Презентация, доклад по литературе Средства художественной выразительности

Содержание

Общие (лексические ) средства выразительностиАнтонимы, контекстные антонимыСинонимы, контекстные синонимыОмонимыПаронимыДиалектизмыЖаргонизмыПрофессионализмыТерминыКнижная лексикаПросторечная лексикаНеологизмыУстаревшие словаЗаимствованные словаФразеологизмыЭкспрессивно-эмоциональная лексика

Слайд 1Опорный конспект «Средства художественной выразительности»

Опорный конспект «Средства художественной выразительности»

Слайд 2Общие (лексические ) средства выразительности

Антонимы, контекстные антонимы
Синонимы, контекстные синонимы
Омонимы
Паронимы
Диалектизмы
Жаргонизмы
Профессионализмы
Термины
Книжная лексика
Просторечная лексика
Неологизмы
Устаревшие

слова
Заимствованные слова
Фразеологизмы
Экспрессивно-эмоциональная лексика










Общие (лексические ) средства выразительностиАнтонимы, контекстные антонимыСинонимы, контекстные синонимыОмонимыПаронимыДиалектизмыЖаргонизмыПрофессионализмыТерминыКнижная лексикаПросторечная лексикаНеологизмыУстаревшие словаЗаимствованные словаФразеологизмыЭкспрессивно-эмоциональная лексика

Слайд 3 Тропы
Сравнение;
Развернутые сравнения
Метафора
Развернутая метафора
Метонимия
Олицетворение
Оксюморон
Синекдоха
перифраза
Ирония
Парадокс
Гипербола
Литота
Эпитет

Тропы Сравнение;Развернутые сравненияМетафораРазвернутая метафораМетонимия ОлицетворениеОксюморонСинекдоха перифразаИронияПарадоксГиперболаЛитота Эпитет

Слайд 4Фигуры речи (риторические фигуры)
Антитеза
Градация
Повтор
Лексический повтор
Анафора
Эпифора
Синтаксический параллелизм
Период
Риторический вопрос
Риторическое восклицание
Гипофора
Риторическое обращение или

восклицание
Введение чужой речи
Аллегория
Парцелляция
Полисиндетон – асиндетон
Эллипсис
Умолчание
Гротеск
Памфлет
Пафос
Ряды однородных членов предложения

Фигуры речи (риторические фигуры)АнтитезаГрадацияПовторЛексический повторАнафораЭпифораСинтаксический параллелизмПериодРиторический вопросРиторическое восклицаниеГипофора Риторическое обращение или восклицаниеВведение чужой речиАллегорияПарцелляцияПолисиндетон – асиндетонЭллипсисУмолчание ГротескПамфлетПафосРяды

Слайд 5 Общие (лексические) средства выразительности:








АНТОНИМЫ– слова, противоположные по смыслу;
Контекстные АНТОНИМЫ

- именно в контексте они являются противоположными. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень (А.С. Пушкин)
СИНОНИМЫ – слова, близкие по значению.
КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ – именно в тексте они являются близкими по значению вне контекста близость теряется. Желать – хотеть. На поляну вышел лось. Зверь втянул ноздрями воздух…
ОМОНИМЫ– слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения. Ключ – замочный и скрипичный ключ.
ПАРОНИМЫ - близкие по звучанию, но имеющие разные значения слова. глиняный – глинистый.


Общие (лексические) средства выразительности: 	АНТОНИМЫ– слова, противоположные по

Слайд 6Общие (лексические) средства выразительности:
ДИАЛЕКТИЗМЫ – слово или сочетание слов, бытующие в

определенной местности и употребляемые в речи жителями этой местности. Драники, чувяки.
ЖАРГОНИЗМЫ – слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону – разновидности речи, употребляющейся людьми, объединенными общностью интересов, привычек, занятий. Голова – тыква, кумпол, кастрюля.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ – слова, употребляющиеся людьми одной профессии. Камбуз.
ТЕРМИНЫ - слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники. Морфология, синтаксис.

Общие (лексические) средства выразительности:ДИАЛЕКТИЗМЫ – слово или сочетание слов, бытующие в определенной местности и употребляемые в речи

Слайд 7Общие (лексические) средства выразительности:
ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА– слова, пришедшие из других языков. Президент,

ПРИОРИТЕТ.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц. Кривить душой – лицемерить.
КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА – слова, характерные для письменной речи, имеющие особенную стилистическую окраску. Бессмертие, стимул, превалировать.
ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА – разговорные слова, отличающиеся некоторой грубоватостью. Балбес, дурак.
Общие (лексические) средства выразительности:ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА– слова, пришедшие из других языков. Президент, ПРИОРИТЕТ.ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – устойчивые сочетания слов, постоянные

Слайд 8Общие (лексические) средства выразительности:
НЕОЛОГИЗМЫ – новые слова, возникающие для обозначения новых

понятий.
ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ НЕОЛОГИЗМЫ - слова, придуманные непосредственно автором текста.
АРХАИЗМЫ – слова, вышедшие из активного употребления, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия. Ибо - потому, ежели – если.
ЭКСПРЕССИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:
1. РАЗГОВОРНАЯ - Слова, имеющие несколько сниженную стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные. Грязнуля, крикун. 2. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОГО ХАРАКТЕРА - имеющие как позитивный, так и негативный оттенок. Прелестный, отвратительный.
3.СЛОВА С СУФФИКСАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ. Зайчонок. Волчище.

Общие (лексические) средства выразительности:НЕОЛОГИЗМЫ – новые слова, возникающие для обозначения новых понятий. ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ НЕОЛОГИЗМЫ - слова, придуманные

Слайд 9Назовите правильно лексические средства выразительности
1.ОПРЕДЕЛИТЕ, К КАКОМУ ПЛАСТУ ЛЕКСИКИ ОТНОСЯТСЯ ВЫДЕЛЕННЫЕ

СЛОВА:
А) ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ
б) РАЗГОВОРНО-ПРОСТОРЕЧНЫЕ
В) ДИАЛЕКТНЫЕ
Г) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
только заводское начальство углядело – неплохо
сироты живут. В праздник какой-то, как мать из печки
пирог рыбный доставал, к ним и пых заводской
рассылка:
- к приказчику ступайте! Велел немедля.

Назовите правильно лексические средства выразительности1.ОПРЕДЕЛИТЕ, К КАКОМУ ПЛАСТУ ЛЕКСИКИ ОТНОСЯТСЯ ВЫДЕЛЕННЫЕ СЛОВА:А) ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕб)  РАЗГОВОРНО-ПРОСТОРЕЧНЫЕВ)  ДИАЛЕКТНЫЕГ)

Слайд 10Подберите синоним к каждому из паронимов
2.К каждому из паронимов подберите синоним

(они даны в скобках)
Длинный – длительный (протяженный, продолжительный).
Добрый – добротный (качественный, отзывчивый).
Нестерпимый – нетерпимый (недопустимый, невыносимый).
Скрытый – скрытный (неоткровенный, тайный).
Явный – явственный (бесспорный, четкий).

Подберите синоним к каждому из паронимов2.К каждому из паронимов подберите синоним (они даны в скобках)Длинный – длительный

Слайд 11 В чем состоит ошибка при включении в предложение фразеологизма?
1.Мы могли

бы забить во все колокола, но сначала решили все спокойно обсудить.
2.Со всех своих ног кинулась она бежать.
3.Эта собака прекрасный охотник, она никогда не вернется к хозяину с пустыми руками.
4.Журналисты отправились по магазинам, чтобы на собственной шкуре посмотреть, как обстоят дела с ценами на книги.

В чем состоит ошибка при включении в предложение фразеологизма?1.Мы могли бы забить во все колокола, но

Слайд 12Тропы. Фигуры речи (риторические фигуры).
Тропы - это слова, употребленные

в переносном значении, несущие эстетическую нагрузку в тексте. Они помогают кратко передать сложное содержание. Это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении.
Фигуры речи – это особые синтаксические конструкции.

Тропы. Фигуры речи (риторические фигуры).  	Тропы - это слова, употребленные в переносном значении, несущие эстетическую нагрузку

Слайд 13Сравнение
оригинальное, необычное сопоставление, уподобление двух предметов или явлений. Сравнение выявляет не

любой (случайный), а важный признак сравниваемых объектов.

Как крылья доброй птицы, обнимают полукружья колоннады Казанского собора...

Снежная пыль столбом стоит в воздухе.

Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля.
Сравнение		оригинальное, необычное сопоставление, уподобление двух предметов или явлений. 	Сравнение выявляет не любой (случайный), а важный признак сравниваемых

Слайд 14Развернутые сравнения
подробно описывают целую ситуацию, связанную с предметом, которому уподобляется

другой предмет, при этом признаки и свойства того, с чем сравнивается, переносятся на то, что сравнивается. Сюжет несет в произведениях важную службу. Но какую? Приходилось вам видеть, как в начале весны талые воды устремляются в узенькое ложе ручья? Пробиваются к нему струи из-под сугробов... И вот уже мчится бурный широкий поток... Путь потоку определило узенькое ложе ручья. Так и сюжет организует путь потоку повествования...

Развернутые сравнения 		подробно описывают целую ситуацию, связанную с предметом, которому уподобляется другой предмет, при этом признаки и

Слайд 15Метафора
перенос значения с одного понятия на другое на основании условного

сходства. Время идет, одно поколение сменяет другое, и каждое из них по-своему оценивает дошедшее до него литературное наследие.
Структура метафоры и сравнения одинакова, так как метафора — это скрытое сравнение. Метафоры должны быт оригинальными, необычными, вызывающими эмоциональные ассоциации.
Горит восток зарею новой. Ножка стола. Заря жизни. Льется речь. Золотая осень

Метафора 		перенос значения с одного понятия на другое на основании условного сходства. 	Время идет, одно поколение сменяет

Слайд 16Развернутая метафора
похожа на развернутое сравнение, но в то же время

отличается от него. Развернутая метафора более неожиданна и иносказательна.
Оценка книги, утвердившаяся на известный срок, очень часто меняется. Какая-нибудь будка, расположенная вблизи может заслонить башню, стоящую вдали.

Развернутая метафора 		похожа на развернутое сравнение, но в то же время отличается от него. 	Развернутая метафора более

Слайд 17Метонимия
уподобление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней

или внутренней связи между ними:
между предметом и материалом, из которого предмет сделан: не то на серебре – на золоте едал;
между содержимым и содержащим: ну, скушай же тарелочку, мой друг;
между автором и его произведением: читал Пушкина
Метонимия 		уподобление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними:между предметом

Слайд 18Олицетворение
перенос человеческих свойств на неодушевленные предметы и явления, когда о

них говорится как человеческих существах.
Не менее щедра была и наша Чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве...

Олицетворение		 перенос человеческих свойств на неодушевленные предметы и явления, когда о них говорится как человеческих существах. 		Не

Слайд 19Оксюмороны
стилистический оборот, в котором сочетаются семантически контрастные слова, создающие неожиданное

смысловое единство, понятия, логически исключающие одно другое:
живой труп, убогая роскошь, горькая радость, красноречивое молчание
Оксюмороны		 стилистический оборот, в котором сочетаются семантически контрастные слова, создающие неожиданное смысловое единство, понятия, логически исключающие одно

Слайд 20Синекдоха
перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения

между ними: употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот.
Защита требует оправдания подсудимого. Пуще всего береги копейку. Мы все глядим в Наполеоны. Взыскательный покупатель. И было слышно до рассвета, как ликовал француз.
Синекдоха		перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: употребление названия целого вместо

Слайд 21Перифраз (перифраза)
Замена однословного наименования явления, лица, предмета, реалии указанием на его

характерные признаки, черты.
Петербург – петровская столица, город Петра, город на Неве, северная столица, северная Венеция
Перифраз (перифраза)		Замена однословного наименования явления, лица, предмета, реалии указанием на его характерные признаки, черты.		Петербург – петровская столица,

Слайд 22Ирония
одновременно вызывает и удерживает в сознании говорящего и адресата

сразу два значения слова или выражения: прямое (буквальное) и переносное (противоположное первому). Игра двух значений и создает нужный эффект — насмешку.
Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. Особенно здесь не повезло почему-то Суворову. Нет-нет да услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов: тяжело в ученье — легко в бою.


Ирония 		 одновременно вызывает и удерживает в сознании говорящего и адресата сразу два значения слова или выражения:

Слайд 23Парадокс
утверждение, изречение, противоречащее, на первый взгляд, здравому смыслу, но таящее

в себе более глубокое значение, чем то общепринятое, банальное высказывание (мнение), которое служит в парадоксе предметом иронии. Парадокс придает речи блеск, вызывает у слушателя удовольствие. Это неожиданно, это весело. Парадокс поможет разрушить догму, высмеять устаревшее, является свидетельством блестящего ума его автора. Парадокс должен быть четок, краток, афористичен, логически завершен. Лучшее правительство то, которое меньше всего правит.
Парадокс 		утверждение, изречение, противоречащее, на первый взгляд, здравому смыслу, но таящее в себе более глубокое значение, чем

Слайд 24 Гипербола. Литота.
Гипербола – разновидность метафоры или сравнения, состоящая в

том, что сопоставляемому компоненту приписываются свойства, значительно превышающие реальные. Тургенев называл вдохновение «приближением бога», озарением человека мыслью и чувством.
Литота обратна гиперболе. Это преуменьшение. Казалось им полгода, а чудное сияние в полугодовую ночь — отблеском большого зажженного костра дров
Гипербола. Литота.  		 Гипербола – разновидность метафоры или сравнения, состоящая в том, что сопоставляемому компоненту

Слайд 25Эпитет
образное, необычное, неожиданное определение, обычно выраженное прилагательным или наречием образа

действия. Эпитет «вбирает» в себя содержание целой ситуации, его смысл требует пояснений.
Если в порядке эксперимента слова, похожие на эпитет, временно изъять из текста, то при этом основной смысл сохранится. «Обычные» определения такому удалению не подлежат.
Мы набирали огромные (определение) охапки палой (определение) листвы и несли домой прекрасные, печальные (2 эпитета) букеты...

Эпитет 		образное, необычное, неожиданное определение, обычно выраженное прилагательным или наречием образа действия. Эпитет «вбирает» в себя содержание

Слайд 26Антитеза
выявляет контраст между явлениями или предметами. Оформляет антитезу пара (или

несколько) антонимов, языковых или контекстных. Когда все спокойно, ты шумишь; когда все волнуются, ты спокоен; в делах безразличных — горячишься; в страстных вопросах — холоден; если надо молчать — ты кричишь; когда следует говорить— ты молчишь; если ты здесь— хочешь уйти; если тебя нет — мечтаешь возвратиться, среди мира требуешь войны; в походе вздыхаешь о мире... Антитеза — это способ создания идей: автор из мысли извлекает противоположность, познает мир не только путем сравнения сходных явлений (метафора), но и в столкновении явлений «противоположных», «крайних».

Антитеза 		выявляет контраст между явлениями или предметами. Оформляет антитезу пара (или несколько) антонимов, языковых или контекстных. 	Когда

Слайд 27Градация
риторическая фигура, суть которой состоит в расположении перечисляемых элементов (слов,

словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения («восходящей градации») или в порядке убывания значений («нисходящей градации»). Полная жизнь русской классики в школе — это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова».., мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там «народ»! Нас и так уже иначе как «населением» не называют...» Первое предложение построено на основе «восходящей» градации. Со второго предложения и до конца отрывка действует градация по нисходящей.
Градация		 риторическая фигура, суть которой состоит в расположении перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их

Слайд 28Повтор
Повтор используется для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма.
Белый-белый; просил-просил

о помощи;чуть-чуть.
Лексический повтор — повторение одного и того же слова или словосочетания с небольшим вариациями.
За теми деревнями леса, леса, леса. Зимы ждала, ждала природа.

ПовторПовтор используется для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма.	Белый-белый; просил-просил о помощи;чуть-чуть.Лексический повтор — повторение одного

Слайд 29Анафора - Эпифора
Анафора (единоначатие) — разновидность повтора: одно и то

же слово, несколько слов, повторяются в начале нескольких фраз, следующих одна за другой. Анафора придает ритм речи.
Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором... Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом... Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм… Эпифора – повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?


Анафора - Эпифора 		Анафора (единоначатие) — разновидность повтора: одно и то же слово, несколько слов, повторяются в

Слайд 30Синтаксический параллелизм
повтор синтаксических конструкций, особое устройство следующих друг за другом

фраз с одной и той же синтаксической структурой, с однотипным порядком слов, однотипными сказуемыми. В предыдущем примере анафора неотделима от синтаксического параллелизма.
Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором... Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом... Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм…

Синтаксический параллелизм 		повтор синтаксических конструкций, особое устройство следующих друг за другом фраз с одной и той же

Слайд 31Период
это способ синтаксического оформления сложного предложения, который соединяет в

себе анафору и синтаксический параллелизм.
Когда я думаю о судьбе русской литературы, когда я вспоминаю тот ратный подвиг, который совершила она, когда я понимаю, что она живет в душе каждого человека в любые времена — тогда я соглашаюсь с Максимом Горьким: да, литература — это наша национальная гордость!

Период 		 это способ синтаксического оформления сложного предложения, который соединяет в себе анафору и синтаксический параллелизм. 		Когда

Слайд 32Риторическое восклицание Риторический вопрос
Риторическое восклицание отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка

(части) речи. Служит задаче установления активного взаимодействия с адресатом.
О времена! О нравы!
Риторический вопрос служит для эмоционального выделения смысловых центров текста, для формирования эмоционально-оценочного отношения адресата к предмету речи. Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции?

Риторическое восклицание Риторический вопрос 		Риторическое восклицание отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи. Служит задаче установления активного

Слайд 33Гипофора
это вопросно-ответный ход, это отрезок монологической речи, объединяющий риторический вопрос

(или серию вопросов) и ответ на них; вопрос-раздумье. Вопросно-ответный ход заключается в том, что говорящий, как бы предвидя возражения слушателей, угадывая их возможные вопросы, сам такие вопросы формулирует, сам на них отвечает. Вопросно-ответный ход вовлекает адресата в диалог, делает участником поиска истины.

Гипофора 		это вопросно-ответный ход, это отрезок монологической речи, объединяющий риторический вопрос (или серию вопросов) и ответ на

Слайд 34Риторическое обращение или восклицание
используется не столько для называния адресата, сколько

для привлечения внимания.
Русь! Русь! Куда стремишься ты? Образующийся при нуле градусов лед не тонет в воде. Поистине сказочное свойство!
Риторическое обращение или восклицание 		используется не столько для называния адресата, сколько для привлечения внимания.		 Русь! Русь! Куда

Слайд 35Введение чужой речи
(вымышленной). Автор текста (речи) выступает как драматург, создающий

предполагаемые реплики слушателей, с которыми он или соглашается, или спорит. Кроме голоса самого говорящего, в его речи начинают звучать другие голоса, выступающие с других позиций (мнение оппонента); рассуждение превращается в обсуждение.
Если исключить редких чудаков, мы обыкновенно стараемся окружить и выставить себя в лучшем виде, показать себя са­мим и другим даже лучше, чем мы есть на самом деле. Вы скажете, это суетность, тщеславие, притворство. Так, совершенно так. Только позвольте обратить внимание на два очень симпатичных побуждения...

Введение чужой речи 		(вымышленной). Автор текста (речи) выступает как драматург, создающий предполагаемые реплики слушателей, с которыми он

Слайд 36Аллегория
иносказание, в искусстве - развернутое уподобление, подробности которого складываются в систему

намеков; причем прямой смысл изображения не теряется, но дополняется возможностью его переносного истолкования.
В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи.

Аллегория		иносказание, в искусстве - развернутое уподобление, подробности которого складываются в систему намеков; причем прямой смысл изображения не

Слайд 37Парцелляция
Такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной,

а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единиц, следующих одна за другой после разделительной паузы. Флеров—все умет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.
Парцелляция		Такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых

Слайд 38Полисиндетон. Асиндетон
Полисиндетон - многосоюзие.
Перед глазами уходил океан, и колыхался, и

гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность
Асиндетон - бессоюзие.
Швед, русский, колет, рубит, режет. Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война. Волков бояться – в лес не ходить.
Полисиндетон. Асиндетон	Полисиндетон - многосоюзие. 		Перед глазами уходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и

Слайд 39Эллипсис
Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации.
Во всех

– окнах любопытные, на крышах – мальчишки.
Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги.
Эллипсис		Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации.		Во всех – окнах любопытные, на крышах –

Слайд 40Умолчание
Оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца

выражает мысль, предоставляя читателю самому, что именно осталось невысказанным.
Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею, яблиз Кавказа рождена.
Умолчание 		Оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому, что

Слайд 41Гротеск
изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального с фантастическим,

страшного со смешным.
Памфлет – злободневная сатира, обычно политического характера.
Пафос - (чувство, страсть) - страстное воодушевление, подъем.


Гротеск		 изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным. 		Памфлет – злободневная

Слайд 42Определите фигуры речи
1. Зачем, когда придет пора
Мы гоним детство со двора?
Зачем

стараемся скорей
Перешагнуть ступени дней?
А. Риторический вопрос
Б.Риторическое обращение.
В.Асиндетон.
Г.Полисиндетон.
2. Ступеньки вверх,
Ступеньки вниз –
Кружится голова.
А.Антитеза.
Б.Эпифора.
В.Анафора.
Г.Риторическое восклицание.

Определите фигуры речи	1. Зачем, когда придет пора	Мы гоним детство со двора?	Зачем стараемся скорей 	Перешагнуть ступени дней?А. Риторический

Слайд 43Определите фигуры речи
3.С горы бежит поток проворный,
В лесу не смолкнет птичий

гам.
А.Антитеза
Б.Инверсия.
В.Синекдоха.
Г. Анафора
4.И скучно, и грустно,
И некому руку подать.
А.Градация
Б. Полисендитон.
В.Умолчание
Г.Эпифора



Определите фигуры речи	3.С горы бежит поток проворный,	В лесу не смолкнет птичий гам.А.АнтитезаБ.Инверсия.В.Синекдоха.Г. Анафора	4.И скучно, и грустно,	И некому

Слайд 44 5.Приехав домой, Лаевкий и надежда Федоровна вошли в свои темные, душные,

скучные комнаты.
А.Антитеза
Б.Градация.
В.Умолчание
Г.Эпифора
6.Уж вечер… облаков померкнули края,
Последний луч зари на башнях умирает;
Последняя в реке блестящая струя
С потухшим небом угасает.
А.Эпифора
Б.антитеза
В. Эллипсис
Г.Анафора

Определите фигуры речи

Определите фигуры речи

5.Приехав домой, Лаевкий и надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты.А.АнтитезаБ.Градация.В.УмолчаниеГ.Эпифора	6.Уж вечер… облаков померкнули края,	Последний

Слайд 45 7.Ах, как бы на цветы не морозы,
И зимой бы цветы расцвели;
Ох,

как бы на меня не кручина.
Ни о чем-то бы я не тужила
А.Эпифора
Б.Анафора
В.Инверсия
Г.Параллелизм
8.Игорь спит,
Игорь бдит,
Игорь мыслию поля мерит.
А.Анафора
Б.Асиндетон
В.Инверсия
Г.Эллипсис

Определите фигуры речи

7.Ах, как бы на цветы не морозы,	И зимой бы цветы расцвели;	Ох, как бы на меня не кручина.	Ни

Слайд 46 9.Страны ради, град весели.
А.Умолчание
Б.Антитеза
В.Параллелизм
Г.Эллипсис.
10.Дети бесови кликом поля прегородиша, а храбрии русици

преградиша черлеными щиты.
А.Градация.
Б.Антитеза.
В.Асиндетон

Определите фигуры речи

9.Страны ради, град весели.А.УмолчаниеБ.АнтитезаВ.ПараллелизмГ.Эллипсис.	10.Дети бесови кликом поля прегородиша, а храбрии русици преградиша черлеными щиты.А.Градация.Б.Антитеза.В.АсиндетонОпределите фигуры речи

Слайд 47 11. В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут
А.Параллелизм.
Б.Антитеза.
В.Инверсия.
12.И какой

русский не любит быстрой езды!
А.Инверсия
Б.Риторический вопрос
В.Антитеза
Г.Анафора



Определите фигуры речи

11. В синем небе звезды блещут,	В синем море волны плещутА.Параллелизм.Б.Антитеза.В.Инверсия.	12.И какой русский не любит быстрой езды!А.ИнверсияБ.Риторический вопросВ.АнтитезаГ.АнафораОпределите

Слайд 48 13.И день за днем
Ужасно злить
Меня вот это стало.
А.Инверсия.
Б.Эпифора
В.Градация.
Г.Эллипсис
14.Мы села – в

пепел; грады – в прах;
В мечи – серпы и плуги.
А.Эллипсис.
Б.Асиндетон.
В.Градация.
Г.Эпифора

Определите фигуры речи

13.И день за днем	Ужасно злить	Меня вот это стало.А.Инверсия.Б.ЭпифораВ.Градация.Г.Эллипсис	14.Мы села – в пепел; грады – в прах;	В мечи

Слайд 49 15.Я раб, я царь, я червь, я Бог.
А.Градация.
Б.Антитеза.
В.Инверсия.
Г.Умолчание.
16.Но не хочу я

верить в то,
Что смерть придет ко мне.
Что не увижу никогда
Я снега в январе.
А.Эпифора.
Б.Градация.
В. Анафора.
Г.Эллипсис .

Определите фигуры речи

15.Я раб, я царь, я червь, я Бог.А.Градация.Б.Антитеза.В.Инверсия.Г.Умолчание.	16.Но не хочу я верить в то,	Что смерть придет ко

Слайд 50 17.НЕ БЫЛО ДУШИ БОЛЕЕ ОТКРОВЕННОЙ, БОЛЕЕ ТОНКОЙ И БОЛЕЕ ПРОНИКНОВЕННОЙ, НЕ

БЫЛО ТАЛАНТА БОЛЕЕ ПЛЕНИТЕЛЬНОГО, НЕ БЫЛО СЕРДЦА БОЛЕЕ ЧЕСТНОГО И БЛАГОРОДНОГО.
А.Умолчание.
Б.Градация.
В.Эллипсис.
18.На братских могилах не ставят крестов;
Но разве от этого легче?
А.Риторическое обращение.
Б.Риторический вопрос.
В.Градация.

Определите фигуры речи

17.НЕ БЫЛО ДУШИ БОЛЕЕ ОТКРОВЕННОЙ, БОЛЕЕ ТОНКОЙ И БОЛЕЕ ПРОНИКНОВЕННОЙ, НЕ БЫЛО ТАЛАНТА БОЛЕЕ ПЛЕНИТЕЛЬНОГО, НЕ БЫЛО

Слайд 51 19.У ночи много звезд прелестных,
Красавиц много на Москве.
А.Параллелизм.
Б.Эпифора.
В.Риторическое восклицание.
20.Мне хотелось бы

знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
А.Инверсия.
Б.Эпифора.
В.Умолчание.
21.Но мне ли, мне ль, любимцу государя…
Но смерть… но власть… но бедствия народны.
А.Умолчание.
Б.Параллелизм.
В.Анафора.

Определите фигуры речи

19.У ночи много звезд прелестных,	Красавиц много на Москве.А.Параллелизм.Б.Эпифора.В.Риторическое восклицание.	20.Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему

Слайд 52 1 – А 10 – Б 19 – А
2 –

А,В 11 – А 20 – Б
3 – Б 12 – Б 21 – А
4 – Б 13 – А
5 – Б 14 – А
6 – Г 15 – Б
7 – Г 16 – В
8 – А 17 – Б
9 – В 18 – Б

Ответы к заданию «Определите фигуры речи»

1 – А			10 – Б		19 – А  2 – А,В			11 – А		20 – Б 	3 –

Слайд 53 1.Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами.
А.Метонимия.
Б.Олицетворение.
В.Эпитет.
Г.Перифраза.
2.Еще бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет.
А.Метонимия.
Б.Гипербола.
В.Литота.
Г.Эпитет.

НАЗОВИТЕ

ТРОПЫ
1.Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами.А.Метонимия.Б.Олицетворение.В.Эпитет.Г.Перифраза.	2.Еще бокалов жажда проситЗалить горячий жир котлет.А.Метонимия.Б.Гипербола.В.Литота.Г.Эпитет.НАЗОВИТЕ  ТРОПЫ

Слайд 54 3.Редкая птица долетит до середины Днепра.
А.Литота.
Б.Перифраза.
В.Гипербола.
Г.Метонимия.
4.Невольник чести.
А.Олицетворение.
Б.Перифраза.
В.Гипербола.
Г.Метонимия.

НАЗОВИТЕ ТРОПЫ

3.Редкая птица долетит до середины Днепра.А.Литота.Б.Перифраза.В.Гипербола.Г.Метонимия.	4.Невольник чести.А.Олицетворение.Б.Перифраза.В.Гипербола.Г.Метонимия.НАЗОВИТЕ  ТРОПЫ

Слайд 55 5.Орлу подобно он летает
И, не спросясь ни у кого,
Как Дездемона, избирает
Кумир

для сердца своего.
А.Антитеза.
Б.Метонимия.
В.Литота.
Г.Сравнение.
6.Синий туман. Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный лунный свет
А.Олицетворение.
Б.Метонимия.
В.Аллегория.
Г.Эпитет.

НАЗОВИТЕ ТРОПЫ

5.Орлу подобно он летает	И, не спросясь ни у кого,	Как Дездемона, избирает	Кумир для сердца своего.А.Антитеза.Б.Метонимия.В.Литота.Г.Сравнение.	6.Синий туман. Снеговое раздолье,	Тонкий

Слайд 56 7.Мальчик с пальчик.
А.Гипербола.
Б.Литота.
В.Сравнение.
Г.Олицетворение.
8.Страна восходящего солнца.
А.Гипербола.
Б.Перифраза.
В.Метонимия.
Г. Эпитет.

НАЗОВИТЕ ТРОПЫ

7.Мальчик с пальчик.А.Гипербола.Б.Литота.В.Сравнение.Г.Олицетворение.	8.Страна восходящего солнца.А.Гипербола.Б.Перифраза.В.Метонимия.Г. Эпитет.НАЗОВИТЕ  ТРОПЫ

Слайд 57 9.В сто сорок солнц закат пылал.
А.Эпитет.
Б.Метафора.
В.Синекдоха.
Г.Гипербола
10.Спит земля в сиянье голубом.
А.Аллегория.
Б.Метафора.
В.Эпитет.
Г.Перифраза.

НАЗОВИТЕ

ТРОПЫ
9.В сто сорок солнц закат пылал.А.Эпитет.Б.Метафора.В.Синекдоха.Г.Гипербола	10.Спит земля в сиянье голубом.А.Аллегория.Б.Метафора.В.Эпитет.Г.Перифраза.НАЗОВИТЕ  ТРОПЫ

Слайд 58 11.Смотри, каков Самсон! (О слабом человеке)
А.Ирония.
Б.Аллегория.
В.Перифраза.
Г.Эпитет.
12.Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.
А.Гипербола.
Б.Эпитет.
В.Литота.
Г.Синекдоха.

НАЗОВИТЕ

ТРОПЫ
11.Смотри, каков Самсон! (О слабом человеке)А.Ирония.Б.Аллегория.В.Перифраза.Г.Эпитет.	12.Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.А.Гипербола.Б.Эпитет.В.Литота.Г.Синекдоха.НАЗОВИТЕ  ТРОПЫ

Слайд 59 13. А в двери – бушлаты, шинели, тулупы.
А.Метонимия.
Б.Эпитет.
В.Литота.
Г.Перифраза.
14.Внизу, как зеркало стальное,

Синеют озера струи.
А.Сравнение.
Б.Эпитет.
В.Литота.
Г.Метафора.

НАЗОВИТЕ ТРОПЫ

13. А в двери – бушлаты, шинели, тулупы.А.Метонимия.Б.Эпитет.В.Литота.Г.Перифраза.	14.Внизу, как зеркало стальное,	   Синеют озера струи.А.Сравнение.Б.Эпитет.В.Литота.Г.Метафора.НАЗОВИТЕ

Слайд 60 15.О милый мой! Не утаю,
Что я тебя люблю,

Люблю, как вольную струю,
Люблю, как жизнь мою.
А.Эпитет.
Б.Сравнение.
В.Олицетворение.
Г.Метонимия.
16.Прошла голова.
А.Гипербола.
Б.Метонимия.
В.Синекдоха.
Г.Метафора.

НАЗОВИТЕ ТРОПЫ

15.О милый мой! Не утаю,	  Что я тебя люблю,	  Люблю, как вольную струю,

Слайд 61 17.И на русского солдата
Брат-француз, британец-брат,
Брат-поляк

и все подряд
С дружбой будто виноватой,
Но сердечною глядят.
А.Метонимия.
Б.Перифраза.
В.Синекдоха.
Г.Аллегория.
18.Спит черемуха в белой накидке.
А.Ирония.
Б.Литота.
В. Метафора.
Г.Сравнение.

НАЗОВИТЕ ТРОПЫ

17.И на русского солдата	   Брат-француз, британец-брат,	   Брат-поляк и все подряд	   С

Слайд 62 19.Сатиры смелый властелин.
А.Перифраза.
Б.Эпитет.
В.Аллегория.
Г.Сравнение
20.Люблю я пышное природы увяданье.
А.Метафора.
Б.Оксюморон.
В.Гипербола.
Г.Ирония
21.Гаснут розовые краски
В бледном отблеске

луны.
А.Эпитет.
Б.Перифраза.
В.Литота.
Г.Метафора.

НАЗОВИТЕ ТРОПЫ

19.Сатиры смелый властелин.А.Перифраза.Б.Эпитет.В.Аллегория.Г.Сравнение	20.Люблю я пышное природы увяданье.А.Метафора.Б.Оксюморон.В.Гипербола.Г.Ирония	21.Гаснут розовые краски	В бледном отблеске луны.А.Эпитет.Б.Перифраза.В.Литота.Г.Метафора.НАЗОВИТЕ  ТРОПЫ

Слайд 631 – Б 10 - Б 19 - А
2 – А 11 -

А 20 - Б
3 – В 12 - В 21 - А
4 – Б 13 - А
5 – Г 14 - А
6 – Г 15 - Б
7 – Б 16 - Б
8 – Б 17 - В
9 – Г 18 - В

Ответы к заданию «Назовите тропы»

1 – 	Б		10 - Б 		19 - А2 – 	А		11 - 	А		20 - Б3 – 	В		12 -

Слайд 64Используемые материалы
Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.А. Русский язык. ЕГЭ. Анализ

текста и написание рецензии. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006г.
Кузнецова И.А. Русский язык. Сдаем без проблем! М.: Эксмо, 2008г.
Малюшкин А.Б., Л.Н. Иконницкая. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 10-11 классы. М.: Творческий центр, 2004г.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: «Просвещение», 1976г.
Чуфистова Е.В., Чуфистова Ю.В. и др. Русский язык. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. М.: «Экзамен», 2004г.
Угроватова Т.Ю. ЕГЭ по русскому языку: учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса. М.: «АСТ», СПб.: «Астрель-СПб», 2007г.
Используемые материалыАрхарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.А. Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии. М.: АЙРИС

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть