Слайд 1 Проект
«Все начинается с детства» Нравственные коллизии в рассказах А. Платонова, посвященных
теме детства.
Слайд 21899-1951
Андрей Платонович Платонов – один из тех редких писателей, занимающих особое
место в русской литературе XX столетия. Детство – одна из центральных, даже излюбленных тем творчества Платонова. Писатель считал детство не только и не столько начальным этапом жизни любого человека, но и более совершенной формой бытия человеческого. Он писал: «Дети – спасители вселенной»
Слайд 3Паспорт проекта
Актуальность темы
Художественная концепция детства в русской литературе имеет значение одной
из ключевых проблем современного литературоведения. Универсальные черты и свойства данной концепции сказываются и в произведениях, специально созданных для детей, и в произведениях общей литературы, в которых развивается тема детства.
Слайд 4Паспорт проекта
Цель проекта
составить доклад по теме: “Все начинается с детства…” Нравственные
коллизии в рассказах А. Платонова, посвященных теме детства»
Слайд 5Паспорт проекта
Дидактические цели проекта
формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности, критического мышления;
приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.
проанализировать типологию детских образов и тему детства в рассказах А.Платонова
Слайд 6Паспорт проекта
Практическая реализация проекта - презентация доклада на научной конференции, на
уроке литературы в 9 классе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи
прочитать и проанализировать рассказы А.Платонова;
рассмотреть тему детства в произведениях А.Платонова;
исследовать детские образы в рассказах;
Слайд 7Паспорт проекта
Практическая значимость проекта
Данная проектная работа позволит пробудить интерес к активному
ознакомлению с творчеством Андрея Платонова , развивать устную и письменную речь , навыки художественного чтения , умение грамотно высказывать , формировать свое мнение на основе прочитанных рассказов . Несомненно , материал поможет при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Слайд 8Паспорт проекта
Этапы реализации проекта :
Предварительный этап : изучение биографии Андрея Платонова
, чтение рассказов
Подготовительный этап : обсуждение идеи проекта с руководителем , учителем русского языка и литературы Шайхаттаровой Розой Наримановной.
Основной этап : сбор материала , анализ темы детства и детских образов в рассказах А. Платонова
Обобщающий этап : представление проекта на фестивале-конференции..
Слайд 9Известно, что детство – одна из центральных, даже излюбленных, тем творчества
Платонова.
Слайд 10Дети и природа
Рассказы :
«Свет жизни», «Железная старуха», «Фро»
В этих рассказах ощущается
гармоническое единство мира детства и мира природы. Каждая травинка , каждая букашка дышит как бы одним дыханием с юным человеком.
Слайд 11Мать и дитя
К природным началам в формировании человека приближается отношение
к родине ,к матери, отцу ,отношение к семье. В идее материнства А.Платонова скрыт идеал человеческого общества. Тема эта очень глубоко им разрабатывается .Ведь материнство, семья – обстановка, в которой ребенок черпает силы ,обретает уверенность, получает все то , что помогает ему во всей будущей жизни. Даже будучи взрослым человеком ощущает эту связь.
Рассказы:
«Одухотворенные люди», «На заре туманной юности», «Происхождение мастера»
Слайд 12Мать и дитя
Словом ,семья является тем фундаментом ,прочность которого определяет всю
дальнейшую жизнь человека. Дом, мать ,отец постоянно являются для их детей тем островом , где они делают передышку и набираются сил для дальнейшей борьбы.
Рассказы:
« Третий сын», «Июльская гроза», «По небу полуночи»
Слайд 13сиротство
И тут встает целая галерея маленьких героев А. Платонова со сложной
, часто поломанной и исковерканной судьбой. Писатель создал свои произведения в сложный период истории. Революция , война , голод , разруха –все это больно отразилось на тех , чье детство совпало с этим временем. Оно породило множество голодных , обездоленных осиротевших детей ,лишенных главной опоры – семьи. Да и сама семья , преломившись в этой обстановке , подчас уже не соответствует своей основной функции – надежности. Жестокая обыденность , борьба за существование духовно объединяет людей ,притупляет чувства. Ребенок брошен в этот водоворот , как в испытание на прочность , на выживание.
Многое меняется в детском мировоззрении. Дети как бы отделяются от взрослого мира , живут в соответствии со своими взглядами , суждениями , которые подчас очень суровы и беспощадны.
Рассказы:
«Глиняный дом в уездном саду» , «Происхождение мастера»
Слайд 14война
Очень страшный отпечаток накладывает война на детей. Она калечит , искажает
детские души , попросту лишает их детства.
Рассказы:
«Возвращение», «Уля»
Слайд 15Андрей платонов
«В преодолении нужды и страдания ,сиротства и одиночества ,в свободном
одухотворенном труде как универсальной любви человека к своему народу и миру содержится, по Платонову ,выход людей к действительному ,реальному счастью».
Слайд 16заключение
Судьба детей в современном мире , их «вхождение» в сложную систему
социальных и нравственных понятий , постоянные «поправки» ,которые они невольно вносят в покой и самоуверенность взрослых , -одна из главных тем всего творчества А.Платонова. Эту мысль , наверно , и подтверждает данная работа. Можно сказать с уверенностью , что свой подвиг Андрей Платонов совершил. И для нас особенно важно то , что проблемы , поднятые писателем еще в 20-30-ые годы , ничуть не утратили своей актуальности. Они волнуют и трогают нас именно сейчас , когда человек , наконец-то , становится «мерой всех вещей». Когда перед обществом стоит наиболее сложная ,но и столь же ответственная и необходимая проблема воспитания нового человека.