Слайд 1
Четырнадцатое ноября
Классная работа
Слайд 4
Солнце одно,
но по-разному
отражается
оно в разных
каплях росы
и дождя…
Л.Успенский
Слайд 5Основные мотивы лирики А.С.Пушкина
Слайд 7
Теория литературы
Тема – то, о чем говорит автор в произведении.
Мотив
– совокупность мыслей, идей, чувств и переживаний поэта, т.е. элемент содержания.
Тема раскрывает мотив.
Слайд 9
План работы
1. Аналитическая работа с текстами стихотворений.
2. Создание картинки-ассоциации с
каждым мотивом.
3. Выступление-защита.
4. Создание «Коллажа»-кластера (художественная аппликация) основных мотивов лирики
Пушкина.
Слайд 11Свободолюбивая лирика
Тема свободы — одна из самых ярких, задушевных тем пушкинской
лирики.
Свобода от жестокой тиранической власти, от пошлой самоуверенной толпы, от мелочности, жадности, страха, зависти, таящихся в темных уголках души, свобода в высшем философском значении занимает мысли Пушкина-поэта.
Она принимает разные лики в различные периоды его творчества, но одно остается неизменным: поэт никогда не перестает ощущать высочайшей нравственной ценности свободы.
Без нее невозможна жизнь, невозможно истинное творчество.
Слайд 12Назначение поэта и поэзии
Поэзия - это ответственное и трудное дело, считает
Александр Сергеевич. Поэт отличается от простых людей тем, что ему дано слышать, видеть, понимать то, чего не слышит, не видит и не понимает обычный человек. Автор своим даром воздействует на его душу, поскольку он способен "глаголом жечь" людские сердца. Но поэтический талант - это не просто дар, но и большая ответственность и тяжелая ноша.
Поэт должен быть образцом гражданского поведения, борясь с общественной несправедливостью и проявляя стойкость в этой борьбе. Он должен стать взыскательным судьей не только по отношению к другим, но и прежде всего к себе.
Пушкин видит в поэзии дар, "завещанный от Бога". Он считает, что поэт служит не себе, а этому, не вполне ему принадлежащему дару.
Слайд 13Дружба
Дружба для великого русского поэта А. С. Пушкина — особенная тема.
Она — святое чувство, прошедшее через года, закаленное в тревожных и печальных для него жизненных обстоятельствах.
Дружба для поэта всегда была той силой, которая объединяет людей в крепкий союз на всю жизнь. Чувство товарищества, преданность друзьям, братским узам - все эти качества воспитал в Пушкине Царскосельский лицей, ведь именно там он обрел верных, искренних и настоящих друзей. Поэта с его лицейскими товарищами объединяли кипение ума, вольность мысли, живые чувства, любовь к прекрасному, к искусству.
Слайд 14Любовь
В стихотворениях Пушкина запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но
и выражены философские представления поэта о женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений.
Самое ценное для человека, то, на чем держится мир, – это любовь.
Сердце и дано человеку для того, чтобы любить, ненависть – убивает.
Без любви нет жизни, нет вдохновения. Все стихотворения Пушкина о любви говорят об одном: нет несчастной любви, любовь – всегда огромное счастье. Это богатство, которое человек хранит в душе всю жизнь.
Слайд 15Философская лирика
В лирике Пушкина конца 20-х годов стремительно нарастают философские мотивы,
раздумья о жизни и смерти, покаянные настроения, предчувствия новых бурь и тревог: Пушкин пытается понять, зачем Творец наделил его сердце страстью, ум сомненьем, если жизнь "судьбою тайной… на казнь осуждена".
Мучительный вопрос о смысле жизни возникает во многих произведениях.
Слайд 16Задание:
Определи значения понятий, соединив правую колонку с левой колонкой.
Ответ запиши
в тетради по принципу «цифра – буква».
Слайд 17САМОПРОВЕРКА
1-Б, 2-А, 3-Д,
4-Е, 5-Г, 6-В
Слайд 20Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека.
В.Г.Белинский
Слайд 22
Рефлексия:
ассоциация, возникшая в ходе уроке по теме
Слайд 23
Домашнее задание:
Подготовить выразительное чтение стихов наизусть (по выбору, 4-5 строф).
Ответить
на вопрос:
что значит быть свободным?