Презентация, доклад по литературе на тему Жизнь и творчество А. Фета ( 10 класс)

Содержание

Афанасий Фет родился в Орловской губернии, недалеко от города Мценска, в родовом имении отца, Афанасия Неофитовича Шеншина.

Слайд 1Афанасий Афанасьевич
Фет
(1820-1892)

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)

Слайд 2Афанасий Фет
родился в Орловской губернии, недалеко от города Мценска,
в

родовом имении отца, Афанасия Неофитовича Шеншина.
Афанасий Фет родился в Орловской губернии, недалеко от города Мценска, в родовом имении отца, Афанасия Неофитовича Шеншина.

Слайд 3 Родители.
Отец
Афанасий Неофитович был военным, участвовал в войне с Наполеоном , ушел

в отставку в звании ротмистра и стал служить на гражданском поприще ( избирался на должность мценского уездного предводителя дворянства).

Мать

Мать Фета, в девичестве Шарлотта Беккер, принадлежала по рождению к немецкой зажиточной бюргерской семье. Шеншин был ее вторым мужем. До 1820г. жила в Дармштадте, в Германии.

Родители.ОтецАфанасий Неофитович был военным, участвовал в войне с Наполеоном , ушел в отставку в звании ротмистра и

Слайд 4В доме отца Афанасий прожил до 14 лет. По совету В.А.Жуковского

, друга отца, юношу отправили учиться в
г. Вееро в пансион Крюммера.
В доме отца Афанасий прожил до 14 лет. По совету В.А.Жуковского , друга отца, юношу отправили учиться

Слайд 5В 1837г. Афанасий Фет приезжает в Москву, учится в частном пансионе

Михаила Петровича Погодина, историка, журналиста, редактора журнала «Москвитянин». В доме Погодина жил тогда приехавший из-за границы Н. В. Гоголь. Именно ему показал Погодин тетрадь со стихами А.Фета

Н.В. Гоголь сказал : «Это несомненное дарование»

В 1837г. Афанасий Фет приезжает в Москву, учится в частном пансионе Михаила Петровича Погодина, историка, журналиста, редактора

Слайд 6С 1838г. по 1844г А.Фет учился на словесном факультете Московского университета.

Однокурсниками и друзьями Афанасия Фета были будущие известные поэты Аполлон Григорьев, Яков Полонский, философ и историк Сергей Соловьев.


Аполлон Григорьев

Сергей Соловьев

С 1838г. по 1844г А.Фет учился на словесном факультете Московского университета. Однокурсниками и друзьями Афанасия Фета были

Слайд 7В 1840г. Вышел первый сборник стихов Афанасия Фета
«Лирический пантеон».

В.Г.Белинский

писал: «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее Фет».
В 1840г. Вышел первый сборник стихов Афанасия Фета «Лирический пантеон». В.Г.Белинский писал: «Из живущих в Москве поэтов

Слайд 8«Лирический пантеон»- книга во многом ученическая. В ней заметно влияние русских

и западно-европейских поэтов: Пушкина, Жуковского, Гете, Шиллера, древнеримского поэта Горация.В сборнике предпочтение отдавалось двум жанрам: балладе и жанру антологических стихов(близких к античным).
С середины 1842г. стихи Фета печатались в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки».
«Лирический пантеон»- книга во многом ученическая. В ней заметно влияние русских и западно-европейских поэтов: Пушкина, Жуковского, Гете,

Слайд 921 апреля 1845г. Фет был принят
унтер-офицером
в кавалерийский полк.

21 апреля 1845г. Фет был принят унтер-офицером в кавалерийский полк.

Слайд 10В 1850г. Выходит второй сборник стихов А.Фета, в который вошли оригинальные

стихи, вызвавшие много споров, и переводы стихов немецких поэтов.

Г. Гейне

И.В. Гете

В 1850г. Выходит второй сборник стихов А.Фета, в который вошли оригинальные стихи, вызвавшие много споров, и переводы

Слайд 11В 1853г. Фета переводят в гвардию. Гвардейский полк расквартирован вблизи Петербурга.

Поэт знакомится с Н.А.Некрасовым, И.И.Панаевым, И.С.Тургеневым, А.В.Дружининым, В.П.Боткиным, И.А.Гончаровым
В 1853г. Фета переводят в гвардию. Гвардейский полк расквартирован вблизи Петербурга. Поэт знакомится с Н.А.Некрасовым, И.И.Панаевым, И.С.Тургеневым,

Слайд 12И.С.Тургенев и Н.А.Некрасов редактировали 3-ий сборник стихов Фета.

И.С.Тургенев и Н.А.Некрасов редактировали 3-ий сборник стихов Фета.

Слайд 13В 1857г. А.А.Фет женился на Марии Петровне Боткиной , сестре своих

друзей В.П.Боткина и С.П.Боткина.
С.А.Толстая писала о ней:
«Это была женщина удивительно милая и симпатичная. Не будучи красивой, она была привлекательна своим добродушием и простотой. Характер у нее был прелестный. Мужа своего она очень любила, ходила за ним, как нянька».
В 1857г. А.А.Фет женился на Марии Петровне Боткиной , сестре своих друзей В.П.Боткина и С.П.Боткина. С.А.Толстая писала

Слайд 14
В 1859г. произошел разрыв А.Фета с журналом «Современник» после резко критической

статьи о фетовском переводе Шекспира. М.Е.Салтыков-Щедрин в 1863г.написал статью «Стихотворения А.А.Фета»
В 1859г. произошел разрыв А.Фета с журналом «Современник» после резко критической статьи о фетовском переводе Шекспира. М.Е.Салтыков-Щедрин

Слайд 15«Если при всей своей искренности, при всей легкости,с которой покоряет поэт

сердца читателей, он все-таки должен довольствоваться долею второстепенного поэта, то причина этого заключается в том, что мир, поэтическому воспроизведению которого посвятил себя г.Фет, довольно тесен, однообразен и ограничен.Для современного человека процесс любви уже не представляет достаточного разнообразия».
«Если при всей своей искренности, при всей легкости,с которой покоряет поэт сердца читателей, он все-таки должен довольствоваться

Слайд 16Д.И. Писарев ставит Фета рядом с Я.Полонским, Меем, Бенедиктовым, которых относит

к поэтам «чистого искусства». Обращаясь к ним, Писарев писал:
«Ведь нельзя, называя себя русским поэтом, не знать того, что наша эпоха занята интересами, идеями гораздо шире и поважнее ваших любовных похождений».
Д.И. Писарев ставит Фета рядом с Я.Полонским, Меем, Бенедиктовым, которых относит к поэтам «чистого искусства». Обращаясь к

Слайд 17В 1860г. Фет осуществляет свою мечту и приобретает имение на юге

Мценского уезда, а в 11877г. Покупает новое имение-Воробьевку.
В 1860г. Фет осуществляет свою мечту и приобретает имение на юге Мценского уезда, а в 11877г. Покупает

Слайд 18Рабочий кабинет
Гостеприимный дом

Рабочий кабинетГостеприимный дом

Слайд 19В последние годы жизни Фет был особенно дружен с Л.Н.Толстым.

В последние годы жизни Фет был особенно дружен с Л.Н.Толстым.

Слайд 20Последний сборник стихов Фета «Вечерние огни» состоял из четырех выпусков. Первый

вышел из печати в 1883г. Второй-в 1885г. Третий-в 1889г. Четвертый – за год до смерти, в 1891г. Редактором сборника был Владимир Сергеевич Соловьев, поэт-символист, сын философа Сергея Соловьева.
Последний сборник стихов Фета «Вечерние огни» состоял из четырех выпусков. Первый вышел из печати в 1883г. Второй-в

Слайд 21 Своеобразие лирики А.А.Фета.

