Презентация, доклад по литературе Вечная Сонечка как нравственный идеал автора

Содержание

Любил один философ размышлять, Гуляя в предрассветный час у моря, О смысле жизни, радости и горе, О том, зачем нам жить и умирать. Однажды ночью был большой прилив

Слайд 1«Вечная» Сонечка как нравственный идеал автора

«Вечная» Сонечка как нравственный идеал автора

Слайд 2Любил один философ размышлять,

Гуляя в предрассветный час у моря, О смысле жизни, радости и горе, О том, зачем нам жить и умирать. Однажды ночью был большой прилив – На пляже он хозяйничал без меры - Но наступил отлив, и вдруг весь берег Усыпан стал плеядой звёзд морских. И звёзды, оказавшись без воды, Под солнцем обречённо высыхали, Прощаясь с жизнью, горестно вздыхали, И ждали неминуемой беды. Философ думал: так и наша жизнь, В одно мгновенье может оборваться. Наверное, не стоит и пытаться Разгадывать по звёздам
высший смысл.

Притча С.Копыловой.

Вдруг видит он: какой-то мальчуган Бросает в море гибнущие звёзды, И на глазах у мальчугана слёзы… Вот так придумал – звёздам помогать! - Глупыш, ведь ты не сможешь всех спасти! Тут высказал своё философ мненье, - Твои попытки – что они изменят? Здесь миллионы этих звёзд морских! Спасатель обернулся на ходу, Задумавшись лишь на одно мгновенье: - Для этой – очень многое изменят, - И бросил в море новую звезду. - Вот для чего, наверно, стоит жить, - Подумал вдруг растроганный философ. Быть может, создал Бог морские звёзды, В ребёнке чтобы жалость пробудить.


Любил один философ размышлять,         Гуляя в предрассветный час у

Слайд 3Нравственным образом и идеалом для Достоевского была личность Христа, в которой

воплотились черты высшего и полного развития человека.
Ф.М. был убежден в целительности веры как огромной энергии, заключенной в любом человеке.
Нравственным образом и идеалом для Достоевского была личность Христа, в которой воплотились черты высшего и полного развития

Слайд 4Идеи вырастают не в книгах, а в умах и сердцах. (Н.Ф.Карякин)
Об

этом читаем и в Евангелие от Марка. Глава 7: “И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы: прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека”. Это все пороки человека, на их основе построены и заповеди Христа.
Идеи вырастают не в книгах, а в умах и сердцах. (Н.Ф.Карякин)Об этом читаем и в Евангелие от

Слайд 5По логике Достоевского, «безраздельная и беззаветная любовь Христа к людям есть

и величайшее самостеснение, жертва. Только любовь к конкретному, рядом находящемуся ближнему, любовь, дающая, а не берущая, любовь, которая все переносит, способна возвысить и облагородить человека. Ибо не послал Бог сына своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен через него».
По логике Достоевского, «безраздельная и беззаветная любовь Христа к людям есть и величайшее самостеснение, жертва. Только любовь

Слайд 6В.В.Набоков
«Я полагаю, что ни великий художник, ни великий моралист, ни истинный

христианин, ни настоящий философ, ни поэт, ни социолог не свели бы воедино, соединив в одном порыве фальшивого красноречия, убийцу – с кем же?- с несчастной проституткой, склонив их столь разные головы над священной книгой».
В.В.Набоков«Я полагаю, что ни великий художник, ни великий моралист, ни истинный христианин, ни настоящий философ, ни поэт,

Слайд 8Что обозначает это имя?
Соня – одно из любимейших имен

Достоевского. Оно имеет библейское происхождение. Софья – мать трех дочерей (Веры, Надежды и Любови), пострадавших за веру в Христа. Софья олицетворяет не только мученицу, но и мудрость) Действительно, Соня – это символ разумности, мудрости (ее мудрость – в смирении и терпении), божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. В православии это - женский лик Премудрости Божьей. (А фамилия Мармеладова носит, безусловно, иронический характер.) Именно Соня аккумулирует в себе веру, надежду и любовь. Соня Мармеладова является также антиподом Раскольникова.
Что обозначает это имя? Соня – одно из любимейших имен Достоевского. Оно имеет библейское происхождение. Софья –

Слайд 9Одной из не менее существенных деталей является и то, где Соня

снимает комнату - в квартире портного Капернаумова.
Что вам об этом известно?
Вот как об этом читаем в писании: “И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари пришли и возлегли с ним и учениками Его. Увидевши это, Фарисей сказал ученикам его: “Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?” Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные”.
-Как связать библейскую притчу с Соней?
В комнате Сони бывают грешники и убогие, жаждущие исцеления. Сюда приходит и Раскольников.
Одной из не менее существенных деталей является и то, где Соня снимает комнату - в квартире портного

Слайд 10Какое преступление совершила Соня? Линии жизни Раскольникова и Сони пересеклись тогда,

когда преступления ими уже были совершены, когда надо было решать, как жить дальше. Порфирий Петрович советовал Раскольникову: “Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем, т.е. не только светить, но и греть...”. Но не Раскольников, а Соня становится тем солнцем и тем теплым светом.
Какое преступление совершила Соня? Линии жизни Раскольникова и Сони пересеклись тогда, когда преступления ими уже были совершены,

Слайд 11Замечает ли
Раскольников
разницу между
своим
преступлением и
преступлением Сони?

Замечает лиРаскольниковразницу междусвоимпреступлением ипреступлением Сони?

Слайд 12 Раскольников встал перед Соней на колени и поцеловал ее ноги

, потому что он понял ее идею жертвенности.
Соня – сильная личность, “ибо кротость, которая выстрадана как истина, не может быть свойством слабого характера”.
Сила Сони не только в любви к Раскольникову, но и в христианской вере.
Вера в Бога помогает Соне Мармеладовой выстоять самой и протянуть руку помощи другим.
“Что бы я без бога-то была?” - скажет она сама.
Раскольников встал перед Соней на колени и поцеловал ее ноги , потому что  он понял

Слайд 13Итак, в романе отмечены “две великие идеи – идея бунта и

смирения” (об этом читаем в записной книжке Ф.М.Достоевского), Раскольников выбрал бунт, смирение – Соня. В отличие от идейного убийцы, Соня – “дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала”. У нее есть четкий нравственный ориентир – библейская мудрость очистительного страдания.
Итак, в романе отмечены “две великие идеи – идея бунта и смирения” (об этом читаем в записной

Слайд 14А “как вы назовете ее за этот поступок: грязной потаскушкой или

великодушною героинею, принявшею с спокойным достоинством свой мученический венец?”,- Д.И.Писарев .

И можно ли “блудницу” считать идеалом нравственности?
А “как вы назовете ее за этот поступок: грязной потаскушкой или великодушною героинею, принявшею с спокойным достоинством

Слайд 15Обрести Христа – значит обрести собственную душу.
(Ф. М. Достоевский)
И эту

идею страдания, сострадания, идею Христа воплощает Сонечка Мармеладова, “вечная Сонечка” как символ нравственности.
Обрести Христа – значит обрести собственную душу. (Ф. М. Достоевский)И эту идею страдания, сострадания, идею Христа воплощает

Слайд 16В романе “Преступление и наказание” действительно поднимается проблема жертвенного поведения героини.

Сюжет Сони Мармеладовой развивает в романе мотив блудницы. Она напоминает историю Марии Магдалины.
В евангельской притче Христос спас блудницу от людей, собравшихся закидать ее камнями. И библейская блудница оставила свое ремесло, стала святой. Как видим, Мария Магдалина имела свободу выбора.
Соня же у Достоевского такой свободы лишена. Тем не менее, эту героиню нельзя назвать пассивной.
Соня — натура деятельная, активная. Профессия по “желтому билету”, безусловно, позорна, отвратительна,
В романе “Преступление и наказание” действительно поднимается проблема жертвенного поведения героини. Сюжет Сони Мармеладовой развивает в романе

Слайд 17Итак, в ходе сравнительного анализа героев выявлено много сходств и различий.

Героев влечет друг к другу согласно закону “борьбы двух противоположностей”. Они нужны друг другу. А спасение их Достоевский видит в обретении веры.
Итак, в ходе сравнительного анализа героев выявлено много сходств и различий. Героев влечет друг к другу согласно

Слайд 18 «Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего

человечества», – думал князь Мышкин, герой романа «Идиот». «Высшее счастье – выше счастья нет, как увериться в милосердии людей в их любви друг к другу», – вторил автор своему герою через несколько лет в рукописях к «Дневнику писателя». «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием».
«Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества», – думал князь Мышкин, герой

Слайд 19Последний сон Раскольникова—это итог его внутренней борьбы, страданий, результат напряженнейшего диалога

с самим собой. Ведь даже в Сибири на каторге, признав себя не властелином, Раскольников не сомневается в истинности своей идеи.
«Чем, чем,—думал он,—моя мысль была глупее других мыслей и теорий, роящихся и сталкивающихся одна с другой на свете с тех пор, как этот свет стоит. Ну чем мой поступок кажется им так безобразен?—Тем, что он злодеяние? Что значит слово «злодеяние»?—говорил он себе»
И этот сон Раскольникова как бы отвечает, что такое злодеяние и к чему приведет мир и людей эта теория о властелинах. В этом последнем сне Раскольникова все гипертрофированно, «фантастично», все приобретает огромные вселенские размеры, глобальный аллегорический смысл. Достоевский изображает мир, зараженный трихинами наполеонизма, микроскопическими существами, одаренными «умом и волей». «Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими», — пишет Достоевский. Каждый «зараженный» считал себя «умным и непоколебимым в истине», никто и никогда не сомневался в справедливости своих «приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Каждый был убежден в своей исключительности, в своем праве, и каждый стал бояться и ненавидеть другого. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинить, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе... Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало...». Впервые в этом сне воссоздаются не мучения героя, не страдания его совести, а ужасающая картина гибели мира и людей, живущих по его теории.
Последний сон Раскольникова—это итог его внутренней борьбы, страданий, результат напряженнейшего диалога с самим собой. Ведь даже в

Слайд 20Эпизод о «Воскрешении Лазаря» играет очень важную роль в идейном замысле

писателя.

Почему Раскольников выбирает именно этот эпизод?
Он, подобно Лазарю, провел 4 дня после убийства старухи, как в гробу. Но и так же, как это произошло с Лазарем, надеется на воскрешение из мертвых.
И в этом ему поможет Соня.
Эпизод о «Воскрешении Лазаря» играет очень важную роль в идейном замысле писателя. Почему Раскольников выбирает именно этот

Слайд 21Читая Раскольникову Евангелие, легенду о воскрешении Лазаря, Соня пробуждает в его

душе веру, любовь и раскаяние. “Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого”. Родион пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее смысл.
Читая Раскольникову Евангелие, легенду о воскрешении Лазаря, Соня пробуждает в его душе веру, любовь и раскаяние. “Их

Слайд 22Сикстинская Мадонна − самая замечательная картина Рафаэля и, вероятно, самая знаменитая

из всех картин. Гениальный творческий замысел раскрывает глубокую веру в прекрасного человека. Мадонна идет по облакам, неся своего ребенка. Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; глаза ребенка глядят на нас, в мир, с такой великой силой, так широко, так напряженно и с таким озарением, словно видит он свою судьбу и судьбу всего человеческого рода. В расширенных глазах Мадонны можно прочесть и страх перед трагической участью сына, и стойкость, и непоколебимость, и сознание необходимости жертвы. Весь ее облик, с одной стороны – строгий и торжественный, с другой – мягкий и женственный, бесконечно трогателен сочетанием большой нравственной силы и почти детской беспомощности.
Сикстинская Мадонна − самая замечательная картина Рафаэля и, вероятно, самая знаменитая из всех картин. Гениальный творческий замысел

Слайд 23Все поступки героини удивляют своей искренностью, открытостью. Она не делает ничего

для себя, все ради кого-то: мачехи, неродных братьев и сестры, Раскольникова. Образ Сони - образ истинной христианки и праведницы. Наиболее полно он раскрывается в сцене признания Раскольникова. Здесь-то мы видим Сонечкину теорию — “теорию Бога”.
Все поступки героини удивляют своей искренностью, открытостью. Она не делает ничего для себя, все ради кого-то: мачехи,

Слайд 24Да, Соня тоже грешница, как и Раскольников, она также преступила нравственный

закон: “Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”, - говорит ей Раскольников, только он преступил через жизнь другого человека, а она- через свою.

Соня призывает Раскольникова к раскаянию, она согласна нести его крест, помочь прийти к истине через страдание. У нас не вызывают сомнения ее слова, читатель уверен в том, что Соня последует всюду за Раскольниковым.

На это могла пойти только она, “вечная Сонечка”, с добрым сердцем и бескорыстною любовью к людям. Падшая душа, вызывающая уважение, любовь всех окружающих, - это чисто по-достоевски, идея гуманизма и христианства пронизывает этот образ. Ее любят и чтят все.
Да, Соня тоже грешница, как и Раскольников, она также преступила нравственный закон: “Мы вместе прокляты, вместе и

Слайд 25Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал антипод Раскольникову и его теории.

Жизненная позиция Сони Мармеладовой отражает взгляды самого писателя, его веру в добро, справедливость, всепрощение и смирение, но, прежде всего, любовь к человеку, каким бы он ни был.

Ей чуждо само понятие “необыкновенный человек” так же, как неприемлема возможность преступить “закон “Божий”. Для нее все равны, все предстанут перед судом Всевышнего.
По ее мнению, нет того человека на Земле, который бы имел право осуждать себе подобных, решать их судьбу. “Убивать? Убивать-то право имеете?” - воскликнула возмущенная Соня.

Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал антипод Раскольникову и его теории. Жизненная позиция Сони Мармеладовой отражает взгляды

Слайд 26Позже Даниил Андреев напишет в своей метафизической «Розе мира», что Врубель

ничего не выдумывал и интуитивно написал метапортрет одного из ангелов мрака. Он сумел передать главное в облике жителей преисподней: «серый, как пепел, цвет лиц ангелов мрака отталкивающ и ужасен, а в чертах совершенно обнажена их хищная и безжалостная порода». Угадал, по мнению Д. Андреева, Врубель и ущербность их прекрасных крыльев. Он нарисовал их поломанными, но на самом деле, писал Д. Андреев, «их крылья не повреждены, но самая возможность пользования ими мучительно сужена».
Позже Даниил Андреев напишет в своей метафизической «Розе мира», что Врубель ничего не выдумывал и интуитивно написал

Слайд 27Уничтожение зла Ф.М.Достоевский видит не в переустройстве общества, а в нравственном

усовершенствовании личности.
Уничтожение зла Ф.М.Достоевский видит не в переустройстве общества, а в нравственном усовершенствовании личности.

Слайд 28Жанровые особенности романа:
Философский
Нравственно-психологический
Исторический
Полемический
Фантастический
Социально- детективный
Политический
Роман-трагедия


Роман-исповедь
Сатирический
Биографический
Семейный
Автобиографический
Идеологический
Роман можно охарактеризовать, как философский, идеологический, нравственно-психологический, как роман-трагедию, роман – исповедь.


Жанровые особенности романа: Философский Нравственно-психологический Исторический Полемический Фантастический Социально- детективный Политический Роман-трагедия Роман-исповедь Сатирический Биографический Семейный Автобиографический

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть