Слайд 1Афанасий Афанасьевич
Фет
(1820-1892)
Слайд 2Афанасий Фет
родился в Орловской губернии, недалеко от города Мценска,
в
родовом имении отца, Афанасия Неофитовича Шеншина.
Слайд 3 Родители.
Отец
Афанасий Неофитович был военным, участвовал в войне с Наполеоном , ушел
в отставку в звании ротмистра и стал служить на гражданском поприще ( избирался на должность мценского уездного предводителя дворянства).
Мать
Мать Фета, в девичестве Шарлотта Беккер, принадлежала по рождению к немецкой зажиточной бюргерской семье. Шеншин был ее вторым мужем. До 1820г. жила в Дармштадте, в Германии.
Слайд 4В доме отца Афанасий прожил до 14 лет. По совету В.А.Жуковского
, друга отца, юношу отправили учиться в
г. Вееро в пансион Крюммера.
Слайд 5В 1837г. Афанасий Фет приезжает в Москву, учится в частном пансионе
Михаила Петровича Погодина, историка, журналиста, редактора журнала «Москвитянин». В доме Погодина жил тогда приехавший из-за границы Н. В. Гоголь. Именно ему показал Погодин тетрадь со стихами А.Фета
Н.В. Гоголь сказал : «Это несомненное дарование»
Слайд 6С 1838г. по 1844г А.Фет учился на словесном факультете Московского университета.
Однокурсниками и друзьями Афанасия Фета были будущие известные поэты Аполлон Григорьев, Яков Полонский, философ и историк Сергей Соловьев.
Аполлон Григорьев
Сергей Соловьев
Слайд 7В 1840г. Вышел первый сборник стихов Афанасия Фета
«Лирический пантеон».
В.Г.Белинский
писал: «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее Фет».
Слайд 8«Лирический пантеон»- книга во многом ученическая. В ней заметно влияние русских
и западно-европейских поэтов: Пушкина, Жуковского, Гете, Шиллера, древнеримского поэта Горация.В сборнике предпочтение отдавалось двум жанрам: балладе и жанру антологических стихов(близких к античным).
С середины 1842г. стихи Фета печатались в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки».
Слайд 921 апреля 1845г. Фет был принят
унтер-офицером
в кавалерийский полк.
Слайд 10В 1850г. Выходит второй сборник стихов А.Фета, в который вошли оригинальные
стихи, вызвавшие много споров, и переводы стихов немецких поэтов.
Г. Гейне
И.В. Гете
Слайд 11В 1853г. Фета переводят в гвардию. Гвардейский полк расквартирован вблизи Петербурга.
Поэт знакомится с Н.А.Некрасовым, И.И.Панаевым, И.С.Тургеневым, А.В.Дружининым, В.П.Боткиным, И.А.Гончаровым
Слайд 12И.С.Тургенев и Н.А.Некрасов редактировали 3-ий сборник стихов Фета.
Слайд 13В 1857г. А.А.Фет женился на Марии Петровне Боткиной , сестре своих
друзей В.П.Боткина и С.П.Боткина.
С.А.Толстая писала о ней:
«Это была женщина удивительно милая и симпатичная. Не будучи красивой, она была привлекательна своим добродушием и простотой. Характер у нее был прелестный. Мужа своего она очень любила, ходила за ним, как нянька».
Слайд 14
В 1859г. произошел разрыв А.Фета с журналом «Современник» после резко критической
статьи о фетовском переводе Шекспира. М.Е.Салтыков-Щедрин в 1863г.написал статью «Стихотворения А.А.Фета»
Слайд 15«Если при всей своей искренности, при всей легкости,с которой покоряет поэт
сердца читателей, он все-таки должен довольствоваться долею второстепенного поэта, то причина этого заключается в том, что мир, поэтическому воспроизведению которого посвятил себя г.Фет, довольно тесен, однообразен и ограничен.Для современного человека процесс любви уже не представляет достаточного разнообразия».
Слайд 16Д.И. Писарев ставит Фета рядом с Я.Полонским, Меем, Бенедиктовым, которых относит
к поэтам «чистого искусства». Обращаясь к ним, Писарев писал:
«Ведь нельзя, называя себя русским поэтом, не знать того, что наша эпоха занята интересами, идеями гораздо шире и поважнее ваших любовных похождений».
Слайд 17В 1860г. Фет осуществляет свою мечту и приобретает имение на юге
Мценского уезда, а в 11877г. Покупает новое имение-Воробьевку.
Слайд 18Рабочий кабинет
Гостеприимный дом
Слайд 19В последние годы жизни Фет был особенно дружен с Л.Н.Толстым.
Слайд 20Последний сборник стихов Фета «Вечерние огни» состоял из четырех выпусков. Первый
вышел из печати в 1883г. Второй-в 1885г. Третий-в 1889г. Четвертый – за год до смерти, в 1891г. Редактором сборника был Владимир Сергеевич Соловьев, поэт-символист, сын философа Сергея Соловьева.
Слайд 22Домашнее задание:
1. Пересказ биографии.
2.Выразительное чтение и анализ стихотворений:
«Учись у них, у
дуба, у березы…»,
«Еще майская ночь….»,
«Одним толчком согнать ладью живую….».
Слайд 24Основные факты биографии
23 ноября 1820 г. – с. Новоселки близ Мценска
в семье А. Н. Шеншина
1834 г. – признан незаконнорожденным и получает фамилию Фет (Foeth)
«По рукописной книге … познакомился с большинством первоклассных и второстепенных русских поэтов … и помнил стихи, наиболее мне понравившиеся.»
А. Фет «Ранние годы моей жизни»
1834 – 1837 г. – школа-пансион в Эстонии
1838 – 1844 г. – философский ф-т Московского университета
Слайд 25Основные факты биографии
1840 г. – сборник «Лирический пантеон»
«Вместо того, чтобы ревностно
ходить на лекции, я почти ежедневно писал стихи.»
1842 – 43 гг. – 85 стихотворений в журнале «Отечественные записки»
«Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет» В. Г. Белинский
1845 г. – поступает на военную службу, желая заслужить дворянство
Трагически завершившийся роман с Марией Лазич
1850 г. – сборник стихотворений
Слайд 26Основные факты биографии
1856 г. – оставляет службу
1857 г. – выгодный брак
с М. П. Боткиной
1860 г. – покупает поместье в Мценском уезде
«Он теперь сделался агрономом – хозяином до отчаянности. О литературе слышать не хочет и журналы ругает с энтузиазмом».
И. С. Тургенев
1873 г. – выходит указ императора о
возвращении
ему имени потомственного
дворянина Шеншина
Слайд 27Основные факты биографии
1870-е гг. - активно занимается сельским хозяйством, богатеет, покупает
еще одно поместье
1880-е гг. – возвращение в литературу (много переводов поэтов-романтиков и философов)
1885-1891 гг. – четыре издания сборника «Вечерние огни»
Скончался 21 ноября 1892 г. в Москве
Слайд 28Поэтика А. Фета
«Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота
разлита по всему мирозданию … Но для художника недостаточно бессознательно находиться под влиянием красоты … Поэтическая деятельность … слагается из двух элементов: объективного, представляемого миром внешним, и субъективного, зоркости поэта – этого шестого чувства , не зависящего ни от каких других качеств художника…»
Афанасий Фет
Слайд 29ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского impression — впечатление), направление в искусстве последней трети
19 — начала 20 вв. Сложилось во французской живописи 1860-х — начала 70-х гг. (Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей). Импрессионизм утверждал красоту повседневной действительности во всем богатстве ее красок и постоянной изменчивости, разработал законченную систему пленэра, добившись впечатления сверкающего солнечного света, вибрации световоздушной среды.
Слайд 30«Завтрак в саду»
«Вокзал Сен-Лазар»
«Дама в саду»
Клод Моне
Слайд 32Живописная система импрессионизма отличается разложением сложных тонов на чистые цвета, как
бы смешивающиеся в глазу зрителя, богатством рефлексов и валеров, цветными тенями. Под влиянием импрессионизма развивалось творчество многих живописцев других стран (К.А. Коровин,
И.Э. Грабарь в России). В скульптуре импрессионизм наиболее ярко проявился в работах М. Россо в Италии, О. Родена во Франции, П.П. Трубецкого и А.С. Голубкиной в России.
Слайд 35В литературе черты импрессионистического стиля (предпочтение “впечатления” — непосредственного, мимолетного, изменчивого
— как основного средства в передаче предмета, события, переживания) свойственны прозе братьев Ж. и Э. Гонкуров, К. Гамсуна, поэзии
И. Анненского и К. Бальмонта.
Слайд 36БАЛЬМОНТ
Константин Дмитриевич (1867 — 1942)
АННЕНСКИЙ
Иннокентий Федорович
(1855 — 1909)
Слайд 37Прочитаем вместе "Шепот, робкое дыханье ..."
Слайд 38Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные
тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
1850
Слайд 40Шепот, робкое дыханье…
2. …Ряд волшебных изменений милого лица …
3.
… И лобзания, и слезы …
1. …трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья …
2. …Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца …
3. … В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря …
И заря, заря!..
Слайд 41Развитие лирической темы
МИР ЧЕЛОВЕКА
МИР ПРИРОДЫ
ВСТРЕЧА
СВИДАНИЕ
СЧАСТЬЕ
ВЕЧЕР
НОЧЬ
ЗАРЯ
Слайд 42Цвет и звук
Серебро
Свет ночной ночные тени
Дымных, пурпур розы, отблеск янтаря, заря
Шепот,
дыханье, трели соловья,
колыханье ручья
- - - - - - - - - -
Лобзания
Как цвет отражает движение времени? Почему, на ваш взгляд, стихотворение «замолкает»?
Слайд 43Какова в стихотворении роль контрастов?
Шепот, робкое дыханье …
И лобзания, и слезы
…
Серебро …
Пурпур розы, отблеск янтаря …
Ночные тени, тени без конца
И заря, заря!
В дымных тучках …
Пурпур, янтарь, заря
Слайд 44Ассонанс и аллитерация.
1
строфа
2
строфа
3
строфа
Открытый [a]:
шепот, дыханье, соловья, колыханье, сонного, ручья
Открытый [a]:
ночной,
конца, ряд волшебных, милого лица
Согласные [м], [н], [л]:
ночной, тени, волшебных, изменений, милого лица
Согласный [р]:
пурпур розы, янтарь, заря
Открытый [а]:
тучках, янтаря, лобзания, заря
Слайд 45ЛЮБИМЫЕ СИМВОЛЫ А. ФЕТА
Роза - это символ природной красоты, огня страсти,
земной радости.
Например, в персидской мистике влюбленный в розу соловей поет и умирает от шипов любви, окрашивая розу своей кровью и тем самым символизируя недостижимость объекта любви. Роза также символизирует природную красоту как источник поэтического вдохновения.
Слайд 46
СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
В поэзии Фета природа и человек часто даны в нераздельном
единстве. Поэт любит изображать цветение любви в душе человека и пробуждение жизненных сил в природе.
Томление страсти часто оказывается невыразимо, не передаваемо обычными словами. Фет обращается к языку природных образов. Часто он использует параллелизм, соотносит явления из мира природы и человеческой жизни.
Слайд 47
СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
В литературоведении не раз отмечалось, что в поэзии Фета сложился
своеобразный культ мгновения. Поэт изображает природу в особый неповторимый миг, внутреннее состояние лирического героя в тот или иной момент определяет лирическую окрашенность пейзажа. Это сближает Фета с импрессионизмом.
Слайд 48«Одним толчком согнать ладью живую …»
28 октября 1887 г.
Одним толчком согнать
ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,
Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!
Слайд 49Вопросы
Одним толчком согнать ладью живую…
Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных
отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,
Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!
1). Разделите стихотворение на смысловые части и выделите в них ключевые образы.
2). О каких способностях избранного певца говорится в стихотворении?
3). Докажите, что удел поэта – понимать язык природы и любви. Приведите примеры из текста.
4). Какой символический смысл заключен в стихотворении?
Слайд 50Учись у них, у дуба, у березы…
Учись у них - у
дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
Слайд 51 ЕЩЁ МАЙСКАЯ НОЧЬ…
Какая ночь! На всём какая
нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
Какая ночь! Все звёзды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд её убор.
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной - и последней, может быть.