Презентация, доклад по литературе Н.Гумилев

Содержание

«Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилевского романтизма.

Слайд 1

О, есть неповторимые слова,
Кто их сказал-истратил слишком много.
Неистощима только синева небесная и

милосердье Бога.
А.Ахматова.
О, есть неповторимые слова,Кто их сказал-истратил слишком много.Неистощима только синева небесная и милосердье Бога.

Слайд 2«Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилевского романтизма.

«Муза дальних  странствий»  как поэтическая эмблема гумилевского романтизма.

Слайд 3 Литература XX века развивалась в обстановке войн, революций, затем становления

новой послереволюционной действительности. Все это не могло не сказаться на художественных исканиях авторов этого времени.
Литература XX века развивалась в обстановке войн, революций, затем становления новой послереволюционной действительности. Все это не

Слайд 4Социальные катаклизмы начала 20 века усилили стремление философов, писателей понять смысл

жизни и искусства, объяснить постигшие Россию потрясения. Поэтому неудивительно, что любая область литературы начала XX века поражает необычностью и разнообразностью авторских мироощущений, форм, структур.
Социальные катаклизмы начала 20 века усилили стремление философов, писателей понять смысл жизни и искусства, объяснить постигшие Россию

Слайд 5 Литературные течения, противостоящие реализму, назывались модернистскими. Одним из

наиболее известных направлений в модернистской литературе был акмеизм. Объединение акмеистов выдвинуло свою эстетическую программу взаимодействия с миром, свое представление о гармонии, которую оно стремилось внести в жизнь.
Литературные течения, противостоящие реализму, назывались модернистскими.   Одним из наиболее известных направлений в модернистской литературе

Слайд 6Однако “земной” поэзии акмеистов присущи модернистские мотивы, склонность к эстетизму или

к поэтизации чувств первозданного человека. Хотя акмеисты, как объединение просуществовали недолго, всего 2 года, они, без сомнения, внесли огромный вклад в русскую литературу.
Однако “земной” поэзии акмеистов присущи модернистские мотивы, склонность к эстетизму или к поэтизации чувств первозданного человека. Хотя

Слайд 7 “Цех поэтов”
В 1911 году в среде поэтов, стремившихся создать

новое направление в литературе, возникает кружок “Цех поэтов,”
во главе которого становятся Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. Членами “Цеха” были в основном начинающие поэты: А. Ахматова, Н. Бурлюк,
З. Гиппиус, М. Зенкевич,
Георгий Иванов,
О. Мандельштам
“Цех поэтов” В 1911 году в среде поэтов, стремившихся создать новое направление в литературе, возникает кружок

Слайд 8
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

О создании же литературного направления под названием «акмеизм»
было

официально заявлено 11 февраля 1912 года на заседании «Академии стиха», а в № 1 журнала «Аполлон» за 1913 год появились статьи – манифесты Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и
Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии».
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯО создании же литературного направления под названием «акмеизм» было официально заявлено 11 февраля 1912 года

Слайд 9
Основные принципы акмеизма
— освобождение поэзии от символистских призывов

к идеальному,
возвращение ей ясности; — отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;  — стремление придать слову определенное, точное значение; — предметность и четкость образов, отточенность деталей; — обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; — перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре»
Основные принципы акмеизма— освобождение поэзии от символистских призывов

Слайд 11 На щите акмеистов было начертано - “ясность, простота, утверждение реальности жизни”.

Акмеисты отвергали “обязательную мистику” символистов.
На щите акмеистов было начертано - “ясность, простота, утверждение реальности жизни”. Акмеисты отвергали “обязательную мистику”

Слайд 17 Анализ творчества Н. С. Гумилева. Поэзия

Гумилева в разные периоды его творческой жизни сильно отличается. Иногда он категорически отрицает символистов, а иногда настолько сближается с их творчеством, что трудно догадаться что все эти замечательные стихотворения принадлежат одному поэту.
Анализ творчества Н. С.   Гумилева.    Поэзия Гумилева в разные периоды его

Слайд 18Ранний Гумилев тяготел к поэзии старших символистов: Бальмонта и Брюсова, увлекался

романтикой Киплинга, и в то же время обращался к зарубежным классикам: У.Шекспиру, Ф.Рабле. Позже он отошел от романтической декоративности экзотической лирики и пышной яркости образов к более четкой и строгой форме стихосложения, что и стало основой акмеистического движения. Основные положения новой теории изложены им в статье “Наследие символизма и акмеизм”.
Ранний Гумилев тяготел к поэзии старших символистов: Бальмонта и Брюсова, увлекался романтикой Киплинга, и в то же

Слайд 20Там, где похоронен старый маг, Где зияет в мраморе пещера, Мы услышим робкий,

тайный шаг, Мы с тобой увидим Люцифера. Подожди, погаснет скучный день, В мире будет тихо, как во храме, Люцифер прокрадется, как тень, С тихими вечерними тенями. Скрытые, незримые для всех, Сохраним мы нежное молчанье, Будем слушать серебристый смех И бессильно-горькое рыданье. Синий блеск нам взор заворожит, Фея Маб свои расскажет сказки, И спугнет, блуждая, Вечный Жид Бабочек оранжевой окраски. Но когда воздушный лунный знак Побледнеет, шествуя к паденью, Снова станет трупом старый маг, Люцифер — блуждающею тенью. Фея Маб на лунном лепестке Улетит к далекому чертогу, И, угрюмо посох сжав в руке Вечный Жид отправится в дорогу. И, взойдя на плиты алтаря, Мы заглянем в узкое оконце, Чтобы встретить песнею царя — Золотисто-огненное солнце.
Там, где похоронен старый маг, Где зияет в мраморе пещера, Мы услышим робкий, тайный шаг, Мы с

Слайд 23

     


ЖИРАФ
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки

особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав… Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.
     ЖИРАФСегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай:

Слайд 24В «Кенгуру» повествование ведется от лица молодой девушки.
Гумилев был сильно

потрясен тем, что его семья распалась, однако не решился даже самому себе признаться в тех чувствах, которые испытывал. Тем не менее именно из этого произведения становится очевидно, что Гумилев все еще влюблен в свою бывшую супругу, хотя и понимает, что возврата к прошлому нет.
Он пытается найти ей замену, но не испытывает ничего подобного тому, что чувствовал к Ахматовой. Поэтому фраза «Я хочу к кому-нибудь ласкаться, как ко мне ласкался кенгуру» звучит, словно призыв о помощи человека, сломленного житейскими невзгодами.
Попытка завуалировать свои истинные чувства от окружающих в этом произведении очевидна. Двойное иносказание, к которому прибегает Гумилев, выражается в том, что себя он изображает в образе юной и романтичной особы, а своей возлюбленной отводит роль ручного кенгуру – мирного, нежного и преданного зверька. Но взаимоотношения главных героев стихотворения весьма далеки от реальности, так как Ахматова обладает резким и непокорным характером, а сам Гумилев не хочет осознавать, что за любовь нужно бороться, а не дожидаться, пока кто-то всемогущий устроит его личную жизнь.

В «Кенгуру» повествование ведется от лица молодой девушки. Гумилев был сильно потрясен тем, что его семья распалась,

Слайд 25

     
Н.Гумилёв( 1886-1921)
В поэзии Н. Гумилева акмеизм реализуется в тяге

к открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам

Я конквистадор в панцире железном…

Я конквистадор в панцире железном, Я весело преследую звезду, Я прохожу по пропастям и безднам И отдыхаю в радостном саду. Как смутно в небе диком и беззвездном! Растет туман… но я молчу и жду И верю, я любовь свою найду… Я конквистадор в панцире железном. И если нет полдневных слов звездам, Тогда я сам мечту свою создам И песней битв любовно зачарую. Я пропастям и бурям вечный брат, Но я вплету в воинственный наряд Звезду долин, лилею голубую.

