Слайд 1Литературная гостиная
200-летию А.А. Фета
Выполнили
учащиеся 10А класса
МБОУ «Гимназия №21»
Учитель литературы
Шевелева А.В.
Слайд 2АФАНАСИЙ Афанасьевич
Фет
1820 - 1892
Если хочешь ты душу
Мою разгадать,
То прочти со вниманием
Эту тетрадь
Слайд 3К 200-летию А.А. Фета
Цель работы:
1. Обучающая:
расширить знания о А.А.Фете
2. Развивающая:
развить интерес к поэзии
– помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;
развить умение “проникать в мир поэта”;
3. Воспитательная:
воспитывать любовь к родной природе, к женщине
воспитывать умение видеть и чувствовать красоту
Слайд 4Основные факты биографии
23 ноября 1820 г. – с. Новоселки близ Мценска
в семье А. Н. Шеншина
1834 г. – признан незаконнорожденным и получает фамилию Фет (Foeth)
«По рукописной книге … познакомился с большинством первоклассных и второстепенных русских поэтов … и помнил стихи, наиболее мне понравившиеся.»
А. Фет «Ранние годы моей жизни»
1834 – 1837 г. – школа-пансион в Эстонии
1838 – 1844 г. – философский ф-т Московского университета
Слайд 5
1840 г. – сборник «Лирический пантеон»
«Вместо того, чтобы ревностно ходить на
лекции, я почти ежедневно писал стихи.»
1842 – 43 гг. – 85 стихотворений в журнале «Отечественные записки»
«Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет» В. Г. Белинский
1845 г. – поступает на военную службу, желая заслужить дворянство
Трагически завершившийся роман с Марией Лазич
1850 г. – сборник стихотворений
Слайд 6
1856 г. – оставляет службу
1857 г. – выгодный брак с М.
П. Боткиной
1860 г. – покупает поместье в Мценском уезде
1873 г. – выходит указ императора о
возвращении ему имени
потомственного дворянина
Шеншина
1870-е гг. - активно занимается сельским хозяйством, богатеет, покупает еще одно поместье
1880-е гг. – возвращение в литературу (много переводов поэтов-романтиков и философов)
1885-1891 гг. – четыре издания сборника «Вечерние огни»
Скончался 21 ноября 1892 г. в Москве
Слайд 7Начало творческого пути
«Благословение» на серьезную литературную работу Фету дал Н.В. Гоголь,
сказавший: «Это несомненное дарование». Первый сборник стихотворений Фета «Лирический Пантеон» вышел в 1840 году и получил одобрение В.Г. Белинского, что вдохновило его на дальнейшее творчество. Стихи молодого Фета появились во многих изданиях.
Слайд 8Поэтика Фета
«Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по
всему мирозданию … Но для художника недостаточно бессознательно находиться под влиянием красоты … Поэтическая деятельность … слагается из двух элементов: объективного, представляемого миром внешним, и субъективного, зоркости поэта – этого шестого чувства , не зависящего ни от каких других качеств художника…»
Афанасий Фет
Слайд 9Мир природы
в лирике А. Фета
"Поэзия Фета-
сама природа,
зеркально глядящая
через
человеческую душу...»
Константин Бальмонт
Слайд 11«Одним толчком согнать ладью живую …»
28 октября 1887 г.
Одним толчком согнать
ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,
Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец —
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!
Слайд 12« И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная
лирическая дерзость, свойство великих поэтов».
Л. Н. Толстой (Из письма к В. П. Боткину. 9 июля 1857г.)
Слайд 13НОКТЮРНЫ
«Тихая, звездная ночь …» 1842
«Ночью как-то вольнее дышать мне …» 1842
«Если
зимнее небо звездами горит …» 1843
«Ночь светла, мороз сияет …» 1847
«Ночь весенней негой дышит …» 1854
«Как ясность безоблачной ночи …» 1862
«Месяц зеркальный плывет …» 1863
«Как нежишь ты, серебряная ночь …» 1865
Майская ночь 1870
«Одна звезда меж всеми дышит …» 1882
«Молятся звёзды, мерцают и рдеют …» 1883
«В лунном сиянии …» 1885
«Благовонная ночь, благодатная ночь …» 1887
«Сегодня все звёзды так пышно …» 1888
«Устало всё кругом: устал и цвет небес …» 1889
Слайд 15"Я пронесу твой свет
сквозь жизнь земную ..."
« Любовная лирика Фета
- самая воспаленная зона его переживаний. Здесь он не боится ничего: ни самоосуждения, ни проклятий со стороны … Здесь лирик вершит суд над самим собой. Идет на казнь. Сжигает себя».
Л. Озеров
Слайд 16
Была ты песня и мечта…
В жизни Фета была настоящая любовь,
но он не смог сделать
свою возлюбленную счастливой. Находясь на службе в Херсонской
губернии, он познакомился с Марией Лазич, умной, образованной
девушкой, но... бесприданницей. Фета так страшила бедность, что
он не решился жениться. Вскоре Мария трагически погибла.
Мария Лазич заживо сгорела. Перед отбытием на маневры Фет
попрощался со своей возлюбленной в мае, а осенью, по возвращении услышал от полкового командира страшный рассказ о том, как сгорела Мария. Все загорелось от случайной спички, которую она считала погашенной. «Загорелось ее белое кисейное платье. Она выбежала на балкон, думая спастись», но свежий воздух только усилил пламя... Образ любимой девушки, трагически
погибшей, не оставлял Фета до конца его жизни.
Слайд 18«Бесспорно, в любой литературе редко можно найти стихотворение, которое своей благоуханной
свежестью обольщало бы читателя в такой степени».
М. Е. Салтыков-Щедрин
Слайд 19
1. …трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья …
2. …Свет
ночной, ночные тени,
Тени без конца …
3. … В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря …
И заря, заря!..
Шепот, робкое дыханье…
2. …Ряд волшебных изменений милого лица …
3. … И лобзания, и слезы …
Слайд 20Стихи, посвященные Марии Лазич
« В долгие ночи …» 1851
« Неотразимый образ
…» 1856
« В благословенный день …» 1857
« Старые письма» 1859
« В тиши и мраке таинственной
ночи …» 1864
« Alter ego» 1878
« Ты отстрадала, я еще страдаю …» 1878
« Страницы милые опять персты
раскрыли …» 1884
« Солнца луч промеж лип …» 1885
« Нет, я не изменил …» 1887
Слайд 21Татьяна Берс
«Когда вы поёте, слова летят на крыльях».
« Окна в зале были
отворены, и соловьи под самыми окнами в саду, залитом лунным светом, перекрикивали меня. В первый и последний раз в моей жизни я видела и испытала это. Это было так странно, как их громкие трели мешались с моим голосом.
...Какие романсы больше всего понравились Фету? „Я помню чудное мгновенье...“ и романс „К ней“. Оба Глинки».
Из воспоминаний Т. Берс (Кузминской)
Встреча произошла летом 1866 г.
Стихотворение написано спустя 10 лет, в 1877 году, когда Фет вновь услышал пение Татьяны Берс.
В сборнике «Вечерние огни» (1885 ) оно открывает цикл «Мелодии»
Слайд 22
Стихотворение «Сияла ночь» посвящено Татьяне Андреевне Кузьминской (Берс), женщине живой, обаятельной,
с хорошим голосом. Впервые Т.А. Кузьминская увидела поэта у себя дома, когда ей было 15-16 лет.
Потом были встречи уже со взрослой женщиной. Она была одной из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. О ее голосе сын Л.Н. Толстого Сергей Львович писал: «У нее довольно большое вибрирующее контральто с красивым тембром.
Она была музыкальна и пела с увлечением, которое передавалось слушателям».
О своей встрече с А. Фетом Татьяна Андреевна писала в книге «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне» .
Слайд 23Стихотворение читает Ильина Софья,
аккампонирует Валиева Рената
Слайд 24
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в
гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Слайд 25
Мечта поэта — суметь уподобить стихи мелодии.
П.И.Чайковский писал:
“Фет в лучшие свои
минуты уходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область…Подобно Бетховену, ему дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова”. В творчестве Фета напевная интонация достигает предела выразительности.
Слайд 26
Некрасов, утверждавший, что поэт должен быть прежде всего гражданином, писал
о Фете: “Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет. <...> Г. Фет в доступной ему области поэзии такой же господин, как Пушкин в своей, более обширной и многосторонней области”.
Позже Лев Толстой писал: “Фет — поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе, и он намного выше своего времени, не умеющего его ценить”.
Фету удалось сказать в поэзии свое слово, и это слово было очень весомым. Поэзия Фета оказала сильнейшее влияние на русскую поэзию, особенно на поэзию серебряного века.
Слайд 27
Афанасий Фет оставил после себя большое творческое наследие. Фета признавали современники,
его стихами восхищались Гоголь, Белинский, Тургенев, Некрасов. В пятидесятых годах своего века он был наиболее значимым представителем поэтов, которые пропагандировали «чистое искусство» и воспевали «вечные ценности» и «абсолютную красоту». Творчество Афанасия Фета ознаменовало завершение поэзии нового классицизма. Фет и сейчас считается одним из самых ярких поэтов своего времени