Слайд 3Очевидно, что в искусстве возможно такое чудо, когда художник всерьез увлекается
своим собственным творением. Вероятно, и Пушкин, работая над романом «Евгений Онегин», любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Он с любовью описывает ее внешность, силу чувств, «милую простоту». На многих страницах невольно признается: «…я так люблю Татьяну милую мою!..», «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью…»
Слайд 4Пушкин много раз подчеркивает, как Татьяна любила природу, зиму, катание на
санках. Русская природа, сказки няни, старинные обычаи, соблюдаемые в семье, сделали Татьяну «русскою душой».
Татьяна во многом похожа на других девушек. Так же «верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям», ее «тревожили приметы». Но уже с детства в Татьяне было много такого, что выделяло ее среди других, она даже «в семье своей родной казалась девочкой чужой». Она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием.
Слайд 5Много строк в романе посвящено роли книг, которые для Татьяны были
особым миром, сформировали ее мировоззрение, душевные качества. Так Пушкин подводит нас к пониманию того, что Татьяна — натура поэтическая, высокая, одухотворенная. А разве такая может не нравиться?
Слайд 6Татьяну Пушкин наделяет нетрадиционным для дворянских героинь, чисто русским именем, с
которым “неразлучно воспоминанье старины”. Ведь героиня – воплощение национального характера. Она тесно связана с народной жизнью духовными узами. Лучшие черты личности Татьяны уходят корнями в народную почву. Воспитанная простой крестьянкой, Татьяна восприняла от Филипьевны всю народную мудрость, постигла понятия добра и зла, долга. Знание фольклора, сказок, обрядов, народных традиций, “милых преданий простонародной старины”, русских снов служит тому доказательством.
Слайд 7Пушкин всегда рад подчеркнуть индивидуальность Татьяны, ее отличие от девушек-пустышек. Чувства
героини полны искренности и чистоты. Она не знает ни манерной жеманности, ни лукавого кокетства, ни сентиментальной чувствительности – всего того, что было свойственно большинству ее сверстниц. Она любит Онегина “не шутя”, серьезно, на всю жизнь. Ее наивно-чистое, трогательное и искреннее письмо дышит глубоким чувством, оно полно возвышенной простоты. Трепетные слова ее признания в любви к Евгению так схожи с признаниями самого Пушкина!
Слайд 9Пушкин восхищается природным умом своей героини. Интеллектуальное развитие Татьяны помогает ей
в Петербурге понять и внутренне отвергнуть “постыллой жизни мишуру”, сохранить свой высокий нравственный облик. И свет видит в ней волевую натуру, осознает ее превосходство. Но, хоть Татьяна и прячет свои чувства под маской светской дамы, Пушкин все-таки видит ее страдания. Татьяна хочет бежать в деревню, но не может. Героиня не способна порвать узы брака с человеком, за которого она вышла. Кем бы он ни был она никогда не причинит ему боль. Это в очередной раз доказывает ее духовное превосходство над окружающими, ее верность, преданность своему мужу.
Слайд 10Но все-таки главное достоинство Татьяны — это душевное благородство ее истинно
русский характер. Татьяна обладает высоким чувством долга и собственного достоинства, именно поэтому она нашла в себе силы подавить свои чувства и сказать Онегину:
Я вас люблю (к чему лукавить?)
Но я другому отдана;
И буду век ему верна.
Слайд 11Я вас люблю (к чему лукавить?)
Но я другому отдана;
И буду век
ему верна.
Слайд 12В романе “Евгений Онегин” Пушкин создал новый литературный тип, которому нет
аналогов в русской литературе. По словам Белинского, “он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину”.