Слайд 1
«Его врагом была пошлость»
(анализ рассказов А.П. Чехова
«Человек в футляре», «Крыжовник»,
«О любви»)
Работу выполнили : Бондаренко Лилия,
Змыслова Ульяна
Руководитель: Бондаренко Инна Юрьевна
Слайд 2Цель работы:
Раскрыть идейно-художественное
своеобразие рассказов.
Выяснить философско-нравственную проблематику рассказов
трилогии и авторское отношение к ней.
«Никто не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину из жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины»
М. Горький
Слайд 4 «Цель моя- убить сразу двух зайцев: правдиво нарисовать жизнь
и, кстати, показать, насколько жизнь уклоняется от нормы. Норма мне неизвестна, как неизвестна никому из нас. Все мы знаем, что такое бесчестный поступок, но что такое честь- мы не знаем».
А.П. Чехов
Слайд 5Маленькая трилогия о «футлярной» жизни.
«Человек в футляре»
«Крыжовник»
«О любви»
Слайд 6Особенности «маленькой трилогии»
Рассказы построены по общей композиционной
схеме- по принципу «рассказ в рассказе»
Позиция автора ясно не обозначена.
Рассказы связаны общим сюжетом, героями, идеями.
Слайд 7
Проблематика рассказов
Чехов изображает различные
формы «футлярной» жизни.
В футляр заключены не только образ жизни человека, но и его чувства.
Слайд 8«Человек в футляре»
Учитель Беликов был странным человеком, зимой и
летом ходил в утепленном пальто, в галошах и с зонтом, а вещи упаковывал в специальные футлярчики, чехлы и коробочки. Его главное изречение: "Как бы чего не вышло!«
«Футляр» защищает Беликова от жизни, это символ
духовной инертности.
Слайд 9«Крыжовник»
Герой рассказа "Крыжовник" был очень беден, но мечтал иметь большой
дом, сад, а в саду крыжовник. Для этого он экономил каждую копейку, уморил жену, но усадьбу купил.
«Футляр»- усадьба – идеал покоя, безумного существования, крыжовник – символ плотского, физиологического счастья
Слайд 10«О любви»
Рассказ повествует о людях, которые любили друг
друга, но не могли позволить вырваться наружу своим чувствам. Они расстались.
Футляр для чувства,
для любви. Этот футляр до неба. Он символ страха жить не как все, гибели любви, личности.
Слайд 11Вывод
Рассказы рисуют разные проявления "футлярной жизни". "Футлярностью" заражены
не только герои , но и рассказчики.
Главная мысль автора о том, что человек в дисгармоничной жизни остается невоплощенным, не реализованы его душевные силы и возможности: ученый становится хозяином, художник - учителем, общественный деятель - ветеринарным врачом.