Слайд 1Сюжет, история создания, жанр и композиция
"Мертвых душ"
Н. В. Гоголь. 1809−1852
«Если
я совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет!.. Вся Русь явится в нем!»
Слайд 2К работе над «Мертвыми душами» Гоголь приступил в 1835 году. В
это время писатель мечтал о создании большого эпического произведения, посвященного России.
А.С. Пушкин, одним из первых оценивший своеобразие таланта Николая Васильевича, посоветовал ему взяться за серьезное сочинение и подсказал интересный сюжет. Он рассказал Гоголю об одном ловком мошеннике, который попытался разбогатеть, закладывая в опекунский совет купленные им мертвые души как души живые.
В то время было известно немало историй о реальных скупщиках мертвых душ. В числе таких скупщиков называли также одного из родственников Гоголя. Сюжет поэмы был подсказан действительностью.
ССС
Слайд 3 «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять
его вдруг всего как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение. Это просто грех!»
А.С. Пушкин
А. С. Пушкин отдал Гоголю «свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому».
Слайд 4Первые главы своего нового произведения Гоголь с тревогой прочитал Пушкину, ожидая,
что они вызовут его смех. Но, закончив читать, Гоголь обнаружил, что поэт(А.С.Пушкин) помрачнел и произнес: «Боже, как грустна наша Россия!».
Это восклицание заставило Гоголя по-иному взглянуть на свой замысел и переработать материал. В дальнейшей работе он старался смягчить то тягостное впечатление, которое могли бы произвести "Мертвые души"
Слайд 5В начале работы Гоголь определял свой роман как комический и юмористический,
но постепенно его замысел усложнился.
Осенью 1836 года он писал Жуковскому: «Все начатое я переделал вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись… Если я совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет!.. Вся Русь явится в нем!»
Так в ходе работы определился жанр произведения – поэма,
и ее герой – вся Русь.
В центре произведения стояла «личность» России во всем многообразии ее жизни.
Слайд 6В 30-е годы, когда в сознании Гоголя наметился идейный перелом, он
пришел к выводу, что настоящий писатель должен не только выставлять на всеобщее обозрение все то, что омрачает и затемняет идеал, но и показывать этот идеал. Свою идею он решил воплотить в трех томах "Мертвых душ".
!!!В первом томе, по его планам, должны были запечатлеться недостатки русской жизни.
!!!Во втором и третьем показаны пути воскресения «мертвых душ».
По словам самого писателя, первый том "Мертвых душ" – лишь «крыльцо к обширному зданию»,
второй и третий тома – чистилище и возрождение.
Но, к сожалению, писателю удалось воплотить только первую часть своей идеи.
Слайд 7Писатель ориентировал произведение на эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте, что
определило трехчастную структуру поэмы.
Первая часть (1 том) – «ад», вторая (2 том) – «чистилище» и третья (3 том) – «рай».
Слайд 8Алигьери Данте
Годы жизни (1265 - 1321)
Средневековый итальянский поэт и философ.
Родился во
Флоренции.
Слайд 9«Божественная комедия» состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай».
Данте представляет
себе путешествие по этим трем сферам загробного мира сначала с Вергилием (римским поэтом 1 века до н.э.), а потом с Беатриче.
Слайд 10 «Божественная комедия» - это путь возвышения личности
В произведении «Божественная комедия» Данте
строит строгую систему загробного мира с точки зрения католического христианства, представляя его в виде 9 кругов, окружающих вмороженного в лёд Люцифера.
Слайд 11Пу́блий Верги́лий Маро́н (лат. Publius Vergilius Maro; 15 октября 70 год до
н. э., Андес близ Мантуи — 21 сентября 19 год до н. э., Брундизий) — один из величайших поэтов Древнего Рима. Прозван «мантуанским лебедем».
Слайд 12
.
9 марта 1842 года книга была разрешена цензором А. В.
Никитенко, однако с изменённым названием и без «Повести о капитане Копейкине». Ещё до получения цензурного экземпляра рукопись начали набирать в типографии Московского университета. Гоголь сам взялся оформить обложку поэмы, написал мелкими буквами «Похождения Чичикова или» и крупными «Мертвые души».В мае 1842 года книга вышла под названием «Похождения Чичикова, или
Мёртвые души, поэма Н.Гоголя». В СССР и современной России заглавие
«Похождения Чичикова» не используется.
Слайд 13Гоголь жил своим творчеством, ради него он обрек себя на бедность.
Все его имущество ограничивалось «самым маленьким чемоданом». Второй том «Мертвых душ», главный труд жизни писателя, результат его религиозных исканий, должен был быть скоро завершен. «Труд мой велик, мой подвиг спасителен!», – говорил Гоголь друзьям. Однако в жизни писателя наступил переломный момент...
Почему Гоголь сжег второй том?
Слайд 16По ревизской сказке - мертвые души, люди умершие в промежутке двух
народных переписей, но числящиеся, по уплате податей, налицо. ( по словарю Даля )
«Мертвые души» ― умершие крепостные крестьяне, которых скупает Чичиков,
«мертвые души» ― живые персонажи поэмы, «умершие» духовно, нравственно ― помещики и чиновники.
Смысл названия
Слайд 17"Мертвые души" вначале не пропустила даже цензура. Причина одна - в
названии. Для православной страны считалось неприемлемым утверждение, что души могут быть мертвыми. Но Гоголь не отступил. Видимо, в таком наименовании был для него особый смысл, не до конца понятный многим, даже духовно близким ему людям. Позже писателя неоднократно критиковали за это название Достоевский, Толстой, Розанов, Бердяев. Общий мотив их возражений таков: не может быть "мертвых душ" - в каждом, даже самом ничтожном человеке есть свет, который, как сказано в Евангелии, и "во тьме светит".
Слайд 18Почему цензура запретила название?
Слайд 19
[гр. oxymoron - букв. остроумно-глупое] - филол. фигура речи, состоящая в
соединении двух антонимических понятий, двух слов, противоречащих друг другу по значению (напр., «старый мальчик», «белая ворона», «красноречивое молчание»)."живой труп"
Словарь иностранных слов
"Мертвые души"- оксюморон
Слайд 20В мае 1842 года книга поступила в продажу и, по воспоминаниям
современников, была раскуплена тут же. Читатели сразу же разделились на два лагеря – сторонники взглядов писателя и те, кто узнал в персонажах поэмы себя. Последние, главным образом, помещики и чиновники, сразу обрушились на писателя с нападками, а сама поэма оказалась в центре журнально-критической борьбы 40-х годов.
Слайд 21Это - зловещие и безжизненные "восковые фигуры", олицетворяющие человеческое ничтожество, "вековечные
гоголевские мертвецы", от вида которых "человек может только презирать человека" (Розанов).
Гоголь изобразил "существа совершенно пустые, ничтожные и притом нравственно гадкие и отвратительные" (Белинский),
показал "оскотинившиеся лица" (Герцен).
У Гоголя нет человеческих образов, а есть лишь "морды и рожи" (Бердяев).
Слайд 23
«Ни роман, ни повесть. Нечто совершенно оригинальное»,-писал Л. Н. Толстой о
«Мертвых душах».
Это произведение воплотило в себе и иронию, и художественную проповедь, и роман, и поэму.
Гоголь гармонично соединил черты, присущие разным жанрам: роману, поэме, плутовскому роману, сатирической и лирико-исповедальной прозе с особой формой повествования-путешествия.
Слайд 24Ссылка на авторитеты Данте и Гомера (Чичиков - "новый Вергилий")
Эпическое произведение
- всю Россию показать
Поэтическое обобщение повседневности
"Над кем смеетесь – над собой смеетесь"
Особая роль лирических отступлений.
Поэма, потому что
Слайд 25Подсказка: как должен измениться главный герой во время путешествия?
Исходя из замысла,
какой должна быть главная идея?
Слайд 26главная идея всей поэмы (3 частей)
Нравственное перерождение героя -
Слайд 27Опорная схема к поэме «Мёртвые души»
Гл. 1.
Система образов
«Вступление» в поэму- набросок
всего, что впоследствии будет развито автором:
(приезд Чичикова в губернский город N,
встреча с чиновниками,
подготовка почвы для авантюры).
Композиционные звенья поэмы:
Первое. Второе. Третье
Гл. 2-6. Гл. 7-10. Гл. 11..
Слайд 31
ГАЛЕРЕЯ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ:
Манилов и Коробочка.
«Один за другим следуют у меня
герои, один пошлее другого»
Н. В. Гоголь
Слайд 33Ссылка на авторитеты Данте и Гомера (Чичиков - "новый Вергилий")
Эпическое произведение
- всю Россию показать
Поэтическое обобщение повседневности
"Над кем смеетесь – над собой смеетесь"
Особая роль лирических отступлений.
Поэма, потому что
Это произведение воплотило в себе и иронию, и художественную проповедь, и роман, и поэму.
Гоголь гармонично соединил черты, присущие разным жанрам: роману, поэме, плутовскому роману, сатирической и лирико-исповедальной прозе с особой формой повествования-путешествия.
Слайд 37План ответа
Описание деревни.
Описание господского дома.
Описание внешности помещика.
Интересы, занятия помещика.
Речь помещика.
Отношение помещика
к предложению Чичикова.
Отношение Чичикова к помещику.
Каким образом происходит «купля – продажа» «мертвых душ»?
Слайд 38Манилов— персонаж поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Имя Манилов (от глагола «манить»,
«заманивать») иронически обыгрывается Гоголем. Оно пародирует лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность.
(Историческим прототипом, по мнению Лихачева Д., мог быть царь Николай I, обнаруживающий родство с типом Манилова.)
Манилов – сентиментальный помещик, первый «продавец» мертвых душ.
Образ Манилова динамически разворачивается из пословицы: человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.
Слайд 39МАНИЛОВ.
Бесплодный мечтатель и фантазёр—приглашает вас на «сладенькую болтовню»
в «Храм уединённого
размышления» на берегу озера в поместье Маниловка.
Черты характера:
Прожектерство (увлечение несбыточными проектами), мечтательность, бесхарактерность, сентиментальность, бесхозяйственность.
По наружности помещик Манилов - «человек видный». «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек». В следующую затем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает, что такое» и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».
Образ Манилова динамически разворачивается из пословицы: человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.
Слайд 40Вывод
Вместо настоящего чувства – у Манилова «приятная улыбка», приторная любезность и
чувствительная фраза;
Вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления;
Вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты «труда», как «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками».
Слайд 41Коробочка Настасья Петровна – вдова-помещица, вторая «продавщица» мертвых душ Чичикову. Главная
черта ее характера – торговая деловитость. Каждый человек для К. - это только потенциальный покупатель.
Внутренний мир К. отражает ее хозяйство. Все в нем аккуратно и крепко: и дом, и двор. Вот только везде полно мух. Эта деталь олицетворяет застывший, остановившейся мир героини. Об этом же говорят и шипящие часы, и «устаревшие» портреты на стенах в доме К.
Но такое «замирание» все же лучше полной вневременности мира Манилова. У К. хотя бы есть прошлое (муж и все, что связано с ним) . К. обладает характером: она начинает неистово торговаться с Чичиковым, пока не вытягивает у него обещание, кроме душ, купить многое другое. Примечательно, что К. помнит всех своих умерших крестьян наизусть. Но К. туповата: позже она приедет в город, чтобы узнать цену на мертвые души, и тем самым разоблачит Чичикова. Даже местоположение села К. (в стороне от столбовой дороги, в стороне от настоящей жизни) указывает на невозможность ее исправления и возрождения. В этом она подобна Манилову и занимает в «иерархии» героев поэмы одно из самых низких мест.
Слайд 42КОРОБОЧКА.
Черты характера.
Дубиноголовость, мелочная хлопотливость, невежественность, скопидомство (бережливость до скупости)
Помещица
Коробочка Настасья Петровна
Коллежская секретарша, «дубинноголовая», «твердолобая», суеверная и ограниченная – ждёт вас в своей деревеньке и готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.
Слайд 43«Дубинноголовая» Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких
помещиков, ведущих натуральное хозяйство.
Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.
Слайд 44
ГАЛЕРЕЯ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ.
Ноздрев и Собакевич.
«Один за другим следуют у меня
герои, один пошлее другого»
Н. В. Гоголь
Слайд 45МАНИЛОВ.
Бесплодный мечтатель и фантазёр—приглашает вас на «сладенькую болтовню»
в «Храм уединённого
размышления» на берегу озера в поместье Маниловка.
Черты характера:
Прожектерство (увлечение несбыточными проектами), мечтательность, бесхарактерность, сентиментальность, бесхозяйственность.
По наружности помещик Манилов - «человек видный». «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек». В следующую затем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает, что такое» и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».
Образ Манилова динамически разворачивается из пословицы: человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.
Слайд 46КОРОБОЧКА.
Черты характера.
Дубиноголовость, мелочная хлопотливость, невежественность, скопидомство (бережливость до скупости)
Помещица
Коробочка Настасья Петровна
Коллежская секретарша, «дубинноголовая», «твердолобая», суеверная и ограниченная – ждёт вас в своей деревеньке и готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.
Слайд 47Ноздрев
«…говоруны, кутилы лихачи – народ видный».
«…в некотором отношении человек исторический».
Пустой, вздорный
прожигатель жизни.
Слайд 48Поместье помещика
Конюшня: два коня, остальные стойла пусты.
Пруд, в котором водилась
рыба такой величины, что два человека её с трудом вытаскивали.
Псарня- самое достойное зрелище в имении Ноздрёва.
Мельница: “потом пошли осматривать водяную мельницу, где недоставало порхлицы, в которую утверждается верхний камень, быстро вращающийся на веретене, - “порхающий”, по чудному выражению русского мужика”
Слайд 49Дом Ноздрёва:
Кабинет. Впрочем, не было заметно следов того, что бывает
в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья – одно в триста, а другое в восемьсот рублей.
Шарманка играла не без приятности, но в средине её, кажется, что-то случилось, ибо мазурка оканчивалась песнею: “Мальбруг в поход поехал”, а “Мальбруг в поход поехал” неожиданно завершался каким-то давно знакомым вальсом.
Уже Ноздрёв давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго ещё потом свистела она одна.
Слайд 50Трубки: деревянные, глиняные, пенковые, обкуренные и необкуренные, обтянутые замшею и необтянутые,
чубук с янтарным мундштуком, недавно выигранный, кисет, вышитый какой-то графиней, где-то на почтовой станции влюбившуюся в него по уши, у которой ручки, по словам его, были самой субдительной сюперфлю, - слово, вероятно, означавшее у него высочайшую точку совершенства.
Слайд 51вывод
Ноздрёв – русский помещик, но помещик, лишённый какой-либо духовной жизни.
Может быть, он все силы отдаёт ведению имения и ему некогда погружаться в чтение?
Нет, имение давно заброшено, никакого рационально управления не существует.
Следовательно, нет ни духовной, ни материальной, жизни, но зато есть жизнь эмоциональная, которая поглотила всё. Постоянное враньё, желание спорить, азарт, неумение подавить свои чувства – вот что составляет сущность .
Слайд 52В целом Ноздрёв – малоприятный человек, так как понятия чести, совести,
человеческого достоинства у него полностью отсутствуют.
Энергия Ноздрёва превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.
Слайд 53СОБАКЕВИЧ.
Черты характера:
кулачество,
человеконенавистничество, мракобесие (реакционность, враждебность прогресса, культуры, науки), грубость, прижимистость.
Слайд 54Описание деревни и хозяйства помещика свидетельствует об определенном достатке. “Двор окружен
был крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности... Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво... все было пригнано плотно и как следует”.
Слайд 55 Во время беседы с Чичиковым Собакевич даёт нелестные характеристики общим знакомым,
всех называет мошенниками.
Председатель палаты-дурак, какого свет не производил;
Губернатор-первый разбойник в мире;
Полицмейстер-мошенник,
Вице-губернатор-Гога и Магога;
Прокурор-порядочный человек, да и тот свинья.
Слайд 56Гог и Магог— по некоторым толкованиям два народа Ветхозаветной эсхатологии, нашествие
которых потрясёт мир незадолго до прихода мессии.
В Книге пророка Иезекииля описывается «великое сборище полчищ», которое «в последние дни» под предводительством «Гога в земле Магог, князя Роша, Мешеха и Фувала», вместе с «Гомером со всеми отрядами его, домом Фогарма, от пределов севера», вторгнется «на землю неогражденную», «избавленную от меча, на горы Израилевы», чтобы грабить и опустошать, где падут от руки Господней.
Слайд 57 Просьбу Чичикова Собакевич воспринимает спокойно, но требует за каждую
мертвую душу по 100 рублей, да еще и нахваливает свой товар, как купец.
Слайд 58В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках.
Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. Сам он отрицательно относится ко всему, что связано с культурой и просвещением: «Просвещение - вредная выдумка». Он хорошо понимает окружающую обстановку и понимает время, в которое он живёт, знает людей. В отличие от остальных помещиков, он сразу понял сущность Чичикова. Собакевич - это хитрый пройдоха, наглый делец, которого трудно провести. Всё окружающее он оценивает лишь с точки зрения своей выгоды.
Слайд 59Автор подчёркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика.
Сила и прочность Собакевича ведут
к скованности, неуклюжести, неподвижности.
Слайд 61
ГАЛЕРЕЯ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ.
Плюшкин.
«Один за другим следуют у меня герои, один
пошлее другого»
Н. В. Гоголь
Слайд 62вывод
Ноздрёв – «в некотором отношении исторический человек»,русский помещик, но помещик,
лишённый какой-либо духовной жизни.
Может быть, он все силы отдаёт ведению имения и ему некогда погружаться в чтение? Нет, имение давно заброшено, никакого рационально управления не существует.
Следовательно, нет ни духовной, ни материальной, жизни, но зато есть жизнь эмоциональная, которая поглотила всё. Постоянное враньё, желание спорить, азарт, неумение подавить свои чувства – вот что составляет сущность .
Слайд 63В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках.
Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. Сам он отрицательно относится ко всему, что связано с культурой и просвещением: «Просвещение - вредная выдумка». Он хорошо понимает окружающую обстановку и понимает время, в которое он живёт, знает людей. В отличие от остальных помещиков, он сразу понял сущность Чичикова. Собакевич – «кулак», хитрый пройдоха, наглый делец, которого трудно провести. Всё окружающее он оценивает лишь с точки зрения своей выгоды.
Слайд 76ПЛЮШКИН-
«прореха на человечестве».
Черты характера:
Ненасытная жадность, скупость, крохоборство (мелочная скупость).
Слайд 77Автор восклицает: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!
Мог так измениться!...»
Плесенью, пылью, гнилью, смертью так и веет от плюшкинского имения.
Плюшкин
Слайд 78Чиновничество в изображении Н.В.Гоголя во время оформления купчей.
Слайд 79Тема жизни и смерти, тема пути к возрождению
красной нитью проходит
через всё
творчество Гоголя
Очень важно для Гоголя было и то,
чтобы его книга
вышла в свет
одновременно
с картиной
А.А. Иванова
"Явление
Христа народу".
Слайд 81Вывод
«…Не ревизские – мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и
все прочие».
А.И.Герцен
Слайд 82
Однако не всё ещё мертво в этом царстве. Жив народ. Сюжет
строится как покупка у живых помещиков «мёртвых душ», мёртвых крестьян. Сами помещики – мёртвые владельцы живых душ. Даже умершие крестьяне, список которых Чичиков держит в руках, воспринимаются как яркие, полные жизни люди: «Когда взглянул он потом на листики, на мужиков, которые точно были когда-то мужиками. Работали, пахали, пьянствовали, извозничали, какое-то странное чувство овладело им».
Слайд 88
Вопрос №1
Н. В. Гоголь писал: "Один за другим следуют у меня
герои, один пошлее другого". Восстановите последовательность в изображении деградации помещиков в поэме:
Плюшкин
Манилов
Собакевич
Коробочка
Ноздрев
Слайд 95Образ Чичикова в поэме Н.В Гоголя «Мёртвые души »
Чичиков («новый Вергилий»)
— главный персонаж поэмы Н.В. Гоголя
Слайд 96Портрет Чичикова
Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст,
ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод.
Слайд 97Внешность Чичикова Чичикова, его туалет.
Господин скинул с себя картуз и размотал
с шеи шерстяную, радужных цветов косынку, какую женатым приготовляет своими руками супруга, снабжая приличными наставлениями, как закутываться, а холостым – наверное не могу сказать, кто делает, Бог их знает, я никогда не носил таких косынок …
Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой.
Слайд 98Манеры и речь
«Во всем как-то умел найтися и показал в себе
опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его».
«Спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а между тем приятно спорил».
«Никогда он не говорил: «вы пошли», но: «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу двойку» и тому подобное. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует».
«Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек».
Слайд 99Происхождение:
Темно и скромно происхождение нашего героя.
Родители его были дворяне,
но столбовые или личные – Бог ведает.
Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприятно…ни друга, ни товарища в детстве!
Слайд 100Наставления отца
Наставления отца, в соответствии с которыми герой
строил всю свою жизнь:
«Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам…
С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными…
Больше всего береги и копейку, эта вещь надежнее всего на свете-, копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был.»
Слайд 101Учеба в училище:
Уже здесь у Павлуши обнаружились таланты «со стороны практической»:
Он
вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощение, потом продавал им же.
Слайд 102Служба
- в казенной палате:
- работа на таможне, помощь контрабандистам чуть не
составила Чичикову большого состояния. Послужив честно и ревностно, он дослужился до права «производить всякие поиски»:
Слайд 103Характеристика другими персонажами
До появления сплетни Чичиков положительно оценивается всеми персонажами, его
достоинства даже преувеличиваются.
Слайд 104«Говорящая фамилия»
Фамилия Чичикова напоминает чириканье воробья, создается эффект подпрыгивания, пощелкивания.
Слайд 106Цель Чичикова
Экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды – вот что беспрерывно
носилось в голове его.
И все, что ни отзывалось богатством и довольством, производило
на него впечатление, непостижимое им самим.
Оказались кое-какие излишества: он завел
довольно хорошего повара, тонкие голландские рубашки.
Маленький человек?
Слайд 107Маленький человек?
Акакий Акакиевич Башмачкин ?
И точно, самоотвержение, терпение
и ограничение нужд показал
он неслыханное.
Молчалин?
Сначала он принялся угождать во всех незаметных мелочах
Слайд 108Кто же он?
Хозяин, приобретатель
Почему ж подлец, зачем же быть так
строгим к другим?
«Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди
благонамеренные, приятные…»
Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель
Слайд 109господин средней руки
преприятный человек
херсонский помещик
коллежский советник
Наполеон
Апостол Павел
фальшивомонетчик
шпион
разбойник
Антихрист
миллионщик
герой - любовник
завидный жених
подлец
приобретатель
хозяин
Слайд 110Чичиков-герой новой буржуазной формации с такими качествами, как
стойкость,
энергия
целеустремленность.
Но все они
основаны на низменных побуждениях, напрочь лишены нравственности.
Слайд 112Вывод:
«…Не ревизские – мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и
все прочие».
А.И.Герцен
Слайд 113
Однако не всё ещё мертво в этом царстве. Жив народ. Сюжет
строится как покупка у живых помещиков «мёртвых душ», мёртвых крестьян. Сами помещики – мёртвые владельцы живых душ. Даже умершие крестьяне, список которых Чичиков держит в руках, воспринимаются как яркие, полные жизни люди: «Когда взглянул он потом на листики, на мужиков, которые точно были когда-то мужиками. Работали, пахали, пьянствовали, извозничали, какое-то странное чувство овладело им».