Конкистадо́р (архаизм конквиста́дор, исп. conquistador — завоеватель) — в период конца XV — XVI веков испанский или португальский завоеватель территорий Нового Света в эпоху колонизации Америки, участник конкисты — завоевания Америки. Лидеры конкистадоров-первопроходцев именовались аделантадо.

     Н.Гумилёв( 1886-1921)В поэзии Н. Гумилева акмеизм реализуется в тяге к открытию новых миров, экзотическим образам

Слайд 26

«Шестое чувство» раскрывает две основные темы произведения: мечта поэта о верховенстве

красоты и философские взгляды на человечество в целом. Гумилев ценит жизнь и благодарит ее за каждый прожитый миг и возможность наслаждаться природными желаниями. Это хорошо выражено в начале стихотворения. Начинается оно замедленно, неторопливо – описываются земные радости людей (первая строфа).
Здесь показаны основные чувства, источники приятных эмоций.
А во второй строфе автор как бы задается вопросами: «Неужели это все, что нужно человеку? Неужели только низменные, врожденные желания - это то, что всем необходимо?». Он не презирает «базовые» потребности людей, но сомневается в том, что человеку достаточно лишь этого.

Он чувствует восторг от того, что он видит, в нем просыпается «чувство красоты». В пятой строфе автор также указывает на то, что разбудить в себе это чувство бывает болезненно трудно.
А последняя строфа указывает на то, что все высокое и удивительное сопровождается болью, словно человек должен заслужить способность ощущать великолепие природы.
Автор призывает читателей разбудить в себе это чувство, поддаться ему. Оно наполнено риторическими вопросами, терзающими душу автора, но заставляющими задуматься над тем, что нам дано от природы и что мы еще можем получить.
Это стихотворение можно считать пророческим. Если взглянуть на вторую его строфу, то можно предположить, что Николай Степанович пророчил собственную смерть. Это стихотворение-символ творческого поиска всего Серебряного века.

«Шестое чувство» раскрывает две основные темы произведения: мечта поэта о верховенстве красоты и философские взгляды на человечество

Слайд 27Николай Гумилев весьма негативно воспринял Октябрьскую революцию, так как был убежден,

что строить новое государство на крови и лжи недопустимо. Он неоднократно публично высказывался по поводу того, что Россия с ее богатым культурным и историческим наследием отдана на растерзание варварам, которые рано или поздно уничтожат все самое лучшее, что было создано в стране многими поколениями людей. После революции в России, которую так любил Гумилев, царила сплошная анархия, на фоне которой гражданская война была вполне закономерным явлением. О государственных устоях в тот момент никто не думал – шла банальная борьба за власть, жестокая и беспощадная. Поэтому цензурав стране отсутствовала, и в 1919 году Гумилеву удалось опубликовать стихотворение «Заблудившийся трамвай», в котором он обозначил свою гражданскую позицию.
.

Гумилев мысленно совершает путешествие в так любимые им страны и понимает, что, даже уехав за границу, вряд ли сможет быть по-настоящему счастливым. Воспоминания об ужасах русской революции будут преследовать его даже в самых райских уголках мира, где раньше поэт мог обрести покой и душевное равновесие. В этом стихотворении Гумилев впервые предсказывает свою скорую смерть, отмечая, что его палачом станет представитель так называемой власти рабочих и крестьян «в красной рубашке, с лицом, как вымя». Этот факт не особенно беспокоит поэта, который за два года постоянного проживания в России сумел примириться со смертью. Гораздо больше Гумилева беспокоит то, что от той старой и патриархальной страны, в которой он родился и вырос, уже ничего не осталось. Машенька, к которой обращается в своем стихотворении поэт, является собирательным образом той самой дореволюционной России, которую поэт бесконечно любил. Поэтому он не может смириться с мыслью о том, что прошлое невозможно вернуть назад, и с недоумением восклицает: «Может ли быть, что ты умерла!».

Николай Гумилев весьма негативно воспринял Октябрьскую революцию, так как был убежден, что строить новое государство на крови

Слайд 28 Биография Николая Гумилева.

Биография Николая Гумилева.

Слайд 29 Одним из ведущих поэтов-акмеистов был Николай Степанович Гумилев. В действительности

же, его творчество было гораздо более широко и разнообразно, а его жизнь была необычайно интересной, хотя и завершилась трагично. Николай Степанович Гумилев родился 3 апреля (по старому стилю) 1886 года в Кронштадте, где его отец работал военным врачом. Вскоре его отец вышел в отставку, и семья переехала в Царское Село.
Одним из ведущих поэтов-акмеистов был Николай Степанович Гумилев. В действительности же, его творчество было гораздо более

Слайд 30
Стихи и рассказы Гумилев начал писать очень рано.
Окончив гимназию, он

уехал в Париж,
успев выпустить до этого первый сборник “Путь Конквистадоров”.
В Париже Гумилев слушал лекции в
Сорбонне по французской литературе,
изучал живопись и издал три номера
журнала “Сириус”, где печатал свои
произведения, а также стихи
поэтессы Анны Горенко (будущей
знаменитой Анны Ахматовой),
ставшей вскоре его женой.
Стихи и рассказы Гумилев начал писать очень рано. Окончив гимназию, он уехал в Париж, успев выпустить до

Слайд 31 В 1908 году в Париже вышла вторая книга Гумилева “Романтические

цветы”. Требовательный В.Брюсов, сурово оценивший первый сборник поэта, в рецензии на “Романтические цветы” указал на перспективу пути молодого автора: “Может быть, продолжая работать с той упорностью, как теперь, он сумеет пойти много дальше, чем мы то наметили, откроет в себе возможности, нами не подозреваемые”.
В 1908 году в Париже вышла вторая книга Гумилева “Романтические цветы”. Требовательный В.Брюсов, сурово оценивший первый

Слайд 32 В 1910 году Гумилев женился на А.А.Горенко, а осенью этого

года впервые отправился в Абиссинию, совершив трудное и опасное путешествие. Можно только восхищаться любовью русского поэта, путешественника к людям, культуре. До сих пор в Эфиопии сохраняется добрая память о Н. Гумилеве. Африканские стихи Гумилева, вошедшие в сборник “Шатер” и проза дневника - дань его любви к Африке.
В 1910 году Гумилев женился на А.А.Горенко, а осенью этого года впервые отправился в Абиссинию, совершив

Слайд 33Третья книга Гумилева “Жемчуга” (1910) принесла ему широкую известность. Она была

посвящена В.Брюсову, которого автор назвал учителем. Отмечая романтизм стихотворений, включенных в сборник, сам Брюсов писал:“...Явно окреп и его стих. Гумилев медленно, но уверенно идет к полному мастерству в области формы. Почти все его стихотворения написаны прекрасно обдуманными и утонченно звучащими стихами”. Сам Н.Гумилев называл свою поэзию Музой Дальних Странствий.
Третья книга Гумилева “Жемчуга” (1910) принесла ему широкую известность. Она была посвящена В.Брюсову, которого автор назвал учителем.

Слайд 34 Первая мировая война сломала привычный ритм жизни. Николай Гумилев добровольцем

пошел на фронт. Его храбрость и презрение к смерти были легендарны. Редкие для прапорщика награды - два солдатских “Георгия” -служат лучшим подтверждением его боевых подвигов. В сборнике “Колчан” нашли отражение темы войны:
Первая мировая война сломала привычный ритм жизни. Николай Гумилев добровольцем пошел на фронт. Его храбрость и

Слайд 35И залитые кровью недели Ослепительны и легки Надо мною рвутся шрапнели, Птиц быстрей взлетают

клинки. Я кричу, и мой голос дикий, Это медь ударяет в медь, Я, носитель мысли великой, Не могу, не могу умереть. Словно молоты громовые Или воды гневных морей, Золотое сердце России Мерно бьется в груди моей.
И залитые кровью недели Ослепительны и легки Надо мною рвутся шрапнели, Птиц быстрей взлетают клинки. Я кричу,

