Слайд 1Презентация
Славянофи́льство
— литературно - и религиозно -философское течение русской
общественной и философской мысли
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 8
Славянофи́льство — литературно - и религиозно –философское течение русской общественной и философской мысли, оформившееся в
40-х годах XIX века, ориентированное на выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада.
Слайд 11
Представители славянофи́льства выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского русского пути,
развиваясь по которому, по их мнению, Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов.
Слайд 14Славянофилы утверждали также о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной
почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр I возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии.
Слайд 18Исторической предпосылкой к зарождению славянофильства принято считать знаменитый спор между «иосифлянами»
и заволжскими старцами, представителями которых были соответственно Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.
Слайд 22В этом споре рассматривались две проблемы — отношение церкви к ереси (в
связи с появившейся тогда в Новгороде ересью
жидовствующих) и решение проблемы упадка нравов в монастырях.
Слайд 27Заручившись поддержкой Ивана III, иосифляне одержали верх, что и принято считать
разрывом с византийской церковью в пользу московско-русского начала, так как движение заволжских старцев возникло под влиянием византийских исихастов(учения о необходимости очищения и удаления от мирской суеты).
Слайд 31
Благодаря победе иосифлян, впервые возникает идея Москвы и третьего Рима, выдвинутая в
начале XVI века монахом псковского монастыря Филофеем , которая в течение века становится ведущей идеологией Русского государства.
Слайд 35 «Два Рима падоша — а третьи стоит, а четвёртому не быти».
Считается, что именно в это время приобрело устойчивый характер выражение «Святая Русь».
Слайд 37
Важнейшими источниками славянофильства в литературе принято считать немецкую классическую философию (Шеллинг, Гегель)
и православное богословие.
Среди исследователей никогда не наблюдалось единства по вопросу о том, какой из двух упомянутых источников сыграл решающую роль в формировании славянофильского учения
Слайд 42Влияние на славянофилов немецкого классического идеализма
Шеллинга и романтизма Гегеля, настроений европейского романтизма исследовалось в трудах
А. Н. Пыпина, В. С. Соловьёва,
А. Н. Веселовского, С. А. Венгерова,
В. И. Герье, М. М. Ковалевского,
П. Н. Милюкова.
Слайд 44Славянофилы:
И. С. Аксаков и ряд других исследователей – Н. А. Бердяев, Г.
В. Флоровский, В. В. Зеньковский -
отстаивали мысль об изначальной самобытности славянофильства, выводя его из русского православия.
Слайд 49Архимандрит Августин (Никитин) в статье «Русские, славянофилы и немецкое лютеранство» утверждал:
«Оно [славянофильство]
является
своеобразным
развитием свято
отеческой и русской
подвижнической
традиции».
Слайд 50
И. В. Киреевский считал, что славянофилы пытались создать такую философию, основание которой заключало
бы в себе «самый корень древнерусской образованности», а развитие её состояло бы в осмыслении всей образованности западной и в подчинении её выводов «господствующему духу православно-христианского любомудрия».
Слайд 52
Почву для зарождения славянофильского движения подготовила Отечественная война 1812 года, которая
обострила патриотические чувства. Перед нарождающейся русской интеллигенцией
встал вопрос о национальном самоопределении и национальном призвании. Появилась потребность определить дух России и её национальное лицо, и славянофильство должно было представить собой ответ на эти запросы.
Слайд 55
Сторонники славянофильства (славянофилы, или славянолюбы) отстаивали точку зрения о существовании для
России собственного, самобытного пути исторического развития. Основоположником этого направления стал литератор
А. С. Хомяков.
Слайд 58Деятельную роль в движении играли
И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И.
С. Аксаков,
Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев, Ф. В. Чижов.
Слайд 61Одновременно с ними Эван Романовский, поляк по происхождению, узнав о славянофилах
и поддержав их, начинает собирать вокруг себя сторонников этого направления по всей Европе.
Слайд 62
Общество, созданное сторонниками славянофилов, в результате было названо "Европейское Общество Истории
Происхождения Народов", его члены называли себя славянофилами и главной задачей считали упразднить масонство и его идеологию.
Слайд 64Славянофилы, российские общественные деятели и выразители идей Святой Руси, сыграли большую
роль в развитии русского национального сознания и формировании национально-патриотического мировоззрения.
Славянофилы предложили концепцию особого пути России, утвердились в мысли о спасительной роли Православия как христианского вероучения, заявляли о неповторимости форм общественного развития русского народа в виде общины и артели.
Слайд 69
И. В. Киреевский писал:
Всё, что препятствует правильному и полному развитию Православия,
всё то препятствует развитию и благоденствию народа русского, всё, что даёт ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, всё то искажает душу России и убивает её здоровье нравственное, гражданское и политическое. Поэтому, чем более будут проникаться духом православия государственность России и её правительство, тем здоровее будет развитие народное, тем благополучнее народ и тем крепче его правительство и, вместе, тем оно будет благоустроеннее, ибо благоустройство правительственное возможно только в духе народных убеждений.
Слайд 71
Славянофильство особый акцент делало на русском крестьянине, в котором «ключ нашего
национального существования», в нём – «разгадка всех особенностей нашего политического, гражданского и экономического быта…от материального, умственного и нравственного состояния нашего крестьянства зависели, и будут зависеть успехи и развитие всех сторон русской жизни».
Слайд 75Славянофильство представляло собой общественное и интеллектуальное
движение, выступившее своеобразной реакцией на начавшееся
ещё в эпоху Петра I внедрение в России западных ценностей.
Слайд 76Славянофилы стремились показать, что западные ценности не могут в полной мере
прижиться на российской почве и как минимум нуждаются в некоторой адаптации.
Слайд 77Призывая людей обратиться к своим историческим основам, традициям и идеалам, славянофилы
способствовали пробуждению национального сознания.
Слайд 78Славянофилы много сделали для собирания и сохранения памятников русской культуры и
языка («Собрание народных песен» П. В. Киреевского, «Словарь живого великорусского языка » В. И. Даля).
Слайд 80Славянофилы – историки (Беляев, Самарин и др.) заложили основу научного изучения
русского крестьянства, в том числе его духовных основ. Славянофилы создавали славянские комитеты в России в 1858 – 1878 годах.