Слайд 1
Презентация
Поэтическая
лианозовская школа
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 4ЛИАНОЗОВСКАЯ ШКОЛА -
условное название сложившегося
к концу 1950-х круга российских поэтов
и художников,
центром которого был
художник и поэт
Евгений Леонидович Кропивницкий.
Слайд 8ЛИАНОЗОВСКАЯ ШКОЛА -
одно из первых неформальных творческих объединений художников и
поэтов послесталинской эпохи.
Слайд 14В неё входил поэт
Всеволод Некрасов
Русский поэт, критик, литературовед, один из лидеров
«Второго русского авангарда» и основателей «московского концептуализма».
Слайд 18В неё входил
художник
Николай Вечтомов
Слайд 20В неё входил
художник
Лидия Мастеркова
Слайд 21В неё входил
художник
Владимир Немухин
Слайд 22В неё входил
художник и поэт Лев Кропивницкий,
сын Е. Л .Кропивницкого
Слайд 24
Круг этот складывался постепенно и спонтанно, в творчестве выступали на первый
план не какие-либо единые эстетические каноны или устремления, а общее у всех желание выстроить новую поэтику и выразить себя с наибольшей полнотой:
для «лианозовцев» был характерен повышенный интерес к исканиям товарищей и взаимная поддержка.
Слайд 27Решающую роль в становлении «школы на начальном этапе, сыграл Евгений Кропивницкий,
который стал духовным учителем для И. Холина и Г. Сапгира.
Слайд 28Евгений Кропивницкий был своеобразной личностью, органично соединявшей лиризм и скепсис, прирожденным
наставником,
пробуждавший
дремлющий талант,
помогавший понять
человеку его
собственную натуру.
Влияние оказывала и сама жизнь учителя.
Слайд 30 Евгений Кропивницкий был напрямую связан с культурой «серебряного века».
Слайд 31Среди друзей Евгения Кропивницкого
поэт и переводчик
Арсений Альвинг,
пропагандировавший поэзию
И. Ф. Анненского
Слайд 32Как поэт Арсений Альвинг дебютировал в 1905году в газете «Ялтинский курьер».
Издал отдельной книжкой полный перевод «Цветов зла» Бодлера (1908).
Слайд 33
Вместе с Евгением Курловым
Арсений Альвинг
в 1910 году основал в Москве
издательство «Жатва» и одноимённый альманах, где печатались Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Юргис Балтрушайтис, Георгий Чулков, Анна Ахматова, Александр Куприн, а также собственные стихотворения и рецензии Альвинга (некоторые — под псевдонимом
А. Бартенев, по девичьей фамилии матери).
Слайд 36В 1920-х
Арсений Альвинг
руководил литературным объединением «Кифара», пропагандировавшим творчество Иннокентия
Анненского, в которое входили Евгений Архипов, Дмитрий Усов и др.
Тогда же опубликовал повесть
«Наденька Артенева» (1928),
исследование
«Введение в стиховедение» (1931).
Слайд 39В 1934 году репрессирован, до 1936 году пробыл в заключении в
городе Свободный, центре администрации Бамлага.
По возвращении руководил литературными кружками для детей и юношества.
Учениками Альвинга
считали себя
Генрих Сапгир,
Лев Кропивницкий.
Слайд 40Среди друзей Евгения Кропивницкого
поэт и переводчик
Юрий Верховский
Слайд 42 Печататься как поэт
Юрий Верховский
начал в 1899 году.
Слайд 44 Семейству Верховских принадлежало имение Щелканово в 20 км от Монастырщины, куда Юрий
и его брат Вадим приглашали на лето знакомых столичных литераторов.
Слайд 45 Юрий Верховский принадлежал к кружку стилизаторов русской словесности «золотого века»
.
В некоторых публикациях их объединяют под названием «классических символистов».
Слайд 46 По замечанию А. Лаврова, «слово
„старинное“ заключало в себе для
Ю. Верховского весь спектр поэтических вдохновений».
Слайд 48Современники ценили в Ю. Верховском «величайшего знатока пушкинской эпохи и умелого
имитатора поэтов того времени».
Слайд 49 В январе 1907 г. Кузмин писал в
дневнике, что В. Брюсов и др. …
«очень дорожат
Ю. Верховским
как техником,
как переводчиком,
как эссеистом, как человеком…».
Слайд 51Среди друзей Евгения Кропивницкого
поэт Филарет Чернов
Слайд 52 Филарет Чернов
печатался сначала в детских журналах, потом в журналах
«Нива», «Вестник Европы» и др. После Октябрьской революции печатался в советских изданиях.
Слайд 53 Лучшие стихи Филарет
Чернов
написал уже в 1920-х годах
и собрал в сборник под
названием
«В тёмном круге».
Философская лирика
его стихов напоминала
позднего Фета…
Слайд 54ФИЛАРЕТ ЧЕРНОВ. ТЕМНЫЙ КРУГ
Может быть, он? (О поэте Филарете Чернове)
1
Когда
я слышу в ночь глухую,
Как темным воем воет пес,
Я чую: муку мировую
Он выражает в нем без слез.
И часто сердцу стоит воли,
Чтобы не встать, и не пойти,
И не завыть с ним в общей боли
О безнадежности пути…
Когда я впервые прочитал стихотворение, завершающееся только что приведенными строфами, стихотворение, подписанное неведомым именем "Филарет Чернов", - острой мыслью пронзила меня радостная надежда:
Слайд 55- Может быть, он!
Не он ли тот, пришедший, наконец, из небытия
в литературу большой человек, которого ждет-не дождется нынешняя наша поэзия, истомленная, изможденная, умученная за последние годы стихотворствующей "золотой молодежью"? Журналы, толстые и тощие, альманахи и альманашки, затем и иные газеты, отводящие для пущей важности "под литературу" праздничные свои столбцы - все они переполнились поэтическими именами, чрезвычайно известными по звуку и ничего не говорящими по существу. Знаете ли вы, о чем тоскуют, пред чем бунтуют, чего взыскуют Георгий Иванов, или О. Мандельштам, или Рюрик Ивнев, или Владимир Эльснер, или М. Долинов? Из-за чего ликуют они, или из-за чего плачут? О чем молчат? О чем не спят?
Слайд 56"Мне грустно оттого, что я еще так молод…"
Мне грустно оттого,
что я еще так молод,
Но, как старик, давно живу былым;
Что, как старик, я чую смерти холод,
И жизнь моя безжизненна, как дым.
Бескрасочно уходят дни за днями, -
Что день, что год - однообразно пуст…
А где-то жизнь увенчана цветами,
И песнь любви звучит с певучих уст…
Как беден мир души моей усталой!
О, как остыл я к радостям земным!
Мне нечем жить: тепла в душе не стало;
Я лишь дышу, чуть греюся былым…
Слайд 57"Что жизнь напела мне в счастливые года…"
Что жизнь напела мне в счастливые года
Высоких
дум, великих упований, -
Теперь давно лежит в гробу воспоминаний
И не воскреснет никогда.
И часто, мертвеца убрав цветами грез,
В глубокой тишине, в своем уединенье,
Над прахом дорогим пролью я много слез,
В них горькое вкушая утешенье…
Да, как на кладбище живет душа моя:
От жизни обнесен пустынною оградой,
Могильным сторожем живу угрюмо я,
Мерцаю бледною, могильною лампадой…
Слайд 58 Последние годы жизни Филарет Чернов служил литсотрудником и писал рассказы.
В Союз писателей СССР
Филарет Чернов
принят не был, несмотря на многочисленные обращения.
Слайд 59Филарет Чернов -
автор известного романса «Россия»
(«Замело тебя снегом, Россия…») —
гимна русской эмиграции.
Сам Чернов не афишировал, что это его романс, опасаясь преследований, и долгое время автор оставался неизвестен.
Слайд 60Филарет Чернов
Замело тебя снегом, Россия,
Запуржило седою пургой
И холодныя ветры степныя
Панихиды поют
над тобой.
Ни пути, ни следа по равнинам,
По сугробам безбрежных снегов.
Не добраться к родимым святыням,
Не услышать родных голосов.
Замела, замела, схоронила
Всё святое, родное пурга.
Ты, - слепая жестокая сила,
Вы, - как смерть, неживые снега.
Замело тебя снегом, Россия,
Запуржило седою пургой
И холодныя ветры степныя
Панихиды поют над тобой.
Слайд 61Филарет Чернов
никогда из России не выезжал.
Слайд 62Среди друзей Евгения Кропивницкого
художник
Павел Кузнецов
Слайд 63Среди друзей Евгения Кропивницкого
художник
Роберт Фальк
Слайд 64Среди друзей Евгения Кропивницкого
художник
Александр Тышлер
Слайд 65Все это отразилось и на живописной эстетике
Е. Кропивницкого, и на
его поэтике.
Отказавшись в 1930-х от своей прежней литературной манеры, он уничтожил большинство созданных до этого стихов.
Слайд 66Евгений Кропивницкий подчеркнуто называл себя «поэтом окраины и мещанских домиков».
Слайд 67Стихи Евгения Кропивницкого, предельно конкретизированные, насыщенные точными, как будто избыточными
деталями, запечатлели жизнь этой самой окраины, где ничего не укроется от соседских глаз, да никто ничего и не скрывает:
У забора проститутка.
Девка белобрысая.
В доме 9 ели утку
И капусту кислую.
Засыпала на постели
Пара новобрачная.
В 112-ой артели
Жизнь была невзрачная.
Слайд 68На эти «низкие» и даже «низменные» сцены
Е. Кропивницкий смотрит чуть
иронически, но с очевидной теплотой и сочувствием.
Слайд 69 Несмотря на то, что сюжеты картин
Евгения Кропивницкого предвосхитили
сюжеты стихов поэтов - «лианозовцев» тут и пейзажи окраин, и портреты жителей
окраин, в частности,
женские живописная
тональность этих работ
отличаются своеобразной,
не бросающейся в глаза
мажорностью и в
определенном смысле бесконфликтностью.
Слайд 71
История «Лианозовской школы» начинается издалека, человеческие связи «лианозовцев»
возникли
задолго
до того, как они
стали поэтами и художниками.
Слайд 72 До войны Генрих Сапгир занимался в литературном кружке, который вел
при
Доме художественного воспитания Альвинг
(ту же студию посещал и Л. Кропивницкий, но тогда они не встречались).
Слайд 74
В 1944, вернувшись из эвакуации в Москву, Генрих Сапгир отправился в
Дом художественного воспитания, надеясь встретить знакомых, кроме того, кружковцам давали «рабочую» продуктовую карточку.
Слайд 76Там он познакомился с Евгением Кропивницким, который вел художественный кружок, здесь
же впервые увидел и занимавшегося в художественном кружке О. Рабина, с которым вскоре подружился.
Слайд 77На правах члена семьи
Генрих Сапгир
жил в доме Л. Кропивницкого
Слайд 79В 1949 в этом доме появляется
Игорь Холин
Слайд 81В 1956 из заключения возвращается
Лев Кропивницкий
Слайд 82В 1959, после знакомства с О. Рабиным, входит в тот же
круг
Всеволод Некрасов
Слайд 83В 1961 появляется
Ян Сатуновский
Слайд 84В 1967 приехавший из Харькова
Эдуард Лимонов
Слайд 85 В этом все расширяющемся круге многие уже не были непосредственными
учениками Льва Кропивницкого, хотя испытали на себе его влияние.
Слайд 86Всеволод Некрасов
называет своим учителем поэта
Н. И. Глазкова
Всеволод Некрасов в мастерской
Оскара
Слайд 89 Всеволод Некрасов был близок с поэтом и писателем Михаилом Соковниковым, художниками
Эриком Булатовым, Олегом Васильевым, Франсиско Инфанте.
Слайд 90 Начиная с 60-х годов Всеволод Некрасов собрал большую коллекцию живописи, графики
и
арт - объектов современных ему неофициальных художников (передана в Музей частных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкин), почти со всеми из которых он был знаком лично.
Слайд 92До перестройки Всеволод Некрасов публиковал стихи, статьи, визуальные и предметные работы в
самиздате:
в журналах «Синтаксис» (1959),
«37» в Папках МАНИ,
и за границей, в журналах Tvar (Прага, 1964), «Ковчег», «А – Я»,
сборниках «Freiheit ist Freiheit» (Цюрих),
«Аполлон - 77», Kulturpalast (Вупперталь) …
Слайд 93В 70-е годы Всеволод Некрасов сотрудничал с издательствами «Детская литература», «Малыш», журналом
«Пионер»: консультировал авторов, редактировал рукописи, составил коллективные поэтические сборники «Между летом и зимой» (1976) и «Сказки без подсказки» (1981).
Слайд 95 В 1970—80-х годах вместе с А. Журавлёвой Всеволод Некрасов работал для Всероссийского
театрального общества как критик.
В написанной на основе этого опыта книге
«Театр Островского» высказаны некоторые важные для Некрасова эстетические идеи.
Слайд 96С конца 70-х годов Всеволод Некрасов участвовал в акциях группы концептуалистов «Коллективные
действия» и в семинаре московского неофициального искусства - «Московский литературно-художественный семинар»- А.Чачко и М. Шейнкера.
Всеволод Некрасов и
Оскар Рабин 1960-е
Слайд 97 Всеволод Некрасов организовал выставки из своей коллекции живописи и графики в
Новосибирской картинной галерее в 1990 году, в Литературном Музее в Москве в 1991 и 1992 годах - программа «Лианозово — Москва» с первой в России персональной выставкой художника Оскара Рабина- , в Бохуме и Бремене в 1992 году, в Тюменском художественном музее в 2002 году.
Слайд 99Начиная с 1989 года при жизни Всеволода Некрасова вышли в свет семь
поэтических сборников; книга «Пакет» (1996) кроме стихов включила статьи, писавшиеся с середины 1970-х годов.
Стихи переведены на основные европейские и на японский языки.
Слайд 100«Язык Некрасова — это язык улицы, язык «совка», из которого поэт «выжимал» —
путём остранения и двойной рефлексии — скрытые — своей очевидностью! — дополнительные возможности», -
писал Евгений Степанов
Слайд 101Ян Сатуновский пришел вполне сложившимся человеком, уже нашедшим собственную поэтику.
Слайд 102Тогда же, в конце 1950-х, встречи из дома
Е. Кропивницкого переместились
в Лианозово
(так назывался поселок, ныне влившийся в город).
Слайд 103В Лианозово находился поделенный на квартиры барак, где жили О. Рабин
и его жена Валентина, дочь Кропивницкого.
Слайд 105По воскресеньям здесь проходили живописные выставки.
Здесь же читали стихи, говорили
об искусстве.
Слайд 106Среди постоянных посетителей был киносценарист
С. Л. Лунгин
Слайд 107Среди постоянных посетителей был
литературовед
Л. Е. Пинский
Слайд 108 Приезжал в Лианозово поэт
Борис Слуцкий
Слайд 109Приезжал в Лианозово поэт
Леонид Мартынов
Слайд 110Приезжал в Лианозово
поэт Назым Хикмет
Слайд 112 Официальная реакция на их творчество была отрицательной, газетные статьи назвались
«Жрецы помойки № 8»,
«Дорогая цена чечевичной похлебки»,
«Бездельники карабкаются на Парнас».
Слайд 113
Организация «Лианозовской группы», среди прочего, была поставлена в вину Л.
Кропивницкому, в 1963, вскоре после посещения
Н. С. Хрущевым художественной выставки в Манеже, исключенному
из Союза художников за «формализм».
Слайд 116Именно тогда и прозвучало впервые само словосочетание «лианозовская группа».
Слайд 117 «Лианозовцы» (кроме Яна Сатуновского) не интересовались социальными проблемами.
Слайд 118 Неверно было бы соотносить поиски художников - «лианозовцев» с реализмом
художников 1960-х, а поиски поэтов с послевоенным реализмом в литературе.
Слайд 119
Они не испытывали к современности интереса. Социальный критицизм вообще не свойственен
«лианозовцам».
Главное и единственное,
что составляло для них
интерес - это эстетика,
на начальном этапе,
возможно,
«антиэстетика».
Слайд 120
Отчасти заимствовав тематику у
Е. Кропивницкого, его ученики отказались от иронии
и лиризма, характерных для его поэзии.
Сдержанная, безэмоциональная «констатирующая» интонация превращала «лирическую зарисовку» в «гротески».
Слайд 123Они тоже писали про быт городской окраины и про жизнь ее
обитателей.
Уходившие от социальных проблем поэты становились в позицию критиков общества.
Слайд 125
Под влиянием Кропивницкого в середине 1950-х начался творческий путь И.
Холина.
В те годы он написал первый цикл «барачных» стихов, что повлияло на творчество Лианозовской группы.
Слайд 126В книге И. Холина « Жители барака» , написанной в 1950-х и
не в полном виде изданной в 1989, а также в большом цикле «Барачная лирика» представлен, по замечанию литературоведа В.Кулакова, «эпос» маргинальной жизни.
Кто-то выбросил рогожу,
Кто-то выплеснул помои,
На заборе чья-то рожа,
Надпись мелом: «Это Зоя».
Двое спорят у сарая,
А один уж лезет в драку…
Выходной. Начало мая.
Скучно жителям барака.
Слайд 128Игорь Холин предпочитал использовать в качестве поэтических средств скорее бытовую речь,
чем лирику и образность.
Слайд 129 К концу 1950-х годов Игорь Холин стал
одним из лидеров неофициальной русской поэзии и русского авангарда.
В 1960-х он печатался
только в западных
изданиях, в СССР
публиковались
только его стихи
для детей.
Слайд 130Предельная конкретизация, вплоть до названия улицы, номера дома или учреждения являются
не простой констатацией фактов, а неким подобием физиологического очерка.
Слайд 132Друг Игоря Холина Генрних Сапгир приобщил его к написанию детских стихов.
Но
поэзия на заказ у Холина шла тяжело, несмотря на то, что его стихи попали в букварь.
Слайд 133Для стихов И. Холина этого периода характерно чужое, «цитатное» слово.
Фрагменты
уличных разговоров, как бы случайно услышанных (отсутствие знаков препинания указывает на такую «случайность», спонтанность), также передают абсурдность и суетность существования того, кто это говорит:
Сделала аборт
В ресторане накачался
Не явился на концерт
У бухгалтера инфаркт
Присудили десять лет
Смотрят а уж он скончался
Я и сам люблю балет.
Слайд 136Генрих Сапгир, избегая каких-либо определений, все же отмечал «бредовость», «балаганность» своих
ранних стихов.
Слайд 138Но, как бы там ни было, к их стихам надолго «пристало»
определение
«барачная поэзия».
Слайд 140 И. Холин входил в поэтическую группу «Конкрет», членами которой были
Генрих Сапгир, Эдуард Лимонов,
Вагрич Бахчанян.
Слайд 141 В начале 1970-х Холин пишет несколько поэм и всерьёз обращается
к прозе.
Слайд 142 С 1988 года он публиковался
на родине.
Слайд 1431980-1990-ми годами датированы лишь отдельные опубликованные стихотворения;
в этот период
Игорь Холин
основное внимание
уделял написанию
коротких рассказов.
Виктор Пивоваров
и Игорь Холин
Слайд 144При всем различии поэтик, нечто похожее можно обнаружить и в стихах
Яна Сатуновского.
Слайд 146
Говоря о своих пристрастиях, Я. Сатуновский опять-таки называет точные адреса:
До чего
мне нравятся озорные девки,
что прилюдно драются в речке возле церкви,
так что поп
с молитвою
путает «едриттвою».
До чего мне нравится здешняя природа,
и сыны, и дочери здешнего народа
Монино,
Железнодорожная,
Перово.
Слайд 148Это все те же барачные поселки и станции, тот же гротескный
мир, где живут отнюдь не гротескные люди, сколь бы ни казались причудливыми их слова и действия.
Слайд 149В конце 50х годов Я. Сатуновский знакомится с лианозовцами, один из лидеров Второго
поэтического авангарда.
Слайд 150 Поэзия
Яна Сатуновского уравновешена в ритме и
звуке, независимо от того, рифмуются стихи или нет.
Слайд 151Отношение Сатуновского к советскому миру — например, к пустоте существования, к
вынужденному исключению из культурной жизни определено иронической
дистанцией.
Слайд 152
Ян Сатуновский резко выступает против предательства и лжи в среде писателей, но его юмор
легко преодолевает
искажения и
трагизм мира,
даже вситуации отчаяния.
Слайд 153Сила Яна Сатуновского, поэта, проявляется в превосходстве даже над собственной смертью.
Слайд 154В СССР публиковались детские стихи
Яна Сатуновского (при жизни вышло 14 книг).
Слайд 155 С середины 70 - х годов Ян Сатуновский печатался на Западе.
Слайд 156
В1974 в 7 экземплярах
напечатал своё
«Избранное»
в трёх томах.
Слайд 159
В точном смысле слова «лианозовский период» закончился в 1965, когда
Оскар Рабин переехал в Москву.
Но встречи продолжались, хотя адрес их, также запечатленный в стихах дом № 8 недалеко от Преображенской площади, изменился.
Слайд 161 При этом в своих литературных поисках поэты - «лианозовцы» все
дальше уходили друг от друга.
Художники с самого начала работали в разных манерах.
Слайд 162 Неоднократно предпринимались попытки связать поэтов «Лианозовской школы» с той или
иной традицией.
Вряд ли их можно признать успешными, ибо прямой связи с каким-либо художественным течением или направлением не существует.
Слайд 163Разумеется, опосредованно «лианозовцы» многое восприняли из опыта
«Серебряного века».
Во всех
же остальных случаях уместно говорить только об аналогиях.
Слайд 164Творчество обэриутов со стихами которых принято сравнивать стихи поэтов «Лианозовской школы», в
1940 - 1950-х было слабо известно.
Слайд 165Поэзию и прозу «обэриутов» следует рассматривать как своего рода трактаты в
стихах и прозе, результат их философских штудий.
Слайд 167
«Лианозовская школа» не являлась
философской школой, не выстраивала
символической картины мира,
как это было у «обэриутов».
Слайд 168Поэзию «лианозовцев» продуктивней сопоставлять с поэзией раннего русского футуризма - Д. Бурлюк, А.
Крученых,- а также с поэзией немецкого экспрессионизма - Г. Бенн, Г. Гейм, Б. Брехт.
Слайд 171Согласно позднему признанию Г. Сапгира, значение экспрессионизма в 20 в. невозможно
переоценить:
«Вообще я считаю, что 20 век век экспрессионизма. Не немецкого, социального, но экспрессионизма как такого самовыражения».
Слайд 173Притом следует вспомнить, что и в художественном опыте «лианозовцев» социальное проступало
сквозь эстетизм, о чем точно сказал И.Холин:
«…как бы я не выкрутасничал, что бы я не придумывал в форме, все равно в результате выходят реалистические стихи».
И добавил замечание его справедливо и для стихов Г. Сапгира.
Слайд 177Можно отыскать немало параллелей и в тематике, и в поэтике «лианозовцев»
с таким поэтом послевоенного «ленинградского авангарда», как
Владимир Уфлянд
Слайд 178Можно отыскать немало параллелей и в тематике, и в поэтике «лианозовцев»
с таким поэтом послевоенного «ленинградского авангарда», как
Глеб Горбовский
Слайд 179Можно отыскать немало параллелей и в тематике, и в поэтике «лианозовцев»
с таким поэтом послевоенного «ленинградского авангарда», как
Олег Григорьев , который, еще будучи весьма юным, приезжал в Лианозово.
Слайд 181 Поэты - «лианозовцы» не рассматривали литературный труд как способ добывания
средств.
Генрих Сапгир восемь лет проработал в скульптурной мастерской МОСХа,
Слайд 182Игорь Холин
был и охранником, и официантом
Ян Сатуновский был инженером.
Слайд 183
Но когда в 1959 появилась возможность писать в русле детской литературы,
«лианозовцы» эту возможность использовали.
Слайд 184 Судьба «лианозовцев» оказалась не простой. Оскар Рабин, участвовавший в «бульдозерной
выставке», был лишен советского гражданства и эмигрировал.
Слайд 185 Эмигрировала также и
Лидия Мастеркова
Слайд 186За пропаганду творчества участников литературной группы СМОГ был исключен из Союза
писателей
Генрих Сапгир
Слайд 187После того, как большая подборка стихов Генриха Сапгира увидела свет в
альманахе «Метрополь», он не мог какое - то время публиковаться и как детский поэт.
Слайд 188До наступления «перестройки» всего лишь девять «детских» стихотворений опубликовал на родине
Владислав Некрасов.
Слайд 190
Открытия «лианозовцев» были не только усвоены другими авторами, зачастую без
указания первоисточника.
Слайд 191 Концептуализм и конкретизм были в России осмыслены
Игорем Холиным
Яном Сатуновским
Виктором Некрасовым
Слайд 196
В России феномен конкретной поэзии связан с деятельностью лианозовской группы —
одного из первых неформальных творческих объединений художников и поэтов послесталинской эпохи.
Слайд 197
Конкретисты не трогали слово, манипулируя лишь его речевыми контекстами.
Но это
вело к «опредмечиванию», превращению слова в материальную вещь, к визуальной поэзии и замене текста художественными объектами.
Так преодолевались принудительность, «тоталитарность» языка, таким получался новый, «невиновный» способ поэтического «говорения» — в пределе вообще девербализованный.
Слайд 198
Перенос акцента на контекст позволял формировать высказывание, не нарушая буквальность словаря,
не придавая словам особого, авторского смысла.
Слова, освобожденные от синтаксиса, говорили сами за себя, и художественная выразительность достигалась многозначной парадоксальностью их сближения и минимумом собственно поэтических средств — паронимия, метризация, часто
(особенно у В. Некрасова) простой повтор.
Текст приобретал характер коллажа.
Слайд 200
Другой вариант — выход в устную речь.
Здесь тоже использовалась буквальность,
но не обычного словаря, а «устного» — набора речевых шаблонов, избыточных, разговорных словечек, междометий, восклицаний, характерных для повседневного общения шутливых, иронических интонаций: ты я и мы с тобой и мышь с нами жили смешно
(В. Некрасов).
Слайд 202Слова тут до предела истерты постоянным употреблением.
Это своего рода ready
made, используемый для поэтического коллажа.
Особую роль в данном случае приобретает интонация.
Именно она — тот клей, который «держит» коллаж и при абсолютной минимизации стихообразующих средств:
верите ли
а ведь вот они
верили
ведь им ведь
велели.
(В. Некрасов)
Слайд 203Так сформировалась «говорная» поэзия Вс.Некрасова и Яна Сатуновского, равно имеющая отношение
и к авангарду и к традиционной лирике.
Слайд 204Конкретная поэзия, с одной стороны, стала непосредственной предшественницей концептуализма, с другой
— оказала большое влияние на неофициальную поэзию 1960-80-х.
Слайд 205
Михаил Айзенберг даже говорит о «революции, которую совершил в русской поэзии
Всеволод Некрасов; революции настолько бескровной, что ее умудрилсь, ощутив и приняв к сведению, не заметить. Не заметить, как речь стала поэзией».