Слайд 36Современник поэта писал: «Войну он принял с простотою современной, с прямолинейной

горячностью.» Некоторая романтизация боя, подвига была особенностью Гумилева - поэта и человека с ярко выраженным, редкостным, мужественным, рыцарским началом и в поэзии и в жизни.
Современник поэта писал: «Войну он принял с простотою современной, с прямолинейной горячностью.» Некоторая романтизация боя, подвига была

Слайд 37 Октябрьская революция застала Гумилева за границей, куда он был командирован

в мае 1917 года. В мае 1918 года он вернулся в революционный Петроград. Его захватила тогдашняя напряженная литературная атмосфера. Гумилёв признавал Советскую власть, считал, что обязан быть во всех отношениях лояльным, несмотря на то, что был в тяжелых личных условиях существования, и на то, что страна находилась в состоянии разрухи.
Октябрьская революция застала Гумилева за границей, куда он был командирован в мае 1917 года. В мае

Слайд 38 Но жизнь Н.С.Гумилева трагически оборвалась в августе 1921 года. Долгие

годы официально утверждалось, что поэт был расстрелян за участие в контрреволюционном заговоре. “Таганцевское дело” вызвало широкий негативный резонанс. Мировая общественность не могла согласиться с таким приговором. Алексей Толстой написал позже: “Я не знаю подробностей его убийства, но, зная Гумилева, -знаю, что стоя у стены он не подарил палачам даже взгляда смятения и страха. Мечтатель, романтик, патриот, суровый учитель, поэт. Хмурая тень его, негодуя отлетела от страстно любимой им Родины... Свет твоей душе. Слава - твоему имени”.
Но жизнь Н.С.Гумилева трагически оборвалась в августе 1921 года. Долгие годы официально утверждалось, что поэт был

Слайд 39 Анализ творчества Н. С. Гумилева. Поэзия

Гумилева в разные периоды его творческой жизни сильно отличается. Иногда он категорически отрицает символистов, а иногда настолько сближается с их творчеством, что трудно догадаться что все эти замечательные стихотворения принадлежат одному поэту.
Анализ творчества Н. С.   Гумилева.    Поэзия Гумилева в разные периоды его

Слайд 40Ранний Гумилев тяготел к поэзии старших символистов: Бальмонта и Брюсова, увлекался

романтикой Киплинга, и в то же время обращался к зарубежным классикам: У.Шекспиру, Ф.Рабле. Позже он отошел от романтической декоративности экзотической лирики и пышной яркости образов к более четкой и строгой форме стихосложения, что и стало основой акмеистического движения. Основные положения новой теории изложены им в статье “Наследие символизма и акмеизм”.
Ранний Гумилев тяготел к поэзии старших символистов: Бальмонта и Брюсова, увлекался романтикой Киплинга, и в то же

Слайд 41 Николай Гумилев был далеко незаурядной личностью с удивительной

и вместе с тем трагичной судьбой. Не подлежит сомнению его талант как поэта и литературного критика.
Николай Гумилев был далеко незаурядной личностью с удивительной и вместе с тем

Слайд 42Его жизнь была полна суровых испытаний, с которыми он с доблестью

справился: несколько попыток самоубийства в юности, несчастная любовь, чуть ли не состоявшаяся дуэль, участие в мировой войне. Но она оборвалась в возрасте 35 лет, и кто знает, какие бы гениальные произведения Гумилев мог бы еще создать.
Его жизнь была полна суровых испытаний, с которыми он с доблестью справился: несколько попыток самоубийства в юности,

Слайд 43Прекрасный поэт, он оставил интересное и значительное наследие, оказал несомненное влияние

на развитие поэзии. Его ученикам и последователям, наряду с высоким романтизмом, свойственна предельная точность поэтической формы, так ценимая самим Гумилевым, одним из лучших русских поэтов начала XX века.
Прекрасный поэт, он оставил интересное и значительное наследие, оказал несомненное влияние на развитие поэзии. Его ученикам и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть