Презентация, доклад по русской литературе на тему Комедия Горе от ума (9 класс)

Содержание

Цели: проверить 1) знания биографического и историко – культурного аспектов комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», 2) усвоение знаний по теории литературы и умение грамотно пользоваться литературоведческой терминологией; 3) проверить знание текста комедии; 4)

Слайд 1От « ГОРЕ УМУ» до «ГОРЕ ОТ УМА»
Урок –размышление в 9-А

классе по комедии А.С. Грибоедова
От « ГОРЕ УМУ» до «ГОРЕ ОТ УМА»Урок –размышление в 9-А классе по комедии А.С. Грибоедова

Слайд 2Цели: проверить 1) знания биографического и историко – культурного аспектов комедии

А.С. Грибоедова «Горе от ума», 2) усвоение знаний по теории литературы и умение грамотно пользоваться литературоведческой терминологией; 3) проверить знание текста комедии; 4) с помощью творческих заданий дать учащимся возможность проявить себя, реализовать навыки, полученные в период работы над текстом комедии.
Цели: проверить  1) знания биографического и историко – культурного аспектов комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»,

Слайд 4 «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и

этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим»
«В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с

Слайд 5Первое издание комедии «Горе от ума»,
титульный лист. 1833г.
Н.Кузьмин. Персонажи комедии.

Первое издание комедии «Горе от ума», титульный лист. 1833г.Н.Кузьмин. Персонажи комедии.

Слайд 6Блажен не тот, кто всех умнее — ах, нет! Он часто всех

грустнее,— но тот, кто, будучи глупцом, себя считает мудрецом!..
Блажен не тот, кто всех умнее —  ах, нет! Он часто всех грустнее,—  но тот,

Слайд 7«Горе от ума»

«Горе от ума» - до сих пор неразгаданное и,

может быть, величайшее творение всей нашей литературы…»
Александр Блок

«Будущее достойно оценит сию комедию и поставит ее в число первых творений народных.»
А.А. Бестужев

«Горе от ума» есть… галерея живых типов… В комедии нет ни одного белого пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха и звука.»
И.А. Гончаров.

«Горе от ума»«Горе от ума» - до сих пор неразгаданное и, может быть, величайшее творение всей нашей

Слайд 8КОМЕДИЯ -ДРАМА ?

КОМЕДИЯ -ДРАМА ?

Слайд 9Любовный треугольник
Софья
Чацкий
Лиза
Петруша
Молчалин

Любовный треугольникСофьяЧацкийЛизаПетрушаМолчалин

Слайд 10СМЫСЛ НАЗВАНИЯ
Первоначально комедия называлась «Горе уму». И только потом автор изменил

название на «Горе от ума». При изменении названия произошло и изменение сюжета. В первом названии УМ пассивен, ничего не может изменить – драматический конфликт. Во втором названии УМ активен, он сам навлекает на себя горе и поэтому смешон.
СМЫСЛ НАЗВАНИЯПервоначально комедия называлась «Горе уму». И только потом автор изменил название на «Горе от ума». При

Слайд 11УМЕН ЛИ ЧАЦКИЙ?
Главный вопрос…

УМЕН ЛИ ЧАЦКИЙ?Главный вопрос…

Слайд 12Основной конфликт комедии-
Конфликт- острое столкновение взглядов, мнений, позиций, позволяет раскрыть

противоречия жизни и человеческих характеров.
Основной конфликт комедии «Горе от ума» - общественный (социальный). Основу конфликта составляет резкое расхождение во взглядах на цель и смысл жизни, на ее ценности, на место человека в обществе и другие злободневные проблемы. Стороны конфликта: Чацкий и «фамусовское общество», «век нынешний» и «век минувший»
Основной конфликт комедии- Конфликт- острое столкновение взглядов, мнений, позиций, позволяет раскрыть противоречия жизни и человеческих характеров.Основной конфликт

Слайд 13« век минувший »

« век минувший »

Слайд 14Фамусов – целостная натура. Он раскрыт всесторонне – и как помещик,

и как чиновник, и как отец. У себя дома он гостеприимный, радушный хозяин, остроумный и находчивый рассказчик, любящий отец, властный барин. На службе - строгий начальник, покровитель своих родственников. Павел Афанасьевич не любил все ,что связано с образованием, и ,поэтому ,не любил людей умнее его. Также не любил и не ценил простых людей, к ним просто не прислушивался.
Фамусов – целостная натура. Он раскрыт всесторонне – и как помещик, и как чиновник, и как отец.

Слайд 15Реплики Софьи полностью раскрывают ее образ, ясно показывая, что, несмотря на

то, что ей 17 лет, – это не застенчивая девушка, а полновластная хозяйка дома, привычная к общему подчинению. Она с малых лет росла без матери и чувствует себя госпожой. Отсюда ее властный тон, ее самостоятельность. Вместе с тем она себе на уме, насмешлива, мстительна: несомненно, она девушка с большим характером. Девушка отвергает смелого Чацкого, глупого и богатого Скалозуба…НО…влюблена в Молчалина… «БУНТ В ДОМЕ ФАМУСОВА»
Реплики Софьи полностью раскрывают ее образ, ясно показывая, что, несмотря на то, что ей 17 лет, –

Слайд 16«Счастливые часов не наблюдают!»

« Что мне молва….»


Софья
«Счастливые часов не наблюдают!»« Что мне молва….»

Слайд 17Речевая манера Молчалина раскрывает нам внутренний мир героя: его стремление к

карьере, лицемерие. Он немногословен. Это объясняется боязнью высказать свое суждение. В его речи нет иностранных слов и выражений. Молчалин старается выбирать слова деликатные, не простонародные, прибавляет почтительно «с»: «с бумагами-с», «нет-с». Он говорит преимущественно короткими фразами; слова и интонации подбирает в строгой зависимости от того, с кем беседует. С Фамусовым, своим начальником, он обращается почтительно, с Хлестовой – льстиво и вкрадчиво, с Софьей – с великой скромностью, с Чацким – с насмешкой, а с Лизой он не стесняется в выражениях.
Речевая манера Молчалина раскрывает нам внутренний мир героя: его стремление к карьере, лицемерие. Он немногословен. Это объясняется

Слайд 18Полковник Скалозуб- «идеальный» московский жених- грубый, необразованный, не слишком сообразительный, но

богатый и довольный собой. Герой презирает книжную мудрость. Он уничижительно отзывается о своем двоюродном брате, читающем книги в деревне.Он пытается внешне и внутренне приукрасить себя. Он одевается по армейской моде, «перетягиваясь» ремнями, чтобы грудь была колесом. Ничего не поняв в обличительных монологах Чацкого, он, тем не менее, присоединяется к его мнению, говоря всякие глупости и вздор.
Полковник Скалозуб- «идеальный» московский жених- грубый, необразованный, не слишком сообразительный, но богатый и довольный собой. Герой презирает

Слайд 19«Кто влюблен – на всё готов»
« Минуй нас пуще всех печалей...»

Лиза
«Кто влюблен – на всё готов»« Минуй нас пуще всех печалей...»

Слайд 20« век нынешний »

« век нынешний »

Слайд 23Александр Сергеевич Грибоедов обозначил главные, с его точки зрения, сюжетные моменты

в «Горе от ума»: непонимание обществом умного человека, его поражение в любви и выдумку о его сумасшествии.

Потом
От сумасшествия могу я
остеречься;
Пущусь подалее — простыть,
охолодеть.
Не думать о любви…

Самый умный в комедии, он все-таки не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Все, во что он верил: в свой ум, передовые идеи — не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него. И именно из-за этих свободолюбивых идей фамусовское общество объявило Чацкого сумасшедшим. Грибоедов в своей комедии показал человека передового, мыслящего, но наталкивающегося на нежелание понимать его. Любовная драма становится выражением идейного одиночества героя.

Александр Сергеевич Грибоедов обозначил главные, с его точки зрения, сюжетные моменты в «Горе от ума»: непонимание обществом

Слайд 26«... Он вольность хочет проповедать! «, «Ах! боже мой! он карбонари!»,

«. «…Опасный человек!»
«... Он вольность хочет проповедать! «, «Ах! боже мой! он карбонари!», «. «…Опасный человек!»

Слайд 28Безумным вы меня прославили всем хором.      Вы правы: из огня тот выйдет

невредим,      Кто с вами день пробыть успеет,      Подышит воздухом одним,      И в нем рассудок уцелеет.      Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.      Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,      Где оскорбленному есть чувству уголок!..      Карету мне, карету!»

Этим монологом заканчивает А. С. Грибоедов свое произведение. И мы понимаем, что “безумному” Чацкому не удалось ничего изменить в “умных” людях. Последняя реплика Фамусова подтверждает это:
“Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеева!”

Безумным вы меня прославили всем хором.      Вы правы: из огня тот выйдет невредим,      Кто с вами день

Слайд 29«Гамлет» Уильяма Шекспира
«Га́млет» 
— трагедия Уильяма Шекспира, одна из самых известных его

пьес, и одна из самых знаменитых пьес в мировой драматургии. Написана в 1600—1601 годах. Это самая длинная пьеса Шекспира — в ней 4042 строки и 29 551 слово.
«Гамлет» Уильяма Шекспира«Га́млет» — трагедия Уильяма Шекспира, одна из самых известных его пьес, и одна из самых знаменитых

Слайд 30Чацкий – русский Гамлет
Практически все у Грибоедова напоминало о шекспировской трагедии:

привлекательная внешность главных героев, «поэзия речей», ситуация в целом и даже сценарий развития событий.
Чацкий – русский ГамлетПрактически все у Грибоедова напоминало о шекспировской трагедии: привлекательная внешность главных героев, «поэзия речей»,

Слайд 31Гамлет и Чацкий
«Я утратил всю свою веселость, на душе у

меня так тяжело..» (Гамлет )

«Да, мочи нет: мильон терзаний
Груди от дружеских тисков…» (Чацкий)

Гамлет и Чацкий «Я утратил всю свою веселость, на душе у меня так тяжело..» (Гамлет )«Да, мочи

Слайд 32Гамлет — центральный персонаж одноименной трагедии Шекспира. Уже давно замечено, что чуть

ли не все герои Шекспира склонны скорее к размышлению, чем к действию. В наибольшей степени это относится к Гамлету, внутренний мир которого неуклонно рушится под двойным натиском: мучительные душевные переживания, вызванные внешними обстоятельствами (ужасная смерть отца, подлость дяди, предательство матери и друзей), усугубляются разрушительными мыслями, которые приводят его к переоценке всего, что прежде имело ценность и смысл.
Гамлет — центральный персонаж одноименной трагедии Шекспира. Уже давно замечено, что чуть ли не все герои Шекспира склонны

Слайд 33Гамлет - это гуманист , долгое время притворявшийся сумасшедшим, чтобы избежать

грозившей ему опасности и достичь своей тайной цели — отомстить убийце отца.

Гамлет ради исполнения своего замысла притворяется умалишенным: безумие — это обратная сторона рассудительности, зашедшей в тупик в попытках объять необъятное — смысл бытия. Гамлет — это человек, который стоит на пороге нового времени, но над ним все еще властны принципы и идеалы прошлого. Месть убийце отца для Гамлет — тяжкая обязанность, долг, по не священное право. Да и какой смысл в мести Клавдию, как будто он один — воплощение зла! Весь мир поддался порче, и, по словам офицера стражи, «подгнило что-то в датском государстве».

Гамлет - это гуманист , долгое время притворявшийся сумасшедшим, чтобы избежать грозившей ему опасности и достичь своей

Слайд 34.
В нашем мире очень часто путают отсутствие смысла и сумасшествие с

несоответствием тем правилам, которые были приняты в обществе, и которых все придерживаются. Чацкий и Гамлет были названы сумасшедшими, а фактически они просто были другими, несоответствующими и неприспособленными к ужасной современности и безобразным обычаям
.В нашем мире очень часто путают отсутствие смысла и сумасшествие с несоответствием тем правилам, которые были приняты

Слайд 35«Мизантроп» Ж.Б.Мольер

«Мизантроп» Ж.Б.Мольер

Слайд 36Чацкий – русский АЛЬЦЕСТ
Главный герой «Мизантропа» Мольера Альцест — бесспорный

предшественник Чацкого (не случайно Гончаров в известном этюде «Мильон терзаний» заметил, что каждая эпоха рождает своего Чацкого).
Чацкий – русский АЛЬЦЕСТ Главный герой «Мизантропа» Мольера Альцест — бесспорный предшественник Чацкого (не случайно Гончаров в

Слайд 37Альцест и Чацкий
“...пламенем любви не ум руководит” (Альцест) “..
«…ум с

сердцем не в ладу” (Чацкий).
«Давно уже мне двор и общество постыли…» (Альцест )
«Душа здесь у меня каким-то горем сжата.
И в многолюдстве я потерян, сам не свой.
Нет! недоволен я Москвой» (Чацкий ).

Альцест и Чацкий “...пламенем любви не ум руководит” (Альцест) “..«…ум с сердцем не в ладу” (Чацкий).«Давно уже

Слайд 38От « ГОРЕ УМУ» до «ГОРЕ ОТ УМА»

От « ГОРЕ УМУ» до «ГОРЕ ОТ УМА»

Слайд 39Почему А.С.Грибоедов изменил название комедии?

Во времена А.С.Грибоедова понятие «Ум» включало широкое

содержание: кроме обычных «образованность», «понятливость», «сообразительность» - «вольнолюбие», «вольномыслие», «вольнодумство», «преданность передовым идеям» (что, кстати, нашло полное отражение в комедии)… С другой стороны, название «Горе уму» означало безоговорочную победу противников Чацкого и его единомышленников, т.е. Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных
Уделом Чацкого стало «Горе от ума»
но только не его поражение, потому что он победитель: отказался от Софьи, как только понял, с кем она; не склонил головы перед « фамусовским» обществом ,остался самим собой в борьбе с «веком минувшим»…

Почему А.С.Грибоедов изменил название комедии?Во времена А.С.Грибоедова понятие «Ум» включало широкое содержание: кроме обычных «образованность», «понятливость», «сообразительность»

Слайд 40А.С.Пушкин : «Слушая его комедию, я не критиковал, я наслаждался…
«В

комедии "Горе от ума" кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий и благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и. напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он,-очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека-с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому…» 1825 г.



А.С.Пушкин : «Слушая его комедию, я не критиковал, я наслаждался…  «В комедии

Слайд 41

« Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь

смертельный удар качеством силы свежей.
Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и всегда жертва..» И.А. Гончаров, 1871 год








«Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом — это человек не только умный, но и развитой, с чувством..»



« Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный

Слайд 42«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего

пережила тебя любовь моя?»Н.Чавчавадзе «
«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»Н.Чавчавадзе  «

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть