Слайд 1Серебряный век русской поэзии
Сере́бряный век — образное название периода в истории русской
поэзии, относящегося к концу XIX — началу XX века, данное по аналогии с золотым веком.
На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, поэты и критики Николай Оцуп, Владимир Маяковский.
Слайд 2Хронологические рамки
Условно серебряный век датируется 1890-ми гг. — первым двадцатилетием XX в. Если
в определении начала Серебряного века исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры.
Одни исследователи полагают, что Серебряный век окончился с началом Гражданской войны.
Другие полагают, что Серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва.
Также, существует точка зрения, что концом Серебряного века можно считать рубеж 1920—1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского.
Слайд 3Литературные течения и объединения
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Кубофутуризм
Эгофутуризм
Имажинизм
Слайд 4Символизм
Новое литературное направление — символизм — явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру
в конце XIX века.
Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного сознания, в увлечении идеалистической философией.
Русский символизм зарождался в годы крушения Народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Все это обусловило тот факт, что литература Серебряного века ставит не злободневные социальные вопросы, а глобальные философские.
Хронологические рамки русского символизма — 1890-е годы — 1910 год. На становление символизма в России повлияла поэзия Фета, Тютчева, проза Достоевского.
Слайд 5Футуризм
Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль
прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего.
Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы «Гилея». «Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эгофутуристы во главе с Игорем Северянином, группы «Центрифуга» и «Мезонин поэзии».
Слайд 6Акмеизм
Акмеизм (адамизм) выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали материальность,
предметность тематики и образов, точность слова. Его становление связано с деятельностью поэтической группы «Цех поэтов».
Основателями акмеизма были Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. К течению присоединились жена Гумилёва Анна Ахматова, а также Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Георгий Иванов и другие.
Слайд 7Эгофутуризм
Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование
новых иноязычных слов, показное себялюбие.
Эгофутуризм был явлением кратковременным. Бо́льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии.
Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости совершенно оставляли литературу. К этому течению в разное время примыкали Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев и другие.
Слайд 8Имажинизм
Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное
средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов: прямого и переносного.
Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм.
Основатели имажинизма — Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич. К имажинизму также примыкали Рюрик Ивнев и Николай Эрдман.
Слайд 9Кубофутуризм
В России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэтической группы «Гилея». Для
них был характерен демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого, эпатаж, активное использование окказионализмов.
В рамках кубофутуризма развилась «заумная поэзия». К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц.