Слайд 1Николай Алексеевич Некрасов
1821-1878
АВТОР: УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ
МБОУ Г. МУРМАНСКА ГИМНАЗИЯ №3
ЕРМАКОВА ЕЛЕНА
МИХАЙЛОВНА
Слайд 2
30 декабря 1877(с. с.) года.
Похороны Н. А. Некрасова.
«Это были первые грандиозные
похороны русского писателя»,− вспоминал П. И. Вейнберг.
Члены «Земли и воли» открыто несли венок с «крамольной» надписью «От социалистов».
Слайд 3
«Это было раненое сердце… и незакрывающаяся рана эта и была источником
всей eгo поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия», − считал Ф. М. Достоевский.
Ф.М. Достоевский отмечал, что "в поэзии… Некрасов заключил собою ряд тех поэтов, которые приходили со своим "новым словом". В этом смысле он... должен прямо стоять вслед за Пушкиным и Лермонтовым.«
Чернышевский ещё при жизни поэта был убежден в том, что «…его слава будет бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов».
Слайд 4
Дай, Некрасов, уняв мою резвость,
боль иссеченной музы твоей -
у парадных подъездов и
рельсов
и в просторах лесов и полей.
Дай твоей неизящности силу.
Дай мне подвиг мучительный твой,
чтоб идти, волоча всю Россию,
как бурлаки идут бечевой.
Е. Евтушенко
Слайд 5
1. Почему Н. А. Некрасов стал властителем дум молодежи конца19 века?
2.
В чем, на ваш взгляд, заключалось "новое слово" Некрасова?
3. О каком «мучительном» подвиге Некрасова пишет поэт 20 века?
Слайд 6Детство. Годы учебы. Выбор пути
Поместье Грешнёво Ярославской области связано с родом
Некрасовых с 18 века.
Изображений грешневской усадьбы не сохранилось. Из воспоминаний крестьянина П. О. Широкова известно, что барский дом был одноэтажным, небольшим, четыре комнаты были разделены коридором надвое. За домом начинался густой, тенистый сад.
Некрасовское Заволжье
Слайд 7
Ярославско-Костромской большой луговой тракт, проходивший мимо усадьбы отца Некрасова в Грешнёве.
Слайд 8Отец - Алексей Сергеевич
Алексей Сергеевич, майор в отставке. В его
распоряжении сначала было лишь около 50 душ крепостных, однако он любил не по средствам пожить, держал большую псовую охоту. Он отличался крутым нравом и деспотическим характером.
;
Родился я в большом дому,
Напоминающем тюрьму
В котором грозный властелин
Свободно действовал один,
Держа под страхом всю семью
И челядь жалкую свою…
Н. А. Некрасов «Суд»
Слайд 9Мать - Елена Андреевна
«Русокудрая, голубоокая, с тихой грустью на бледных устах»,
Елена Андреевна первая принимала на себя гнев отца – и когда пыталась уберечь детей от наказания, и когда вступалась за крестьян, приходивших искать у нее защиты.
Слайд 10
Я кручину мою многолетнюю
На родимую грудь изолью,
Я тебе мою песню последнюю,
Мою
горькую песню спою.
О прости! то не песнь утешения,
Я заставлю страдать тебя вновь,
Но я гибну - и ради спасения
Я твою призываю любовь!
Н. А. Некрасов «Рыцарь на час»
Великое чувство! У каждых дверей,
В какой стороне ни заедем,
Мы слышим, как дети зовут матерей,
Далеких, но рвущихся к детям.
Великое чувство! Его до конца
Мы живо в душе сохраняем, —
Мы любим сестру, и жену, и отца,
Но в муках мы мать вспоминаем!
1877
Слайд 11
О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Н. Некрасов
Слайд 12
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу
родной реки,—
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!..
Н. А. Некрасов. «На Волге»
И. Е.Репин «Бурлаки на Волге»
Слайд 13
1832-37 – учёба в Ярославской гимназии.
1838 – отъезд в Петербург
Слайд 14Школа трудов и лишений
Дважды – в 1839 и 1840 годах –
Некрасов пытался поступить в университет; но слабая подготовка не позволила ему сдать экзамены, числился вольнослушателем на философском факультете. «Ровно три года, – вспоминал позже Некрасов, – я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не просто плохо, не только впроголодь, но и не каждый день».
Слайд 15
1840. Первый сборник стихов «Мечты и звуки»
С 1840 года он сотрудничал
в журнале «Пантеон» Ф. А. Кони, писал театральные рецензии, фельетоны в стихах и прозе, оригинальные и переводные водевили и пьесы.
В 1841 году Некрасов перевел большую пятиактную французскую драму. «Каким образом, – вспоминал Л. В. Григорович, – ухитрился он это сделать, не зная буквально слова по-французски, остаётся непонятным. Сколько нужно было воли, терпения, чтобы, частью пользуясь объяснениями случайно заходивших знакомых, частью по лексикону, довести до конца такую работу»
Слайд 16
В 1842 г. Некрасов познакомился с Белинским.
«Моя встреча с Белинским
была для меня спасением», - говорил Некрасов.
Учитель! перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!
«Медвежья охота». Н. А. Некрасов
Слайд 17
Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?
В.
Г. Белинский о Н. А. Некрасове.
Что могло так взволновать критика в стихотворении
«В дороге»?
Слайд 18
В стихотворении изображена не только жизнь народа, загубленного помещиком, но и
психология крестьянина. Поэт создаёт индивидуальные характеры крестьян, его интересует личность крестьянина.
Каков жанр стихотворения?
Некрасов создаёт стихотворную новеллу, вводит элемент повествования.
И всё же это лирическое стихотворение: лирическое «я» самого поэта выражается и в дружеском обращении к ямщику, и в заключительных словах седока, в которых звучит сердечная боль и от горя мужика и несчастной Груши, и от общего горя народной жизни.
Слайд 19
Одно за другим появляются стихи о крестьянской жизни. Поэт исследует важнейшие
проблемы действительности с социальных позиций.
Голос Некрасова становится голосом крестьянской России.
Слайд 20И. И. Панаев
Н. А. Некрасов
1946 год
Слайд 21
«Старая» редакция журнала «Современник»:
Гончаров И.А., Толстой Л.Н., Тургенев И.С., Григорович Д.В.,
Дружинин А.В., Островский А.Н.
Слайд 22
Собранные вместе стихи произвели огромное впечатление на современников.
«Теперь Bы
дaли нaм книгy, кaкoй нe бывaлo eщe в русской литературе...», - пиcaл Некрасову Чepнышeвcкий.
«A Некрасова стихотворения, собранные в один фокус, - жгутся», - говорил Тургенев.
Слайд 23Раскол в «Современнике»
Считается, что кульминацией раскола внутри «Современника» стала публикация
Н. А. Некрасовым, несмотря на протест И. С. Тургенева, статьи «Когда же придёт настоящий день?» Н.А. Добролюбова о романе «Накануне». Статья Добролюбова Тургеневу не понравилась, он потребовал её не печатать. Некрасов решил пожертвовать давней дружбой с ведущим романистом в угоду своим политическим взглядам.
Вслед за Тургеневым навсегда покинули журнал Л.Толстой, Григорович, Достоевский, Гончаров, Дружинин и другие «умеренные либералы».
Слайд 24«Современник» в 1860-1866 годах
Идейным руководителем и самым печатаемым автором журнала становится
Н.Г. Чернышевский. «Современник» обрёл статус оппозиционно-политического журнала. В июне 1862 года был приостановлен правительством на восемь месяцев. Тогда же Н.Г. Чернышевского арестовали по подозрению в составлении революционной прокламации.
Слайд 25
В средине 1866 года издание было прекращено по настоянию особой комиссии,
организованной после покушения Каракозова на Александра II. Чтобы сохранить журнал, Некрасов в Английском клубе прочитал Муравьёву, главному усмирителю польского восстания 1863 года, посвящённые ему стихи. Муравьёв отнёсся к «оде» холодно, журнал был запрещён. Этот поступок нанёс серьёзный удар авторитету Некрасова в революционно-демократических кругах.
Слайд 26
Последние годы
В 1868 году Некрасов берёт в аренду у А. Краевского
его журнал «Отечественные записки». Редактором становится Салтыков-Щедрин.
Л.Толстой, Достоевский, Островский воспримут «Отечественные записки» Некрасова как попытку возврата к прошлому, откликнутся на призыв к сотрудничеству.
Слайд 27«Последние песни»
О Муза! я у двери гроба!
Пускай я много виноват,
Пусть увеличит
во сто крат
Мои вины людская злоба -
Не плачь! завиден жребий наш,
Не наругаются над нами:
Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
Не русский - взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу…
«О, Муза! я у двери гроба» Н. Некрасов
Слайд 28
Иcтoчники:
http://www.textologia.ru/literature/literatura-rossii/nekrasov-nikolaj-alekseevich/sbornik-stihotvoreniy-n-a-nekrasova-1855-goda/5944/?q=471&n=5944
https://www.portal-slovo.ru/philology/41268.php
http://ptiburdukov.ru/%D0%A1%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8/%D0%9D%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87