Своеобразие лирики 				А.А.Фета.

Слайд 22Домашнее задание:
1. Пересказ биографии.
2.Выразительное чтение и анализ стихотворений:
«Учись у них, у

дуба, у березы…»,
«Еще майская ночь….»,
«Одним толчком согнать ладью живую….».
Домашнее задание:1. Пересказ биографии.2.Выразительное чтение и анализ стихотворений:«Учись у них, у дуба, у березы…»,«Еще майская ночь….»,«Одним толчком

Слайд 23АФАНАСИЙ ФЕТ
1820 - 1892

АФАНАСИЙ ФЕТ1820 - 1892

Слайд 24Основные факты биографии
23 ноября 1820 г. – с. Новоселки близ Мценска

в семье А. Н. Шеншина
1834 г. – признан незаконнорожденным и получает фамилию Фет (Foeth)
«По рукописной книге … познакомился с большинством первоклассных и второстепенных русских поэтов … и помнил стихи, наиболее мне понравившиеся.»
А. Фет «Ранние годы моей жизни»
1834 – 1837 г. – школа-пансион в Эстонии
1838 – 1844 г. – философский ф-т Московского университета
Основные факты биографии23 ноября 1820 г. – с. Новоселки близ Мценска в семье А. Н. Шеншина1834 г.

Слайд 25Основные факты биографии
1840 г. – сборник «Лирический пантеон»
«Вместо того, чтобы ревностно

ходить на лекции, я почти ежедневно писал стихи.»
1842 – 43 гг. – 85 стихотворений в журнале «Отечественные записки»
«Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет» В. Г. Белинский
1845 г. – поступает на военную службу, желая заслужить дворянство
Трагически завершившийся роман с Марией Лазич
1850 г. – сборник стихотворений


Основные факты биографии1840 г. – сборник «Лирический пантеон»«Вместо того, чтобы ревностно ходить на лекции, я почти ежедневно

Слайд 26Основные факты биографии

1856 г. – оставляет службу
1857 г. – выгодный брак

с М. П. Боткиной
1860 г. – покупает поместье в Мценском уезде

«Он теперь сделался агрономом – хозяином до отчаянности. О литературе слышать не хочет и журналы ругает с энтузиазмом».
И. С. Тургенев
1873 г. – выходит указ императора о
возвращении
ему имени потомственного
дворянина Шеншина

Основные факты биографии1856 г. – оставляет службу1857 г. – выгодный брак с М. П. Боткиной1860 г. –

Слайд 27Основные факты биографии
1870-е гг. - активно занимается сельским хозяйством, богатеет, покупает

еще одно поместье
1880-е гг. – возвращение в литературу (много переводов поэтов-романтиков и философов)
1885-1891 гг. – четыре издания сборника «Вечерние огни»

Скончался 21 ноября 1892 г. в Москве
Основные факты биографии1870-е гг. - активно занимается сельским хозяйством, богатеет, покупает еще одно поместье1880-е гг. – возвращение

Слайд 28Поэтика А. Фета
«Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота

разлита по всему мирозданию … Но для художника недостаточно бессознательно находиться под влиянием красоты … Поэтическая деятельность … слагается из двух элементов: объективного, представляемого миром внешним, и субъективного, зоркости поэта – этого шестого чувства , не зависящего ни от каких других качеств художника…»
Афанасий Фет
Поэтика А. Фета «Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию … Но

Слайд 29ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского impression — впечатление), направление в искусстве последней трети

19 — начала 20 вв. Сложилось во французской живописи 1860-х — начала 70-х гг. (Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей). Импрессионизм утверждал красоту повседневной действительности во всем богатстве ее красок и постоянной изменчивости, разработал законченную систему пленэра, добившись впечатления сверкающего солнечного света, вибрации световоздушной среды.
ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского impression — впечатление), направление в искусстве последней трети 19 — начала 20 вв. Сложилось

