Презентация, доклад по литературе в 11-м классе Подготовка к итоговому сочинению в 2018 году

Содержание

проверка способности выпускника самостоятельно мыслить, аргументировать свои выводы с опорой на литературные произведения как русской, так и мировой литературы, как входящих в школьную программу, так и выходящих за ее рамки…Цели и задачи итогового сочинения по литературе

Слайд 1Подготовка к итоговому сочинению по литературе 2018 –

2019г.
Подготовка  к итоговому сочинению   по  литературе   2018 – 2019г.

Слайд 2проверка способности выпускника самостоятельно мыслить, аргументировать свои выводы с опорой на

литературные произведения как русской, так и мировой литературы, как входящих в школьную программу, так и выходящих за ее рамки…

Цели и задачи итогового сочинения
по литературе в 11 классе

проверка способности выпускника самостоятельно мыслить, аргументировать свои выводы с опорой на литературные произведения как русской, так и

Слайд 3Дата написания и пересдачи, место проведения
Писать итоговое сочинение выпускники будут в первую

среду декабря в своих школах по темам, сформированным Рособрнадзором по часовым поясам.
5 декабря 2018

В первую среду февраля и мая  выпускникам предоставляется возможность пересдачи  (в т.ч. для пропустивших итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине).
Дата написания и пересдачи, место проведенияПисать итоговое сочинение выпускники будут в первую среду декабря в своих школах по

Слайд 4Проверка сочинения
.
Результатом итогового сочинения может быть зачет или незачет. К сдаче

ЕГЭ допустят только учеников, получивших зачет.
Проверка сочинения.Результатом итогового сочинения может быть зачет или незачет. К сдаче ЕГЭ допустят только учеников, получивших зачет.

Слайд 5Каковы главные критерии итогового сочинения?
1. «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку

содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой.
 2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации  своей позиции. Выпускник привлекает для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.
Каковы главные критерии  итогового сочинения? 1. «Соответствие теме»Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает

Слайд 6Главные критерии итогового сочинения
3. «Композиция»
Выпускник аргументирует высказанные мысли,
стараясь выдерживать соотношение

между тезисом
и доказательствами.
4. «Качество речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, избегая речевых штампов.
5. «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. («Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Главные критерии итогового сочинения 3. «Композиция»Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.4. «Качество

Слайд 7 Пять направлений тем итогового сочинения

на 2018/19 учебный год

Отцы и дети
Мечта и реальность
Месть и великодушие
Искусство и ремесло
Доброта и жестокость

Пять направлений тем итогового       сочинения на 2018/19 учебный годОтцы и

Слайд 8Первое направление: «Отцы и дети» 
1. Отцы и дети.

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.


«Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).

Приезд Базарова.

Приезд Базарова.

Первое направление:     «Отцы и дети» 1. Отцы и дети. Данное направление обращено к вечной

Слайд 9Список произведений по направлению: «Отцы и дети»
Д.И. Фонвизин  «Недоросль»


А.С. Пушкин «Капитанская дочка»  
А.С. Грибоедов «Горе от ума»  
И.С. Тургенев «Отцы и дети»,  
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»  
И.А. Гончаров  «Обломов»
Л.Н. Толстой  «Детство. Отрочество. Юность», «Война и мир»  
А.Н. Островский «Гроза»
А.П. Чехов «Вишневый сад»
В.К. Железников «Чучело» 
М.А. Шолохов «Судьба человека»

Родители Базарова. Иллюстрация к роману
И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Список произведений по направлению: «Отцы и дети»   Д.И. Фонвизин  «Недоросль»  А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Слайд 10Примерные темы сочинений по направлению «Отцы и дети»
1. Почему проблему

«отцов и детей» называют «вечной»? 
2. В чем причины конфликта отцов и детей? 
3. Возможна ли гармония в отношениях отцов и детей? 
4. К чему приводит отсутствие любви в семье? 
5. Противостояние отцов и детей как борьба старого
и нового. 
6. Какими бывают взаимоотношения отцов и детей? 
7. На чем строятся взаимоотношения в семье?

Примерные темы сочинений  по направлению «Отцы и дети»  1. Почему проблему «отцов и детей» называют

Слайд 11Второе направление: «Мечта и реальность»
2. Мечта и реальность.

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить
в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

Человек без мечты,
что птица без крыльев.
Пословица

Кадр из к/ф «Алые паруса»

Человек без мечты,
что птица без крыльев.
Пословица

Второе направление: «Мечта и реальность» 2. Мечта и реальность.    Понятия «мечта» и «реальность» во

Слайд 12Список произведений по направлению

«Мечта и реальность»

Д.И. Фонвизин «Недоросль»
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
А.Н. Островский «Гроза»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
И.А. Гончаров «Обломов»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
А. П. Чехов «Вишневый сад»
А.П. Чехов «Крыжовник», «Ионыч»,
«Человек в футляре»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
А.Грин «Алые паруса»

Список произведений по направлению           «Мечта и реальность»

Слайд 13 Темы сочинений по направлению

«Мечта и реальность»

1. Что такое мечта?
2. Почему между мечтой и реальностью пролегает
пропасть?
3. Что общего между мечтой и реальностью?
4. Чем отличается желание от мечты?
5. Почему люди убегают от реальности?
6. Чем отличается мечта от цели?
7. Почему люди предают мечту?

Темы сочинений по направлению           «Мечта и

Слайд 14Третье направление: «Месть и великодушие» 
3.  Месть и великодушие
В рамках

данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Хочешь порадоваться мгновение — отомсти, хочешь радоваться всю жизнь — прости.
Франц Шуберт

Третье направление: «Месть и великодушие»  3.  Месть и великодушие  В рамках данного направления можно рассуждать о

Слайд 15Список произведений по направлению «Месть

и великодушие» 

А.С. Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка»
Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
«Песня про купца Калашникова»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
А.И. Куприн «Поединок»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
В. Быков «Сотников»
В. Каверин «Два капитана»
Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие…»
М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»

Список произведений по направлению        «Месть и великодушие» А.С. Пушкин «Дубровский», «Капитанская

Слайд 16 Примерные темы сочинений по направлению «Месть и великодушие» 
1. Что такое великодушие?

2. Что общего между великодушием и
состраданием?
3. Можно ли оправдать месть?
4. Чем великодушие отличается от благородства?
5. Что значит достойно пережить поражение?
6. Как вы понимаете цитату из стихотворения
А.С. Пушкина «Памятник» — «милость к падшим
призывал»?
7. Почему человеку иногда приходится делать
выбор между местью и великодушием?
Примерные темы сочинений по направлению  «Месть и великодушие»  1. Что такое великодушие?  2.

Слайд 17"Искусство и ремесло"
4. Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют

представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Не боги горшки обжигают.
Пословица


Слайд 18Список произведений по направлению "Искусство и ремесло"
А. П.

Чехов «Чайка»,
«Дом с мезонином»
Н. В. Гоголь «Портрет»,
«Невский проспект»
М. Горький «На дне»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Как один
мужик двух генералов прокормил»
Н.С. Лесков «Левша»
А. Куприн «Гранатовый браслет»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
П.П. Бажов «Каменный цветок»
Н.С. Лесков «Тупейный художник»
Список произведений по направлению

Слайд 19Примерные темы сочинений по направлению «Искусство и ремесло»
1. Как отличить настоящее

искусство от ремесла?
2. Почему люди путают искусство и ремесло?
3. В чём ценность искусства?
4. Можно ли без любви к своему делу стать
профессионалом?
5. Над каким искусством время не властно?
6. Какими качествами должен обладать человек,
чтобы овладеть искусством?
7. Кого можно назвать ремесленником в искусстве?
8. Что такое талант?

Искусство , -а, ср. р. - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
Толковый словарь С.И.Ожегова

Мона Лиза.
Художник Леонардо да Винчи

Примерные темы сочинений по направлению «Искусство и ремесло» 1. Как отличить настоящее искусство от ремесла? 2. Почему

Слайд 20 Пятое направление: «Доброта и жестокость» 
5. «Доброта и жестокость»  Данное

направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения




Доброта для души то же, что здоровье для тела:
она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех
во всяком деле.
Л. Н. Толстой

Пятое направление: «Доброта и жестокость» 5. «Доброта и жестокость»    Данное направление нацеливает выпускников на раздумье

Слайд 21 Список произведений по направлению

«Доброта и жестокость» 

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.Н. Карамзин «Бедная Лиза»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
И. А. Гончаров «Обломов»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
А.П. Чехов. «Ионыч», «Крыжовник»
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
М.А. Шолохов. «Тихий Дон»
А. И. Куприн «Поединок»
А.И. Солженицын «Матрёнин двор»
В.М. Шукшин «Чудик»
К.Г. Паустовский «Телеграмма»
М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»,

Есть только один способ положить
конец злу — делать добро злым людям.
Л. Н.Толстой

Список произведений по направлению         «Доброта и жестокость» 

Слайд 22Примерные темы итогового сочинения по направлению «Доброта и жестокость» 
Что такое доброта?


Что такое жестокость?
Почему люди бывают жестоки друг к другу?
Чем доброта отличается от милосердия?
Почему человек должен быть добрым?
Согласны ли вы с тем, что равнодушие – наивысшая жестокость?
Уместна ли жестокость на войне?
Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?






















Большая душа, как большой костер, - издалека видна.
Пословица

Актер в пьесе
М. Горького «На. дне».

Примерные темы итогового сочинения по направлению «Доброта и жестокость»  Что такое доброта? Что такое жестокость? Почему люди

Слайд 23Структура сочинения
Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.(60-70 слов)
Основная часть

раскрывает главную идею текста, поднимает вопросы тематики работы и аргументирует приведенные доводы.(200-250 слов)
В заключении делается вывод и оценка приведенных доказательств.
Структура сочиненияВступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.(60-70 слов) Основная часть раскрывает главную идею текста, поднимает вопросы

Слайд 24ВСТУПЛЕНИЕ
Использование оригинальной цитаты, обращенной к слушателю или читателю;
Проведение анализа какого-либо понятия,

входящего в формулировку темы (из словаря, мое понимание);
Обоснование причины обращения к этой теме (проблеме);
Эмоциональный ввод в тему сочинения (оценочная лексика)
ряд вопросов: Почему? Зачем? Как? Что значит?
ВСТУПЛЕНИЕИспользование оригинальной цитаты, обращенной к слушателю или читателю;Проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы (из словаря,

Слайд 25Основная часть
Примеры из художественной литературы должны подтверждать тезис.

Раскрытие вашей позиции по

проблеме должно быть правильно оформлено (название произведения, фамилия автора, анализ эпизода, а не просто пересказ!)
Основная частьПримеры из художественной литературы должны подтверждать тезис.Раскрытие вашей позиции по проблеме должно быть правильно оформлено (название

Слайд 26Заключение
Связано ли заключение со вступлением?
Возвращение к началу разговора (Так к какому

выводу мы пришли, отвечая на вопрос: …);
Обращение к оригинальной цитате;
Обращение к читателю: призвать к поступку или задать риторический вопрос, на который каждый из нас должен дать ответ самостоятельно;
Хорошо осмысленное заключение должно содержать не больше 5-6 предложений.
ЗаключениеСвязано ли заключение со вступлением?Возвращение к началу разговора (Так к какому выводу мы пришли, отвечая на вопрос:

Слайд 27Рекомендации по выбору темы
Прежде всего, нужно ознакомиться с тематическими направлениями, предложенными

организаторами и найти в понравившейся теме «опорное» слово или выражение, которое несет основной смысл темы. После этого можно попробовать сформулировать тему своими словами и спросить себя, что можно сказать по этому поводу. Далее попытаться ответить на заданный вопрос несколькими предложениями и записать их в черновик. На следующем этапе попробовать привести доводы, противоположные первоначальным, и попытаться доказать их неправильность.
Рекомендации по выбору темыПрежде всего, нужно ознакомиться с тематическими направлениями, предложенными организаторами и найти в понравившейся теме

Слайд 28Тема-вопрос
Найди в теме имя существительное
Определи, о ком или о чем надо

писать конкретно. Например,
Что такое доброта?
Что такое месть?
Что такое талант?
Что такое «конфликт поколений»?
Тема-вопросНайди в теме имя существительноеОпредели, о ком или о чем надо писать конкретно. Например,Что такое доброта?Что такое

Слайд 29Тема -вопрос
Например, какова роль семьи в жизни человека?
Найди подлежащее и

сказуемое в вопросе.
В тезисе подлежащее поставь на 1 место, сказуемое на второе. Подбери сказуемое оценочного содержания.
Роль семьи в жизни человека огромна.
Тема -вопросНапример, какова роль семьи в жизни человека? Найди подлежащее и сказуемое в вопросе.В тезисе подлежащее поставь

Слайд 30Тема-вопрос
Например, На чем строятся взаимоотношения в семье?-
Найди вопросительное слово в

теме.

Перенеси его на конец тезиса (ответ должен соответствовать по структуре этому вопросу)

Взаимоотношения в семье строятся на доверии.
Тема-вопросНапример, На чем строятся взаимоотношения в семье?- Найди вопросительное слово в теме. Перенеси его на конец тезиса

Слайд 31Практическая работа
О чем мечтают герои русской литературы?
Герои русской литературы мечтают о


В чём ценность искусства?
Ценность искусства состоит в …
Чем великодушие отличается от благородства?
Великодушие отличается от благородства тем, что…
Практическая работаО чем мечтают герои русской литературы?Герои русской литературы мечтают о …В чём ценность искусства?Ценность искусства состоит

Слайд 32Проверка соответствия критериям.
Правильно ли понята тема?
Соответствует ли сочинение теме?
Сформулирован ли тезис?

(Это критерий 1, обязательный для получения «зачета»)
Соответствует ли аргумент тезису? (Это критерий 2, обязательный для получения «зачета»)
Соблюдены ли правила построения сочинения?
(в тексте должно быть 4 абзаца; есть ли переходы от одной части к другой; логичны ли переходы; есть ли выводы, завершающие части сочинения и работу в целом; связано ли заключение с вступлением)
Проверка соответствия критериям.Правильно ли понята тема?Соответствует ли сочинение теме?Сформулирован ли тезис? (Это критерий 1, обязательный для получения

Слайд 33ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
Сайт "Могу писать"- интересный сайт для подготовки к экзаменам, можно

найти многое как для ученика, так и для учителя. 
Сайт "Незнайка" (много материала для подготовки к итоговому сочинению 
Сайт   "Сочинение 11"- много хорошего об итоговом сочинении  
Сайт "Олимпиада: русский язык и литература".
Есть тематические направления и сочинения по темам.

ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫСайт

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть