Слайд 1
ЕГЭ по литературе
(из опыта работы)
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №21»
Приволжского
района г.Казани
Шевелева А.В.
Слайд 2Структура КИМ ЕГЭ по литературе
КИМ по литературе можно разделить на три
части
Часть1. Задания 1-9. Эпические и драматические произведения.
1-7 задания - краткие ответы на вопросы словом или словосочетанием.
8-9 задание - Развернутый ответ из 5-10 предложений.
Слайд 3
Часть 2. 10-16 задания – Лирическое произведение.
10-14 задания – краткие ответы
15-16
задания – развернутый ответ из 5-10 предложений.
Часть 3. Включает три задания 17.1-17.3 , из которых нужно выбрать одно и дать развернутый ответ в жанре сочинения объемом на менее 200 слов.
Слайд 4Задание 1
К какому роду литературы относится данное произведение?
Ответ : эпос
Род литературы:
Эпос
Драма
Лирика
Лиро-эпический
Слайд 5Задание 2
Укажите жанр произведения
А.И. Солженицына «Один день
Ивана Денисовича»?
Ответ: повесть
Слайд 6Роды и жанры произведения
1. Эпос :рассказ, повесть, роман, роман-эпопея, басня, былина,
миф, сказка
2. Лирика: стихотворение, элегия, сонет, песня, романс, эпиграмма, ода, гимн, инвектива, мадригал, послание, стансы, стихотворение в прозе, эпитафия, пастораль.
3. Лиро-эпический: поэма, баллада, роман в стихах
4. Драма: трагедия, драма, комедия
Слайд 9Лирика
ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.
ГИМН (с греч. «хвала»)
– торжественная песня на стихи программного характера.
ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.
ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня».
ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.
СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами.
Слайд 10Задание 3
Часть приведенного фрагмента выстроена как обмен персонажей репликами. Как называется
эта форма?
Ответ: диалог
Слайд 11Формы построения речи героев
1. Диалог – разговор двух и более лиц
2.
Монолог – речь от первого лица, разговор с самим собой
3. Реплика – 1) ответ, замечание на слова собеседника.
2) в сценическом диалоге - слова одного из действующих лиц.
4. Ремарка - авторское указание об обстановке действия, о внутреннем состоянии героя, мимике, жестах.
5. Полилог – жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц
6. Сквозные обороты речи, крылатые выражения
Слайд 12Задание 4
Кем были герои «Одного дня Ивана Денисовича» А.И. Солженицына в
жизни до лагеря?
Персонажи Судьба
А) Цезарь 1) баптист
Б) Алеша 2) крестьянин
В) Шухов 3) библиотекарь
4) столичный интеллигент
Ответ: 412
Слайд 13Задание 5
К какому фрагменту композиции произведения относится приведенный отрывок? А.И. Солженицын
«Один день Ивана Денисовича»?
Ответ: развязка
Требует знания композиционных частей произведения.
Слайд 15Задание 6
К какому литературному направлению принято относить творчество
А.
И. Солженицына?
Ответ: реализм
Слайд 17Задание 7
Как называлась система взглядов Базарова?
Назовите имя главного героя рассказа Шолохова
«Судьба человека»?
Как называется значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность?
Назовите средство характеристики героя, основанное на описании его внешнего облика?
Слайд 18Средство создания литературного героя
Название произведения
Эпиграф к литературному произведению
Портрет героя
Пейзаж
Художественная деталь
Предыстория жизни героя
(если есть)
Система взглядов литературного героя
нигилизм
Слайд 19Задания 8 и 15 с развернутым ответом
8 задание – это анализ
эпизода
15 задание – анализ стихотворения
Должен быть лаконичный, связный аргументированный ответ в объеме 5-10 предложений.
!!! Приступая к выполнению задания необходимо в формулировке вопроса выявить ключевые слова, которые не позволят уйти в сторону от ответа на вопрос. Они могут вводиться как в тезис, так и в аргументы при ответе.
Нужно обратить внимание на глагол в задании. Если НАМЕЧАЕТСЯ, то необходимо искать именно начало конфликта.
Если ИЗОБРАЖАЕТСЯ, то говорить следует о средствах, при помощи которых выражается позиция автора.
Следует вспомнить проблематику, конфликт, героев и идею произведения.
Слайд 20Структура развернутого ответа 8 и 15
Тезис – прямой краткий ответ на
вопрос
Аргументы – последовательное обоснование своего ответа с опорой на приведенный фрагмент. Нужно учесть авторскую позицию.
Вывод – должен соотноситься с вопросом
Слайд 21Составляющие для успешного ответа
Прямой связный ответ
Опора на текст (анализ, цитирование)
Выявление авторской
позиции
Использование теоретико-литературных понятий
Обобщение наблюдения над текстом
Отсутствие фактических ошибок
Соблюдение норм речи
Слайд 22Задание 8
Какие черты характера Ивана Денисовича раскрываются в приведенном отрывке? (эпизод,
когда И.Д. надеется докурить сигарету Цезаря)
Тезис. В приведенном отрывке в Иване Шухове раскрываются уважительное отношение к «однобригаднику», терпеливость и чувство собственного достоинства.
Аргументы. Солженицын противопоставляет Шухова Фетюкову, который готов унижаться ради «недокурка». Иван Денисович же не просто ждет, когда Цезарь ему предложит окурок, он проявляет такт, уважение, стараясь своим присутствием не надоедать, не прерывать мысли Цезаря. Психологическая деталь, подчеркивающая благодарность героя, выражена в движении руки: «Шухов встрепенулся, одной рукой поспешно благодарно брал окурок».
Вывод. Таким образом, в приведенном отрывке в герое раскрываются черты, позволяющие ему выживать в тяжелых условиях лагерной жизни, не теряя человеческого достоинства.
Слайд 23Задание 15.
Каково внутреннее состояние лирического
героя, ожидающего Прекрасную Даму?
Тезис. Внутреннее состояние лирического героя, ожидающего Прекрасную даму, описать не сложно. Он видит себя в роли рыцаря, давшего обет вечного служения своей возлюбленной.
Аргументы. Лирический герой взволнован так, что от одной только мысли, что сейчас появится Она, дрожь пробегает по его телу:
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей…
Герой А.А.Блока далек от реальности: он погружен в свои «сказки и сны». Покорно склоняя перед возлюбленной колена, он готов безропотно выполнять волю «Величавой Вечной Жены», чей земной образ неотделим от того, который мерцает на иконах в сиянии лампад.
Вывод. Таким образом, душевное состояние лирического героя стихотворения можно охарактеризовать несколькими словосочетаниями: романтический восторг, беспрекословное преклонение, божественное почитание Возлюбленной.
Слайд 24Задание 9 и 16: сопоставление произведений
В заданиях 9 и 16 требуется
написать развернутый ответ на вопрос о связи прозаического фрагмента или предложенного стихотворного текста с произведениями других русских писателей и поэтов.
Задания 9 и 16 состоят из двух связанных между собой вопросов.
Первая часть задания требует обосновать выбор того или иного произведения в русле предложенного вопроса, а вторая проверяет умение сопоставлять литературные явления, находить тематические, образные, персонажные и т. д. параллели.
Слайд 25Задание 9 и 16
9. В каких произведениях отечественной литературы описано ограничение
свободы героев и в чем их можно сопоставить с «Одним днем Ивана Денисовича» А.И. Солженицына?
16.В каких произведениях русских поэтов авторы размышляют о предназначении поэта и в чем эти произведения можно сопоставить с приведенным фрагментом «Поэта и гражданина»
Н. А.Некрасова?
Слайд 26Структура ответа заданий 9 и 16
Вопрос состоит из двух частей:
1
часть вопроса – нужно указать и обосновать (т.е. объяснить, доказать)
2 часть – нужно сопоставить (найти сходство или различие в зависимости от вопроса)
Слайд 27
Позиции сопоставления:
Авторы (представители какого времени, направления, взгляды).
Название стихотворений.
Жанр.
Тема, идея.
Настроение лирического
героя.
Построение: размер, рифма, способы рифмовки
Употребление тропов и стилистических фигур, лексика.
Слайд 28Задание 9.
Тема ограничения свободы героев в русской литературе не редка.
К ней обращались и Пушкин, и Толстой, и Достоевский, и многие другие. В романе-эпопее Л.Н. Толстого мы знакомимся с Платоном Каратаевым, который оказался в плену у французов. Он, как и герой повести Солженицына Иван Шухов, крестьянин, миролюбивый, трудолюбивый, со свойственной мужицкой смекалкой и умением приспосабливается к условиям плена, ему не зазорно и подработать, он шьет рубашку французскому солдату, что-то латает. Но есть в этих образах и коренное отличие: Шухов активен, сознателен, имеет чувство собственного достоинства, тогда как Каратаев пассивен, не вдумывается в смысл происходящего.
В рассказе М.Шолохова «Судьба человека» также звучит мотив плена. Андрей Соколов во время войны оказался в немецком плену. Никакие «нелюдские муки» не сломили героя, он не теряет силы духа и бежит из плена. Этот герой – олицетворение самого лучшего, что есть в русском человеке, он воплощение национальной гордости, мужества, трудолюбия.
Толстой, Солженицын, Шолохов показали нам поведение человека в момент ограничения свободы. Главное для героев – это сохранить внутреннюю свободу, выжить в нечеловеческих условиях.
Слайд 29
16. В каких произведениях русских поэтов отображена тема поэта и назначения
поэзии и в чем эти произведения созвучны произведению Г.Р.Державина «Памятник»?
(примерный вариант ответа)
В стихотворении Г.Р. Державина «Памятник» получает развитие тема поэта и назначения поэзии, ставшая впоследствии традиционной в русской литературе. О месте и роли поэта и поэзии размышляли все великие поэты. Вслед за Державиным А.С.Пушкин пишет свое стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный …», в котором так же, как Державин, подводит итог творчеству и обозначает свои литературные приоритеты:
Долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Многие поэты видели в литературе мощное средство пропаганды, воспитания гражданского сознания. Об этом очень убедительно пишет Н.А.Некрасов в стихотворениях «Элегия», «Поэт и гражданин», которые можно назвать поэтической декларацией поэта. Автор убежден, что тема народа, его страданий и бед актуальна во все времена, и именно этой теме он посвятил свое творчество: «Я лиру посвятил народу своему».
Державин, Пушкин, Некрасов – очень разные поэты, но они сошлись в том, что поэзия должна быть близкой народу, что ее долг: «к народу обращать вниманье сильных мира» , «истину царям с улыбкой говорить» и «чувства добрые» лирой пробуждать.
Слайд 30Задание 10
Назовите течение модернизма, к которому относится А.Блок?
Ответ: символизм
Жанр «Анчара» Пушкина
определяют как лирическое стихотворение, однако наличие в нем сюжета позволяет в нем увидеть признаки повествовательной песни с драматическим развитием сюжета. Укажите название этого жанра?
Ответ: баллада
Слайд 31Задание 11
Укажите номер строфы (порядковое числительное в И.п.), в которой поэт
использует риторическое восклицание?
Ответ: двенадцатая
Слайд 32Синтаксические фигуры поэтической речи
Антитеза
Инверсия
Повтор
Градация
Риторический вопрос, обращение, восклицание
Алогизм
анаколуф
Слайд 33Задание 12.
Укажите тип рифмовки в данном стихотворении?
РИФМОВКА
Существует три основных типа рифмовки:
1. парная (иначе
— смежная), когда рифмуются между
собой две соседние строчки:
Пружина чести — наш кумир,
И вот на чем вертится мир
2. перекрестная, когда первая строчка рифмуется
с третьей, вторая с четвертой и т. д.:
3. кольцевая (иначе — опоясывающая), когда первая
строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей:
Слайд 34Задание 13
Из приведенного перечня выберите три названия художественных средств и приемов,
используемых поэтом в пятой строфе данного стихотворения. Запишите цифрами.
1. гипербола
2. повтор
3. эпитет
4. риторическое восклицание
5. анафора
Ответ: 235
Слайд 35Фонетические приемы
Анафора - единоначалие
Эпифора - одинаковые конструкции в конце последующих строк
Аллитерация
– повторение сходных по звучанию согласных звуков
Ассонанс – повторение однородных гласных звуков
Слайд 36Тропы
Эпитет
Сравнение
Метафора
Метонимия
Синекдоха
Гипербола
Перифраз
Ирония
Литота
Олицетворение
Аллегория
Слайд 37Задание 14
Укажите размер стихотворения?
Слайд 38Задание 17.1, 17.2, 17.3
Выбрать одну тему. Написать сочинение объемом не менее
150 слов.
17.1 Какие мотивы наиболее ярко проявляются в лирике Лермонтова?
17.2 Какова роль Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание»
17.3 В чем идейно-художественное своеобразие поэмы Есенина «Черный человек»?