Презентация, доклад по литературе Жизнь и творчество З. Гиппиус

Детство и семья «Семья Гиппиус, - сообщает писательница в автобиографии, - ведет свое начало от Адольфуса фон Гингста , переменившего фамилию Гингст на фон Гиппиус и переселившегося в Россию (в

Слайд 1Жизнь и творчество З. Гиппиус

1869-1945

Жизнь и творчество       З. Гиппиус1869-1945

Слайд 2Детство и семья
«Семья Гиппиус,

- сообщает писательница в автобиографии, - ведет свое начало от Адольфуса фон Гингста , переменившего фамилию Гингст на фон Гиппиус и переселившегося в Россию (в Москву) в XVI, кажется, веке из Мекленбурга (герб фон Гиппиус – 1515 г.). Несмотря на такое долгое пребывание в России, фамилия эта до сих пор в большинстве своем – немецкая; браки с русскими не давали прочных ветвей». Отец, Николай Романович, юрист по профессии, в январе 1869 года женился на дочери екатеринбургского полицмейстера В. Степанова Анастасии и обосновался в городе Белев Тульской губернии. Там же 8 (20) ноября 1869 года и родилась З. Н. Гиппиус. Из-за служебных переводов Николая Романовича семья жила в частых переездах – Тула, Саратов, Харьков, Нежин. После его смерти от туберкулеза, которая произвела на двенадцатилетнюю Гиппиус сильное впечатление, отразившееся впоследствии в ее поэзии, мать с детьми (у Зинаиды было три младших сестры) перебралась сначала в Ялту, потом к брату в Тифлис. 

Гиппиус получила домашнее образование, которое сама считала «бессистемным», но уже с раннего возраста много читала и писала «тайные» дневники. Одновременно увлекалась музыкой, живописью, танцами и особенно верховой ездой. Стихи будущая поэтесса начала писать с семи лет, и уже для первых поэтических упражнений девочки были характерны самые мрачные настроения. «Я с детства ранена смертью и любовью», - позже признавалась Гиппиус. Как отмечал один из биографов поэтессы, «время, в которое она родилась и выросла – семидесятые-восьмидесятые годы, не наложило на нее никакого отпечатка. Она с начала своих дней живет как бы вне времени и пространства, занятая чуть ли ни с пеленок решением вечных вопросов».
К детским годам восходят и первые религиозные переживания. «У меня было ... религиозное, ... «церковное» детство. И это мне потом очень помогло», - вспоминает писательница в своих автобиографических заметках (1930). Она описывает (в книге о Мережковском) свою бабку по материнской линии, сибирячку, «с темной старой иконой в углу, с зеленой перед ней лампадкой, с чулком в руках и с рассказами о Симеоне Столпнике и Николае Чудотворце», которой девочка, овладев грамотой, читала жития святых.

Детство и семья       «Семья Гиппиус, - сообщает писательница в автобиографии, -

Слайд 3Начало творчества

В 1888 году Зинаида Николаевна познакомилась с молодым литератором Дмитрием Сергеевичем Мережковским, совершавшим поездку по Кавказу после окончания Петербургского университета.  Их встреча оказалась судьбоносной: через несколько месяцев (8 января 1889 года) они поженились. Этот брак в дальнейшем оказал сильное влияние на культуру Серебряного века. «Мы прожили с Д. С. Мережковским 52 года не разлучаясь, со дня нашей свадьбы в Тифлисе, ни разу, ни на один день» - рассказывает писательница. После свадьбы они поселились в Петербурге, где началась их многолетняя столичная литературная жизнь, в которой они вскоре стали занимать видное место. Попросту, в Петербурге к началу XX века имя Зинаиды Гиппиус было слишком известно, чтобы нуждаться в рекомендациях.

В Петербурге З. Гиппиус познакомилась с известными литераторами: А. Н. Плещеевым, Я. П. Полонским, А. Н. Майковым, Д. В. Григоровичем, П. И. Вейнбергом; она сблизилась с редакцией «Северного вестника», одной из центральной фигур в которой был критик А. А. Волынский. С этим журналом, ориентировавшимся на новое направление «позитивизма к идеализму», были связаны первые литературные опыты писательницы. В это время она поддерживала связь с редакторами многих столичных журналов, посещала публичные лекции и литературные вечера, стала членом-сотрудником Русского Литературного общества.

Начало творчества            В 1888 году Зинаида

Слайд 4Поэзия в начале литературного пути

Литературный путь Зинаиды Гиппиус начинается с поэзии: уже в 1888 году в журнале «Северный вестник» появляются два ее стихотворения, которые явно были написаны под воздействием С. Я. Надсона. Эти первые начинания стали отправной точкой мировоззрения Гиппиус: переход от философии «усталого» поколения 80-х годов к воплощению «души современного человека, расколотого, часто бессильно-рефлективного, но вечно порывающегося, вечно тревожного, ни с чем не мирящегося и ни на чем не успокаивающегося».
Поэзия в начале литературного пути         Литературный путь Зинаиды Гиппиус

Слайд 5 Как отмечают исследователи творчества З. Гиппиус,

1889-1893 годы, а именно эпоха становления раннего русского символизма, стали для поэтессы временем поиска собственного литературного пути. Первый рассказ «Простая жизнь» (в редакции – «Злосчастная») был опубликован в журнале «Вестник Европы». Писательница призналась в автобиографии, что стихи вначале она писала редко и мало: «меня влекло к прозе, ... , мне хотелось объективности».


После 1892 года поэзия Гиппиус приобретает ярко выраженный «символический» характер, где осуществляется непрерывный диалог между двумя противоположными реалиями: бунт индивидуализма и сильные религиозные настроения, богооставленность и чувство необходимости Бога, потребность веры; возвеличивание смерти и стремление к жизни, возмущение и смирение. Лирический герой находится в постоянных поисках истины: он то отвергает традиционные догматы христианства, то вновь признает их несомненную истинность. Этот диалог осуществляется на различных уровнях: внутри строки («Мне близок Бог – но не могу молиться,//Хочу любви – и не могу любить»), внутри строфы, в двуединстве, возникающем из определенного расположения самостоятельных текстов (за стихотворением «Христианин» следует «Другой христианин», за стихотворением «Ночью» - стихотворение «Днем»).

Как отмечают исследователи творчества З. Гиппиус, 1889-1893 годы, а именно эпоха становления

Слайд 6 В Петербурге Гиппиус попадает в литературную среду «старших символистов»,

группировавшихся вокруг «Северного вестника» (Д. Мережковский, Н. Минский, Ф. Сологуб, А. Волынский), занимает в ней заметное место, популяризуя идеи Бодлера, Ницше, Метерлинка и других «властителей дум» того времени. Ее первые самостоятельные стихи, опубликованные в этом журнале, приобрели скандальную известность:

Небеса унылы и низки,
Но я знаю – дух мой высок.
Мы с тобой так странно близки,
И каждый из нас одинок.
Беспощадна моя дорога,
Она к смерти меня ведет.
Но люблю я себя, как Бога, -
Любовь мою душу спасет.
(«Посвящение», 1894)

В Петербурге Гиппиус попадает в литературную среду «старших символистов», группировавшихся вокруг «Северного вестника» (Д. Мережковский,

Слайд 7Идея «нового» христианства
Осенью

1890 года у Мережковских возникает идея обновления во многом себя исчерпавшего христианства; для осуществления задуманного необходимо было создание «новой церкви». Стремление услышать живой «голос церкви» подтолкнуло Гиппиус к замыслу организации Религиозно-философских собраний (1901-1902), которые впоследствии считала «наиболее ярким событием жизни»[4].
Зинаиде Николаевне также принадлежала идея создания журнала «Новый путь» (1902-1904), в котором, в частности, печатались отчеты собраний, призывавшие к «религиозному возрождению» и неохристианству.
Гиппиус отрицает традиционно-церковного Бога, она обращается к иному – Неведомому, недостижимому началу:
Люблю недостижимое,
Чего, быть может, нет.
Идея «нового» христианства        Осенью 1890 года у Мережковских возникает идея

Слайд 8Поэзия и религия
«Молчание» - суть религиозности для Гиппиус – это то,

куда были обращены многие стихотворения. Она считала молитву и молчание переплетенными в одно целое: человек, познавший тайну Бога, может выразить ее только через молчание. Все остальное – обманчиво. Тютчевская фраза – «Мысль изреченная есть ложь» - становится особенно близкой Гиппиус.
Страдать достойней одному.
Пусть я жалею и пойму –
Любви и жалости не верь,
Не открывай святую дверь,
Храни, храни ее ключи,
И задыхайся – и молчи.
(«Напрасно», 1913)

Согласно представлениям Гиппиус, на жизненном пути, ведущем к смерти и Богу, человека спасает Любовь – основная сила души, высшее, благородное чувство. Любовь призвана связать человека с Богом. Отсюда сомнения в любви порождают сомнения в Боге.
Настоящая любовь, по мнению Гиппиус, должна быть цельной, нераздельной, а главное – единственной. И мысль эту она выразила в двух стихотворениях, одинаково озаглавленных: «Любовь – одна» (1896 и 1912).
Единый раз вскипает пеной
И рассыпается волна.
Не может сердце жить изменой,
Измены нет: любовь – одна.

Поэзия и религия«Молчание» - суть религиозности для Гиппиус – это то, куда были обращены многие стихотворения. Она

Слайд 9 Зинаида Николаевна как-то

призналась, что любит все «цельное» и «последовательное», и когда изменяет этому, становится «несчастной». Любовь, к которой так стремится поэтесса, можно исчерпывающе описать одной-единственной строчкой ее стихотворения: «Я люблю то, чего нет на свете». Как бы подтверждая выдвинутую идею, З. Н. говорит о себе: «Я хочу слишком много и слишком сильно. То, чего я хочу, больше меня самой. Я это вижу и покоряюсь этому».
В 1904 году отдельным изданием выходит «Собрание стихов 1889 – 1903». Стихи Гиппиус нельзя назвать традиционно «женскими»; в некоторых она даже действует от лица мужчины. Автор будто прячется за маской отстраненности, действие всегда абстрагировано от реальности. Нет открытого выражения чувств, непосредственности. Ее поэзия сдержанна, холодна и представляет непосредственный поиск цельности. «Перед нами в обеих книгах всего 161 стихотворение; из них более пятидесяти являются выражением отношения автора к Богу, прямого или косвенного, с неизменным упоминанием имени Божьего» - заметила М. Шагинян.
Таким образом, в поэзии 1900 – 1906 гг. Гиппиус пытается выразить свои новые убеждения о Боге и «новом» христианстве, найти воплощение своих мыслей в стихах («Нескорбному учителю», «Христу», «За Дьявола Тебя молю, Господь») в отвлеченной, иносказательной форме.

Зинаида Николаевна как-то призналась, что любит все «цельное» и

Слайд 10В начале XX века
Салон

Мережковских в доме Мурузи на Литейном проспекте становится одним из центров литературной жизни Петербурга, привлекая в свой круг «неохристиан» и молодых мистически настроенных поэтов. Для начинающих литераторов-символистов становится как бы обязательной «нелегкая процедура личного знакомства» с Гиппиус, - как писала Н. Осьмакова – «Не один из них впоследствии, став известным и даже знаменитым, вспоминал, как не спал ночь накануне того дня, когда будет представлен Зинаиде Гиппиус и услышит ее приговор». Поэтесса активно участвовала в судьбах современников. Ее заслугам принадлежит поэтический дебют А. Блока в журнале «Новый путь», издание здесь же статей П. А. Флоренского и А. Белого; первый отзыв на стихи еще никому не известного С. Есенина, поддержка начинающего литератора О. Мандельштама.
Закрытие «Нового пути» и революция 1905 года значительно изменили жизнь Мережковских: на первый план для них выходят вопросы общественные. Враждебно относясь к марксизму, они сближаются с эсерами. Истинная Революция, как они считали, является следствием революции религиозной. Гиппиус открыто заявляет, что без «революции в духе» социальное преображение – это миф, игра воображения.  В это же время Мережковские тесно сближаются с Д. В. Философовым, образов вместе с ним знаменитое «троебратство», существование которого длилось 15 лет.

В начале XX века       Салон Мережковских в доме Мурузи на Литейном

Слайд 11 Итак, события 1905 года стали во многом

переломными в жизни и творчестве Гиппиус. Если до этого общественно-политические вопросы оставались за пределами ее интереса, то сейчас в поэзии преобладают гражданские мотивы. На несколько лет Мережковские становятся непримиримыми врагами самодержавия, борцами с консервативным государственным устройством России. «Да, самодержавие – от Антихриста»[22] - писала в те дни  З. Гиппиус. С этой идеей Мережковские в феврале 1906 года переезжают в Париж на более чем два года. Там они выпускают антимонархический сборник политических статей. В кругах революционной эмиграции супруги сближаются с наиболее «крайними»: И. И. Фондаминским и с Б. В. Савинковым (для последнего знакомство с З. Гиппиус становится одним из решающих в литературной карьере: именно З. Н. предложила ему взять псевдоним «Б. Ропщин» и помогла в написании одного из главный произведений – «Конь Бледный»).
Погружение в общественную жизнь не только не умаляли у писательницы религиозные интересы, но и, наоборот,  способствовали плодотворному процессу открытия новых горизонтов. Так, в 1907 году она сообщает А. Белому: «У нас только начинают открываться глаза на религиозную Европу, мы только что начинаем видеть значение католичества в истории и всю важность философии современных неокатоликов». Религиозные поиски «нового царства» и «Третьего Завета» закономерно и вплотную подводили ее к необходимости конкретной деятельности.
Итак, события 1905 года стали во многом переломными в жизни и творчестве Гиппиус.

Слайд 12Творчество в период 1914 – 1917 гг.

Общественная позиция писательницы не всегда отличалась однозначностью; мысль ее, вечно тяготевшая к анализу, двоилась, переходила от одного суждения к другому. Поэтому сомнения, колебания, переоценка своего опыта – отличительные черты мировоззрения Гиппиус. Так, в пору Первой мировой войны (1914) в своих статьях она пытается оправдать войну, подвести ее к необходимости в движении человечества к «Божьей Правде», хотя и не отрицала, что современные события – «петля, удлиняющая всемирный путь человечества»[23].
Со временем ее отношение к войне становится более жестким и непримиримым. «Проклинаю войну с начала и до конца, со всем ее прошлым и будущим, навеки <…> Во имя погибших ... не тел, а разложившихся, погибающих душ человеческих, себя безвозвратно теряющих, расточающих свое «я» без воскресенья», - пишет она в 1916 году Д. В. Философову. Ее цикл военных стихов содержит призывы к прекращению кровавых столкновений и бессмысленных убийств.

В последний час, во тьме, в огне,
Пусть сердце не забудет:
Нет оправдания войне,
И никогда не будет.
И если это Божья длань –
Кровавая дорога, -
Мой дух пойдет и с ним на брань,
Восстанет и на Бога.
(«Без оправданья», 1916)
Переполняющие стихи военных лет гнев и отчаяние, однако, смягчается верой поэтессы в Свет, что воссияет однажды над тьмой мировой войны, и последует святое воскрешение мира:

Пускай он спит, закрыт – но он живет!
В Страстном томлении земля весенняя...
Восстань, земля моя! И расцветет
Зеленопламенный в день воскресения!
(«Зеленый цветок», 1915)

Творчество в период 1914 – 1917 гг.       Общественная позиция писательницы не

Слайд 13

Общественность становится основным предметом изображения и анализа также и в художественной прозе Гиппиус. С годами ее проза становится в большей степени лаконичной, краткой, сюжет сводится лишь к одному или нескольким эпизодам, намеренно с простотой описанным, что позволяет достигать выразительности и резкости. Тематика произведений также меняется: Гиппиус обостряет внимание к «страшному миру» социальной действительности, пытается осмыслить больные, злободневные темы. О шестой книге ее рассказов «Лунные муравьи» С. Городецкий писал: «Мир, в который вводит Зинаида Гиппиус, этот мир поистине страшный: трактиры и притоны Лиговки, застенок, осажденный город. Лица, которые она показывает, страшны не менее: террористы, тюремные священники. И что же? В этом-то миру и открывается всего ясней светлая воля художника. Художник не потерялся».
Подлинная революция для Гиппиус и Мережковского совершилась в феврале 1917 года, и они встретили ее с величайшим воодушевлением. Наиболее близка им была позиция А. Ф. Керенского, и поначалу они возлагали на него большие надежды в принятии лидерства новой революционной России. Однако еще накануне революции 1917 года Гиппиус чувствовала, что в революции могут открыться две совершенно разные грани: «Она», надежда и всеобщее упование, и «Оно», нечто ужасное. Постепенно для поэтессы «Оно» стало вырисовываться в неостановимо нарастающем большевизме, провоцирующем на бунт, «бессмысленный и тупой». «Главные вожаки большевизма – к России никакого отношения не имеют и о ней меньше всего заботятся – считала она. – Они нащупывают инстинкты, чтобы их использовать в интересах ... право, не знаю точно, своих или германских, только не в интересах русского народа» (18 июня 1917 г.). Видя, как революция день ото дня вырождается, как торжествует безвластие, Гиппиус приходит в отчаяние. В дневнике, во вторник 24 октября 1917 года она сделает такую запись: «Готовится «социальный переворот», самый темный, идиотический и грязный, какой только будет в истории. И ждать его нужно с часу на час».


Общественность становится основным

Слайд 14Октябрь 1917 года стал крахом ее надежд, зримым пришествием «Антихриста». В

«Последних стихах» она отразила свое понимание Октябрьского переворота как уничтожение демократической России:
Простят ли чистые герои
Мы их завет не сберегли,
Мы потеряли все святое:
И стыд души и честь земли.

Рылеев, Трубецкой, Голицын!
Вы далеко, в стране иной...
Как вспыхнули бы ваши лица
Перед оплеванной Невой!
(«14 декабря 17 года», 1917)
 
Таким образом, Октябрь поэтесса воспринимает как преступление политических проходимцев и общенародный грех за то, что допустили их к власти и позволили, тем самым, измываться над собой.
Какому дьяволу, какому псу в угоду,
Каким кошмарным обуянным сном
Народ, безумствуя, убил свою свободу
И даже не убил – засек кнутом?
(«Веселье», 1917)
Царство большевиков, по убеждению Гиппиус, - это начало исчезновения «человека как единицы». Это – «просто себе война, только двойная еще, и внешняя, и внутренняя; и последняя в самой омерзительной форме террора, т.е. убийства вооруженными – безоружных и беззащитных». Это – «физическое убиение духа, всякой личности, всего, что отличает человека от животного; разрушение, обвал всей культуры; бесчисленные тела белых негров». Здесь ложь – «основа, устой, почва, а также главное, беспрерывно действующее оружие большевистского правления»[24]. Гиппиус полагала, что особый грех лежит на литераторах, которые стараются оправдать свершившееся или даже, коренным образом меняя мировоззрение, принимают революцию. Поэтому Гиппиус резко порывает отношения с В. Брюсовым, А. Блоком, А. Белым и другими деятелями культуры, принявшими Советскую власть.
Октябрь 1917 года стал крахом ее надежд, зримым пришествием «Антихриста». В «Последних стихах» она отразила свое понимание

Слайд 15Эмиграция
В начале

1920 года Мережковские нелегально выезжают в Польшу вместе с Д. Философовым и В. Злобиным, а с конца 1921 года навсегда обосновались в Париже. Почти двадцать пять последних лет жизни Гиппиус провела в эмиграции. Литературная деятельность поэтессы в Париже все так же продолжалась, как и на родине. Ее стихи, рассказы, статьи непременно появлялись в крупнейших изданиях русской эмиграции: в журналах «Современные записки», «Иллюстрированная Россия», «Новый корабль» и др.
Житейские тяготы, однако, не омрачали жизнь Мережковских: здесь у них была куплена собственная квартира. И все же чувство утраты и глубокая скорбь по родине, осознание величины катастрофы делали их внешне беззаботную жизнь горькой и мучительной. Н. Берберова приводила в пример один из диалогов супругов тогдашних дней: «Зина, что тебе дороже: Россия без свободы или свобода без России?» - «Свобода без России, - отвечала она, - и потому я здесь, а не там». – «Я тоже здесь, а не там, потому что Россия без свободы для меня невозможна. Но ... на что мне, собственно, нужна свобода, если нет России? Что мне без России делать с этой свободой?»
Как и в России, Мережковский в Париже создали вокруг себя один из центров литературной и общественной жизни. Каждое воскресенье в их квартире на улице Колонел Бонне в Пасси проходили традиционные собрания с участием как именитых литераторов, так и начинающих, только вступивших в ряды. «Вскоре выяснилось, что «воскресенья» становятся чем-то вроде «инкубатора идей», каким-то тайным обществом или заговором, -  вспоминала И. Одоевцева. – И Мережковский, и Гиппиус, одержимые страстью «глаголом жечь сердца людей» и владеть их умами, решили расширить поле своей деятельности, перенести дебаты-дискуссии, в которых из столкновений мнений должна была рождаться истина, из их столовой на общественную арену»
Эмиграция         В начале 1920 года Мережковские нелегально выезжают в

Слайд 16

По инициативе Гиппиус в Париже было создано общество «Зеленая лампа» (1925 – 1939), ставшее не просто одной из наиболее заметных достопримечательностей русской эмиграции, но средоточием ее интеллектуальной жизни, местом обсуждения самых разнообразных актуальных вопросов. «Зеленая лампа»  должна была, по выражению И. Одоевцевой, «спасать если не весь мир, то по крайней мере Россию и ее филиал – эмиграцию»[9]. В этих собраниях постоянно участвовали крупнейшие писатели (И. Бунин, А. Ремизов, Б. Зайцев, В. Ходасевич, Н. Тэффи, М. Алданов), философы (Н. Бердяев, Г. Федотов, Л. Шестов), журналисты (И. Бунаков-Фондаминский, М. Вишняк,     В. Руднев), молодые поэты. Название общества, напоминавшее о некогда существовавшем литературно-политическом кружке «Зеленая лампа», в который входил еще юный А. С. Пушкин, недвусмысленно намекало о линии преемственности, которой Мережковские стремились остаться верными и в своей эмигрантской жизни и писательской деятельности.
Перестарки и старцы и юные
Впали в те же грехи:
Берберовы, Злобины, Бунины
Стали читать стихи
...................................................
И Гиппиус, ветхая днями,
Кинулись со стихами,
Бедою Зеленых Ламп.
(«Стихотворный вечер в «Зеленой лампе», 1927)

По инициативе Гиппиус в Париже было

Слайд 17 Тяжелейшим

ударом для Гиппиус становится кончина Д. С. Мережковского (7 декабря 1941 г.) Последние годы своей жизни она посвящает созданию книги о нем («Дмитрий Мережковский»), оставшейся незаконченной, и над большой поэмой «Последний круг (И новый Дант в аду)», основанной на мотивах «Божественной комедии».
Последним литературным замыслом стал «Литературный смотр» - сборник, призванный объединить в себе «произведения всех отверженных другими изданиями писателей» и задуманный как «первый опыт свободы слова»: каждый участник мог сказать в нем все, что хочет и как хочет. Во вступительной статье к сборнику Гиппиус утверждала: «Русский человек не достоин, конечно, тех глубин физического и духовного рабства, в которые сейчас Россия спущена; но что он в свое время свободе не научился, не доучился, и даже здесь, в Европе, пока что, до ее настоящего понимания не дошел, - на это незачем закрывать глаза»

Тяжелейшим ударом для Гиппиус становится кончина Д.

Слайд 18Заключение
Жизнь и

судьба великих поэтов в эмиграции обычно заканчивалась трагически: о них попросту «забывали» на родине, что и случилось с именем Зинаиды Гиппиус. Перед нами стояла главная задача: рассказать о жизни и творчестве поэтессы и вместе с этим проследить за литературным процессом начала XX века, в особенности за изменением русского символизма.
Поэзию Гиппиус отличает афористическая сжатость и отвлеченность, поэтому многие современники называли ее стихи холодными и однообразными, на что В. Брюсов замечал: «стихи, на первый взгляд кажутся ..., как белое ледяное поле, но в их глубине, действительно есть «снеговой огонь». Как отважным путешественникам к полюсу, читателям должно преодолеть холод этой поэзии, чтобы перед ними заблистали наконец удивительные северные сияния».
Заключение         Жизнь и судьба великих поэтов в эмиграции обычно

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть