Слайд 1«Влияние литературных произведений и кинофильмов об экологии на решение экологических проблем»
Исследовательскую
работу подготовила ученица 7 «А» класса Новикова Елизавета, научный руководитель Карпенко Анна Юрьевна.
Слайд 2
ЦЕЛь ИссЛЕДОВАНИЯ:
Рассмотреть роль кино и литературы в решении экологической проблемы.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
художественные произведения литературы и кино об экологии, конституции РСФСР и РФ.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: художественные образы экологических проблем в литературных произведениях и кино, статьи законов конституции РСФСР и РФ о защите окружающей среды.
Слайд 3Гипотеза:
Литература и кино помогают решению экологических проблем в стране.
полученные результаты и
сделать выводы.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
2017 год был признан годом экологии, до этого годами экологии были объявлены Год экологии В России- 2008, а 2013 год – Год экологии в мире. Из этого следует, что в прошлые годы экологические проблемы не были решены полностью и даже ещё более заострились. Браконьерство, вырубка лесов, незаконная добыча ценных пород рыб, загрязнение атмосферы, почвы и водоёмов, лесные пожары – все эти экологические беды ведут к экологической катастрофе. К решению этих проблем подключились все: политики, чиновники, экологические службы, школы, высшие учебные заведения и, конечно, не остались в стороне литература и кино.
Слайд 4Задачи:
1. Прочитать следующие литературные произведения: миф о подвиге Геракла «Авгиевы конюшни»,
Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей», Ч. Айтматов «Плаха», В. Астафьев «Царь-рыба».
2.Просмотреть художественные фильмы об экологии: «Мотыльки», сериал «Чернобыль. Зона отчуждения», «Егерь», сериал «Лесник».
3. Проследить изменения в законах СССР и РФ о защите окружающей среды, ужесточения наказаний за нарушение данных законов.
4. Провести анкетирование учащихся 7-11 классов на предмет знания произведений об экологии и проблемах экологии.
5. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Методы исследования
1. Чтение книг об экологии
2. Просмотр кинофильмов об экологии
3. Анкетирование учащихся 7-11 классов.
4.Сопоставительный анализ литературных произведений, кинофильмов с законами о наказании за нанесение вреда окружающей среды, браконьерство, незаконную вырубку лесов и т.д.
Слайд 5Введение. Словарь
Экология - отдел биологии, изучающий взаимоотношения организмов и окружающей среды.
Окружающая
среда - совокупность компонентов природной среды и природных объектов.
Слайд 6Вступительная часть
Главное наследство для детей - это страна с чистыми водоёмами,
с невырубленными лесами и обитающими в них животных, с плодородной почвой, с незагазованной атмосферой.
Слайд 85 подвиг Геракла. Авгиевы конюшни
Ещё с древних времён люди были озабочены
проблемой экологии. Это мы видим в мифе «Авгиевы конюшни», в котором Геракл очистил город от грязи, когда направил на него воды рек. Вода смыла всю нечистоту. Я думаю, что это не только кони загрязнили город, иначе тогда бы не заводили конюшни. А виноваты сами жители, которые своим бескультурным отношением к окружающей среде привели город к экологической проблеме, которую решил древнегреческий герой Геракл. Но в нашем времени Геракла нет. Поэтому проблемы придётся решать всем нам сообща.
Слайд 9Виктор Астафьев - Царь-рыба (1976)
Я думаю, что тема рассказа – взаимоотношение
человека с природой. Так же одновременно писатель заостряет внимание и на другой проблеме – браконьерство, добыча ценных пород рыбы. Отношение Игнатьича к своим близким людям сходно с отношением его к природе. Высокомерие, пренебрежение и осознание своего могущества – вот те чувства, которые главный герой испытывает при контакте с окружающим миром и своими приятелями. Человек должен жить в гармонии с природой, быть ее частью, иначе борьба со стихией приведет его к смерти.
Слайд 10Виктор Астафьев - Царь-рыба (1976)
Именно эта мысль послужила для образования сюжета
в произведении. Астафьев изображает встречу Игнатьича с царь-рыбой. Интересно то, что от встречи с этой рыбой должен умереть не только главный герой, но и сама рыба. Единственным способом выжить для них становится освобождение героя от тех ошибок и грехов, которые он совершал за всю свою жизнь. Игнатьич обещает царь-рыбе перестать браконьерствовать, но слова своего не сдерживает. За это мать-природа наказывает его, лишая жизни его горячо любимой дочери Тайки. Писатель высказывает предположение о том, что природа – священный храм. Человек – в природе не хозяин, а скорее всего помощник. Только в этом случае у него есть шанс жить в гармонии с окружающим миром в целом. В противном случае его поступки приведут к гибели.
Слайд 11Произведение «Царь-рыба» было написано в 1976г.
Закон о защите окружающей среды был
издан в 1977г. В него был включен пункт: запрещено браконьерство, конкретно нарушение правил рыболовства.
Наказание было в виде небольшого штрафа – 15 копеек.
В 1980 г. Штраф увеличился до 40 копеек
В РФ закон о защите окружающей среды был принят в 2001 году. В него был включен пункт о браконьерстве, конкретно нарушение законов рыболовства. Наказание его было штрафом – до 1 тысячи рублей
в 2009 году наказание за нарушение законов рыболовства ужесточилось. Теперь штраф составлял - от 1.000 до 5.000 рублей.
В наше время наказание является таким же.
График изменение законов в СССР и РФ о нарушении правил рыболовства
Слайд 12Чингиз Айтматов – «Плаха» (1986)
Роман “Плаха” Чингиза Айтматова звучит как
предостережение. Действие происходит в Средней Азии. Роман начинается темой волков. Гибнет их естественная среда обитания, гибнет по вине человека, который врывается в саванну как хищник, как преступник. Волки не просто очеловечены в произведении, как это всегда бывало с образами животных в литературе. Они — исходя из замысла автора — наделены тем благородством, той высокой нравственной силой, каких лишены люди им противопоставленные.
Волки, куда человечнее в этом произведении, чем сам человек. Они благородны, именно, этого нет сейчас у людей. В Акбаре олицетворено: чувство любви к детям, тоска по ним, и это не просто инстинкт.
Слайд 13Чингиз Айтматов – «Плаха» (1986)
Глубоко человечна и та верность друг другу,
которая определяет все поведение Акбары. Она несет в себе не только образ беды, которая постигла её род, но и в тоже время волчица, как бы осознает нарушение закона, который никогда не должен быть нарушен. Пока не трогали ее дом, Акбара могла встретить в лесу беспомощного человека и отпустить его. Теперь загнанная в тупик, отчаявшаяся и озлобленная, она обречена на схватку с человеком. Писатель стремится осмыслить экологические проблемы как проблемы души человеческой. Если люди не прислушаются — их ждет катастрофа.
Слайд 14Борис Васильев – «Не стреляйте в белых лебедей» (1973)
В произведении
«Не стреляйте в белых лебедей» Борис Васильев ставит следующие проблемы: человек и природа, мера ответственности человека за всё, что происходит вокруг.
Если для Полушкина важна жизнь щенка и муравья, то другие герои романа вообще не считают ни животных, ни насекомых живыми существами. Туристы, которым мешал муравейник, просто его подожгли. Егор Полушкин противопоставлен в повести таким людям, как его свояк Фёдор Бурьянов. Писатель показывает противоположность нравственных принципов этих персонажей, рисуя их разное отношение к природе. Фёдор — откровенный рвач, главное в его натуре — хищничество. Пользуясь своей должностью, он ворует заповедный лес, браконьерствует на озере, беспощадно губя лес.
Слайд 15Борис Васильев – «Не стреляйте в белых лебедей» (1973)
Сохранить красоту природы
для людей — вот чем озабочен Егор.
Белые лебеди – это важные образы в произведении. Они воплощают природную красоту, верность друг к другу и изящество, к этому всему склонна добрая душа Егора Полушкина. После смерти главного персонажа, автор выносит на суд читателей вопрос: кто станет лесничим? Продажный чиновник? Или люди, желающие оставить после себя и лес, и озеро с белыми лебедями?
Слайд 16В. Романов – «Егерь» (2001)
Эти же проблемы поставлены в кинофильме «Егерь» на
основе одноимённой книги Владислава Романова, вышедшей в 2001 году. В охотничьей сторожке на окраине заповедного леса живёт Василий Клинцов егерь. В небольшой соседний городок вместе с губернатором области приезжает поохотиться солидный немецкий «денежный мешок».
Охота на кабана — дело серьёзное. Как назло, только что из расположенной в этом районе колонии сбежал особо опасный зэк. Но ставка для чиновников слишком высокая: бюргер готов инвестировать свои деньги сразу в несколько крупных проектов. И в надежде на то, что ничего страшного не случится, все отправляются навстречу опасности.
Неожиданно след беглеца обнаруживается совсем близко:
Слайд 17В. Романов – «Егерь» (2001)
сначала пропадает зоотехник, а за ним — врач районной больницы.
На лесной кабаньей кормушке егерь натыкается на следы кровавой борьбы. Но охоту отменить нельзя, ведь немалые деньги могут уплыть вместе с разочарованным немцем. Как и Егор Полушкин, Василий Клинцов не идёт на сделку с совестью и не позволяет губернатору охотиться без лицензии. В конце фильма немец Герхард понимает Василия и даёт немалые средства на лечение больного сына. Да и сам губернатор позднее признаётся: «Если бы все такие лесничие были, то не пришлось бы Россию по кусочкам продавать сытым и богатым иностранцам!»
Слайд 19В. Мухарьянов – «Мотыльки» (2003)
В фильме В. Мухарьямова «Мотыльки» показаны судьбы
людей, которые жили счастливо в городе Припять, водили ребятишек в детсад, женщины заказывали платья в ателье, мужчины работали на атомной станции и не предполагали о том, что авария на станции в одночасье лишит их всего. Но пострадали не только жители Припяти, но и вся семья Широковых. Отец, лётчик, погибает во время попытки взять пробы из дымящегося реактора. Марьяна, старшая дочь, врач-эндокринолог помогает своим коллегам спасать пострадавших от взрыва, при этом, «нахватавшись рентгенов», заболевает и умирает.
Слайд 20В. Мухарьянов – «Мотыльки» (2003)
Дед, ветеран ВОВ, узнав об этом, погибает
от сердечного приступа. Алька, младшая в семье Широковых, находит в Припяти в горькую минуту свою судьбу - Павла Дружинина. Он рядовой Советской Армии знакомится с Алей и становится для неё самым близким человеком. Но ненадолго, так как, получив сильнейшее облучение, Павел, умирает. Погибает и Аля, но сначала она рожает их с Павлом дочь Дашу, которая будучи взрослой, Даша приехала в Припять, чтобы увидеть город, который «одновременно дал ей жизнь и лишил семьи».
Слайд 21Анализ кинофильмов. Чернобыль: зона отчуждения.
Автор сериала: «Чернобыль: зона отчуждения» И Куликов
показывает зрителям Припять, Чернобыль спустя тридцать лет. Авария произошла давно, но мёртвый город заманивает людей своей отравляющей энергетикой. В городе живут злые призраки, приезжают искатели приключений и совершают преступления – мёртвый город требует всё новых жертв.
Слайд 22Анкетирование учащихся 7-11 классов.
Вопросы:
1. Знаете ли вы произведения про экологию?
2.
По вашему мнению влияют ли литература и кино на решение экологической проблемы.
3. Делаете ли вы, что-нибудь для защиты окружающей среды?
4. Предложите ваш способ решения экологической проблемы.
Слайд 23Результаты анкетирования, среди учащихся 7-11 классов. (опрошено 160 человек)
Слайд 24Результаты анкетирования, среди учащихся 7-11 классов.
Слайд 25Результаты анкетирования, среди учащихся 7-11 классов.
Слайд 26Результаты анкетирования 7-11классов
Слайд 27Вывод
Проводя данное исследование, я сделала следующие выводы: экологические проблемы, поставленные авторами
в произведениях и кинофильмах находят отражение в законодательстве, кроме чиновников и сами жители планеты всё чаще встают на защиту окружающей среды, объявляются школьные конкурсы на экологические темы, создаются видеоролики, а это хоть и маленькое, но кино, в социальных сетях всё чаще , можно видеть, как люди обеспокоены этой проблемой
Слайд 29Моя гипотеза подтвердилась – литература и кино влияют на решение экологической
проблемы