Слайд 1«ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО М.А.ШОЛОХОВА»
ПОДГОТОВИЛА: ХОМЯКОВА Е.А.
МИХАИЛ АЛЕКСАНДОРОВИЧ ШОЛОХОВ
Слайд 2Михаил Шолохов принадлежит к величайшим художникам слова XX века , которые
в своём творчестве с огромной силой отразили эпоху, а их произведения стали достоянием не только национальным, но и мировой культуры. Шолохов поистине народный писатель. Он всем своим творчеством сложил гимн, народу- герою…
Слайд 3«Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать
чище душой, пробуждали любовь к человеку» (М.А.Шолохов)
Слайд 5Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 г. на хуторе Кружилином
станицы Вёшенской.
Слайд 6.
Отец – Александр Михайлович Шолохов был приказчиком, управляющим паровой мельницы. Мать
– Анастасия Даниловна Черникова – дочь крепостного крестьянина, пришедшего на Дон с Черниговщины
(Шолохов с родителями 1912г)
Слайд 7Александр Михайлович и Анастасия Даниловна горячо любили друг друга и свою
любовь , выдержавшую большие жизненные испытания, перенесли на единственного сына. Несмотря на материальные трудности, они решили обязательно дать ему образование.
Слайд 8С 1911 года Шолохову даёт уроки на дома учитель Каргинского начального
училища Тимофей Тимофеевич Мрыхин. Впоследствии он тепло вспоминал о своём ученике: « Михаил был хрупким, но очень живым, любознательным мальчиком…Работа с Мишей доставляла мне полное удовлетворение, так как я видел, что тот труд щедро вознаграждается прекрасными успехами моего прилежного ученика. За шесть-семь месяцев Миша прочно усвоил курс первого класса: хорошо читал, успешно справлялся со счетом в пределах сотни, писал четко и опрятно…Вскрывались всё новые и новые качества, новые способности Миши: пытливость , острая сообразительность, растущая жажда к знаниям».
Первый учитель М.А.Шолохова
Тимофей Тимофеевич Мрыхин
Слайд 9 В 1912 году Михаил Шолохов поступает в Каргинское начальное училище
, а в 1914 году в подготовительный класс одной из московских гимназий. Память о станице Каргинской и об училище писатель сохранил на всю жизнь.
ГОДЫ В УЧЕБНОЙ ГИМНАЗИИ
Слайд 10Годы ранней юности было не только временем участия в развернувшихся событиях
на Дону, но и временем упорной учебы. Он запоем читает Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Чехова, Горького. Плодотворным для будущего писателя было участие в драмкружках станицы Каргинской. Здесь проявлялось его сценическое дарование. Появление Шолохова на сцене вызывало бурный восторг станичной публики.
Слайд 13Жажда учебы, стремление начать серьезно писать заставили Шолохова в 1922 году
приехать в Москву. Путь в литературу был нелегким. Он работал грузчиком, каменщиком, счетоводом, делопроизводителем в домоуправлении, упорно занимается самообразованием, встречается с поэтами и писателями группы «Молодая гвардия»
Слайд 14В 1924 женится на дочери бывшего казачьего атамана Марии Петровне Громославской,
с которой проживет всю жизнь, вырастив двоих сыновей и двух дочерей. Тогда же в 1924 поселяется с семьей в станице Вёшенской, где проживет до конца жизни (тут он и похоронен за оградой дома, ставшего после смерти М.П. Шолоховой музеем)
Слайд 16Михаил Александрович и Мария Петровна горячо любили и поддерживали друг друга
во всём.
Слайд 1722 июня 1941 года мирная жизнь нашей страны была нарушена вероломным
нападением фашистской Германии. В годы Великой Отечественной войны Шолохов — деятельный участник борьбы
советского народа против фашистских захватчиков. Всю Великую Отечественную войну писатель был военным корреспондентом. Он видел разгром фашистов под Сталинградом.
Шолохов военный корреспондент «Правды». 1941
Слайд 18Закончилась война. На Дону она была особенно жестокой и трагичной. Шолохов
решил посвятить своё творчество именно Донскому краю в годы революции и гражданской войны. Шолохов полюбил казачество и именно образ казачества будет фигурировать в его произведениях.
Слайд 20Литературная деятельность писателя началась в 1923 году, с публикаций фельетонов в
газетах Начиная с 1924 г. в журналах появляются рассказы Шолохова, объединённые впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926). Темы ранних рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне.
Слайд 21Первые рассказы «Нахалёнок», «Председатель Реввоенсовета республики» (1925), «Чужая кровь» (1926), «Червоточина»
(1926). После войны Шолохов опубликовал ряд публицистических произведений: «Слово о Родине», «Борьба продолжается» (1948), «Свет и мрак» (1949),
Герои произведений Шолохова — простые трудящиеся люди. Их думы, печали и радости, их стремление к счастью и справедливости, их борьба за новую жизнь неизменно интересуют художника. Писатель написал немало замечательных произведений. По мотивам его произведений снято много художественных фильмов.
Слайд 22«Казак всю жизнь работает на быка, а бык на казака, так
они существуют!»
Шолохов в своих рассказах показал казаков как тружеников-хлеборобов и дал такое их изображение, которое пройдет через всё его творчество:
Слайд 23Перу Шолохова принадлежат роман- эпопея «Тихий Дон», роман«Поднятая Целина», «Они сражались
за Родину», повесть «Судьба человека». Всё, созданное им, глубоко вошло в сознание народа.
Слайд 24М.А.Шолохов в своих произведениях изображает донское казачество. Донские казаки живут
на землях Области Войска Донского.
« Читатель, даже русский читатель , по сути дела, не знал, кто такие донские казаки. Была повесть Л.Толстого «Казаки», но она имела сюжетным основанием жизнь терских казаков. О донских казаках не было создано ни одного произведения. Быт донских казаков резко отличается даже от быта кубанских казаков, не говоря уже про терских, и мне показалось, что надо было начать с описания вот этого семейного уклада жизни донских казаков»
(Из беседы М.А.Шолохова со шведскими студентами)
Слайд 25За первую и вторую книги «Поднятой целины» писатель был удостоен в
1960
году Ленинской премии.
Слайд 26В 1965 г. в Стокгольме Михаилу Александровичу Шолохову была вручена Нобелевская
премия за роман «Тихий Дон».
Слайд 27Шолохов не только величайший художник слова, который сумел создать такие произведения,
которые стали достоянием мирового искусства, но и замечательный человек!
Слайд 2821 февраля 1984 года Михаил Александрович Шолохов ушел из жизни
Слайд 29Но этот человек и его творчество не будет забыто никогда. Произведения
М.А. Шолохова бессмертны, в них живёт вековой завет - любовь к Отечеству, внимание к судьбе человека, забота о процветании родного края
Слайд 30«Ни один писатель, может быть, не любил с такой страстной силой
природу тех мест, которые видели его детство и зрелые годы»
Николай Тихонов
Слайд 31Рассказ
М.А. Шолохова «Нахалёнок»
Слайд 32
Детская тематика разработана М.А.Шолоховым во многих его рассказах
и представлена своеобразно. Писатель стремится к предельной конкретности, к воссозданию всей атмосферы, окружающей ребёнка. Это делается для того, чтобы читатель лучше понял и прочувствовал психологию ребёнка.
Слайд 33Интересен по содержанию и
художественным особенностям
рассказ «Нахалёнок», в котором
писатель
создал один из самых
сильных и обаятельных образов
– образ семилетнего мальчугана
Мишки, прозванного в станице Нахалёнком.
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РАССКАЗА
Знаете ли вы лексическое значение слова «нахалёнок»?
Давайте обратимся к словарю языка Михаила Шолохова и посмотрим значение слова «нахалёнок»
Слайд 34
НАХАЛЁНОК,-а,м. Внебрачный ребёнок.
«Для отца
он – Минька. Для матери – Минюшка. Для деда – в ласковую минуту- пострелёныш <…>. А для всех остальных: для соседок-пересудок, для ребятишек, для всей станица – Мишка и «нахалёнок». Девкой родила его мать. Хотя через месяц и обвенчалась с пастухом Фомою, от которого прижила дитя, но прозвище «нахалёнок» язвой прилипло к Мишке, осталось на всю жизнь за ним».
Слайд 35О рассказе Михаил Александрович Шолохов говорил, что это «отчасти автобиографический рассказ».
В раннем детстве писатель и сам пережил ощущение «незаконности»
своего положения.
За строчками биографии
автора
«Нахаленка» стоит
трудное детство,
сложность,
а порой и жестокость
первых детских
впечатлений.
Слайд 36Какое время изображает Михаил Шолохов в рассказе?
Важно ли знание происходившего
исторического события для понимания произведения?
Именно в это время растёт Мишка, запоминая всё, что рассказывает батянька.
Слайд 37Главный герой рассказа, как мы уже ранее поняли, Мишка. Давайте проследим
за тем, как меняется главный герой на протяжении рассказа? Чем он занимается?
Слайд 38
Найдите в тексте описание
внешности Мишки. На что
обращает особое внимание автор?
Слайд 39Сюжетный план рассказа
Сон Мишки
Приезд батяньки
Ссора с поповым сыном
Катание на свинье
Встреча Мишки
с ребятами у пруда
Молитва деда
Батянька (Фома Коршунов) рассказывает сыну
о войне
«Сокровище» Мишки
Собрание в Исполкоме
Военный оркестр на улице
Разверстка
Перестрелы в станице
Смерть Фомы Коршунова
Мишка спешит сообщить красным, что в станице
действует банда
Слайд 40
По сюжетному плану мы видим, как менялись события в рассказе. Взросление
героя
произошло внезапно, оно сопряжено не
только с мучительными переживаниями, но и с осознанием своего старшинства в роду. Но Мишка
по-прежнему ведёт себя по-мальчишески: закрывает от страха глаза, прижимается к лошадиной шее зябким комочком, но в финале рассказа это уже другой Мишка: он находит силы сказать то, ради чего дед отправил его к красным. Теперь он несёт ответственность за семью.