Слайд 30«Завтрак в саду»
«Вокзал Сен-Лазар»
«Дама в саду»
Клод Моне

«Завтрак в саду»«Вокзал Сен-Лазар»«Дама в саду»Клод Моне

Слайд 32Живописная система импрессионизма отличается разложением сложных тонов на чистые цвета, как

бы смешивающиеся в глазу зрителя, богатством рефлексов и валеров, цветными тенями. Под влиянием импрессионизма развивалось творчество многих живописцев других стран (К.А. Коровин,
И.Э. Грабарь в России). В скульптуре импрессионизм наиболее ярко проявился в работах М. Россо в Италии, О. Родена во Франции, П.П. Трубецкого и А.С. Голубкиной в России.
Живописная система импрессионизма отличается разложением сложных тонов на чистые цвета, как бы смешивающиеся в глазу зрителя, богатством

Слайд 33Константин
Коровин

Константин Коровин

Слайд 34И. Грабарь
«Февральская лазурь»

И. Грабарь«Февральская лазурь»

Слайд 35В литературе черты импрессионистического стиля (предпочтение “впечатления” — непосредственного, мимолетного, изменчивого

— как основного средства в передаче предмета, события, переживания) свойственны прозе братьев Ж. и Э. Гонкуров, К. Гамсуна, поэзии
И. Анненского и К. Бальмонта.
В литературе черты импрессионистического стиля (предпочтение “впечатления” — непосредственного, мимолетного, изменчивого — как основного средства в передаче

Слайд 36БАЛЬМОНТ
Константин Дмитриевич (1867 — 1942)
АННЕНСКИЙ
Иннокентий Федорович
(1855 — 1909)

БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич (1867 — 1942)АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович (1855 — 1909)

Слайд 37Прочитаем вместе "Шепот, робкое дыханье ..."

Прочитаем вместе

Слайд 38Шепот, робкое дыханье.           Трели соловья, Серебро и колыханье           Сонного ручья. Свет ночной, ночные

тени,           Тени без конца, Ряд волшебных изменений           Милого лица, В дымных тучках пурпур розы,           Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы,           И заря, заря!..
1850
Шепот, робкое дыханье.           Трели соловья, Серебро и колыханье           Сонного ручья.  Свет ночной, ночные тени,

Слайд 40Шепот, робкое дыханье…


2. …Ряд волшебных изменений милого лица …


3.

… И лобзания, и слезы …


1. …трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья …

2. …Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца …


3. … В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря …
И заря, заря!..

Шепот, робкое дыханье… 2. …Ряд волшебных изменений милого лица … 3. … И лобзания, и слезы …1.

Слайд 41Развитие лирической темы


МИР ЧЕЛОВЕКА
МИР ПРИРОДЫ
ВСТРЕЧА
СВИДАНИЕ
СЧАСТЬЕ
ВЕЧЕР
НОЧЬ
ЗАРЯ

Развитие лирической темыМИР ЧЕЛОВЕКАМИР ПРИРОДЫВСТРЕЧАСВИДАНИЕСЧАСТЬЕВЕЧЕРНОЧЬЗАРЯ

Слайд 42Цвет и звук






Серебро
Свет ночной ночные тени
Дымных, пурпур розы, отблеск янтаря, заря
Шепот,

дыханье, трели соловья,
колыханье ручья

- - - - - - - - - -

Лобзания

Как цвет отражает движение времени? Почему, на ваш взгляд, стихотворение «замолкает»?

Цвет и звукСереброСвет ночной ночные тениДымных, пурпур розы, отблеск янтаря, заряШепот, дыханье, трели соловья, колыханье ручья- -

Слайд 43Какова в стихотворении роль контрастов?






Шепот, робкое дыханье …
И лобзания, и слезы


Серебро …

Пурпур розы, отблеск янтаря …

Ночные тени, тени без конца

И заря, заря!



В дымных тучках …

Пурпур, янтарь, заря

Какова в стихотворении роль контрастов?Шепот, робкое дыханье …И лобзания, и слезы …Серебро …Пурпур розы, отблеск янтаря …Ночные

Слайд 44Ассонанс и аллитерация.



1
строфа
2
строфа
3
строфа



Открытый [a]:
шепот, дыханье, соловья, колыханье, сонного, ручья

Открытый [a]:
ночной,

конца, ряд волшебных, милого лица
Согласные [м], [н], [л]:
ночной, тени, волшебных, изменений, милого лица

Согласный [р]:
пурпур розы, янтарь, заря
Открытый [а]:
тучках, янтаря, лобзания, заря

Ассонанс и аллитерация.1 строфа2строфа3строфаОткрытый [a]:шепот, дыханье, соловья, колыханье, сонного, ручьяОткрытый [a]:ночной, конца, ряд волшебных, милого лица Согласные

Слайд 45ЛЮБИМЫЕ СИМВОЛЫ А. ФЕТА
Роза - это символ природной красоты, огня страсти,

земной радости.

Например, в персидской мистике влюбленный в розу соловей поет и умирает от шипов любви, окрашивая розу своей кровью и тем самым символизируя недостижимость объекта любви. Роза также символизирует природную красоту как источник поэтического вдохновения.

ЛЮБИМЫЕ СИМВОЛЫ А. ФЕТАРоза - это символ природной красоты, огня страсти, земной радости. Например, в персидской мистике

Слайд 46
СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
В поэзии Фета природа и человек часто даны в нераздельном

единстве. Поэт любит изображать цветение любви в душе человека и пробуждение жизненных сил в природе.




Томление страсти часто оказывается невыразимо, не передаваемо обычными словами. Фет обращается к языку природных образов. Часто он использует параллелизм, соотносит явления из мира природы и человеческой жизни.

СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫВ поэзии Фета природа и человек часто даны в нераздельном единстве. Поэт любит изображать цветение любви

Слайд 47
СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
В литературоведении не раз отмечалось, что в поэзии Фета сложился

своеобразный культ мгновения. Поэт изображает природу в особый неповторимый миг, внутреннее состояние лирического героя в тот или иной момент определяет лирическую окрашенность пейзажа. Это сближает Фета с импрессионизмом.
СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫВ литературоведении не раз отмечалось, что в поэзии Фета сложился своеобразный культ мгновения. Поэт изображает природу

Слайд 48«Одним толчком согнать ладью живую …»
28 октября 1887 г.


Одним толчком согнать

ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную, Учуять ветр с цветущих берегов,
Тоскливый сон прервать единым звуком, Упиться вдруг неведомым, родным, Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец - Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак и венец!


«Одним толчком согнать ладью живую …»28 октября 1887 г.Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков,

Слайд 49Вопросы
Одним толчком согнать ладью живую…
Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных

отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную, Учуять ветр с цветущих берегов,
Тоскливый сон прервать единым звуком, Упиться вдруг неведомым, родным, Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец - Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак и венец!

1). Разделите стихотворение на смысловые части и выделите в них ключевые образы.
2). О каких способностях избранного певца говорится в стихотворении?
3). Докажите, что удел поэта – понимать язык природы и любви. Приведите примеры из текста.
4). Какой символический смысл заключен в стихотворении?



Вопросы Одним толчком согнать ладью живую…	Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться

Слайд 50Учись у них, у дуба, у березы…
Учись у них - у

дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.
Учись у них, у дуба, у березы…Учись у них - у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая

Слайд 51 ЕЩЁ МАЙСКАЯ НОЧЬ… 
Какая ночь! На всём какая

нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май! Какая ночь! Все звёзды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь.

Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной И радостен и чужд её убор. Нет, никогда нежней и бестелесней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной - и последней, может быть.

ЕЩЁ МАЙСКАЯ НОЧЬ…   Какая ночь! На всём какая нега! Благодарю, родной полночный

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть