какой-то плавный переход.
Если первые два абзаца никак не связаны - это ОШИБКА.
Если вы другими или (еще хуже) теми же словами в последнем абзаце выразили свою основную мысль - это не ВЫВОД.
ВЫВОД - другая мысль, вытекающая из главной. Между главной мыслью и хорошим выводом всегда можно поставить слово "ЗНАЧИТ".
В ВЫВОДЕ уместно показать свое отношение к доказанной мысли. Вот мы убедительно доказали то-то и то-то.
Что из этого следует? Что нам дает доказанный постулат?
Вот какие вопросы следует себе задать, чтобы закончить сочинение.
Основные ошибки в логической схеме сочинения
7. ВЫВОД должен следовать из главной мысли.
Очень часто авторы сочинений грамотно развивают и доказывают главную мысль, а потом хотят создать эффектный финал и слишком увлекаются формой высказывания, забывая о смысле. Так в последнем абзаце внезапно возникает новый тезис, никак не связанный с основной мыслью сочинения. Это ОШИБКА.
Октябрь 2015 г.
Ссылка на сайт уроков русского языка «Могу писать» https://mogu-pisat.ru
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть