Слайд 1
«Если душа родилась крылатой…»
Жизненный и творческий путь Марины Ивановны Цветаевой
(1892 -
1941)
Слайд 2Цели урока:
познакомить учащихся с основными вехами жизни М.И.Цветаевой;
определить основные черты
личности поэта, дать представление об окружении поэта на протяжении всей жизни;
постижение истоков формирования поэтического дара М.И.Цветаевой;
основных мотивов творчества в соотношении с драматическими страницами судьбы поэта;
воспитывать любовь, внимание к личности творца, поэтическому слову.
Слайд 3 Литературное направление конца XIX - начала XX века. Сложился во Франции
в 70-80-е годы 19-го века. Для символизма характерно утверждение индивидуальности восприятия мира каждым человеком
СИМВОЛИЗМ
Слайд 4Буду брать труднейшую ноту,
Буду петь – последнюю жизнь!
М.И.Цветаева
Слайд 5
Страница первая
Звон колоколов
Ее отец — Иван Владимирович Цветаев, русский ученый,
специалист в области античной истории, филологии и искусства, член-корреспондент Петербургской Академии Наук.
Мать — Мария Александровна Мейн происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой
Слайд 6Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября (8
октября) 1892 года в московской профессорской семье. Об уровне образования, воспитания, духовного насыщения поэтессы в детстве и юности говорит уже тот факт, что родилась она в высококультурной семье, преданной интересам науки и искусства.
Слайд 7
Страница вторая
Музыка и книги.
Ах, золотые деньки,
Где угольки потайные,
Где вы, луга заливные
Синей
Оки.
А.А. Ахматова
А.С.Пушкин
А.А.Блок
Слайд 8
Страница третья
Первый сборник стихов.
К вам душа так радостно влекома
О, какая веет
благодать,
От страниц «Вечернего альбома»
(Почему «альбом», а не «тетрадь?»)
М.Волошин
Слайд 9
Страница четвертая
Пора любви и творчества.
В его лице я рыцарству верна,
Всем вам,
кто жил и умирал без страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.
Слайд 10 Стихи М.И. Цветаевой порывисты. Она не столько писала стихи в обычном
смысле, сколько их записывала – наслух. Они возникали из сумятицы чувств и звукового хаоса, похожего на всплеск волны и дуновение ветра. Музыкальность Цветаевой – это своеобразный символизм. Поэтесса дожидалась, когда само слово появится из звуков моря или речевой реки. Повинуясь музыкальной интонации, Цветаева безжалостно рвет строку на отдельные слова и даже слоги, подобно музыканту, изнемогающему в море звуков.
Слайд 11
Страница пятая
Настоящая трагедия.
Мать крест надевала солдату,
Мать с сыном прощалась навеки…
И снова
из сгорбленной хаты:
Простите меня, мои реки!
Простите меня, мои горы!
Марина Цветаева политикой никогда не занималась, но всегда ощущала всей душой трагизм революционных событий и войны.
Слайд 13Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и
с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что – невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем,
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою – за счастьем.
Пересмотрите все мое добро,
Скажите – или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей ладони горстка пепла.
Слайд 14Главенствующая форма стиха – монолог, обращенный к некоему собеседнику, которого убеждают
или оспаривают. Стихи М.Цветаевой – торжественно величавые, приобретая черты одического «высокого стиля». Это не мягкий плавный звук, это музыка ХХ века – резкая, порывистая, гармоничная.
Слайд 15
Страница шестая
Эмиграция. Германия.
В эмиграции Марине Цветаевой удалось издать несколько книг «Разлука»,
«Психея», «Ремесло».
Лучшим поэтическим произведениям эмигрантского периода присуще философская глубина, психологическая точность, экспрессивность стиля.
Слайд 16
Страница шестая
Эмиграция. Чехия.
Эмиграция встретила Марину Цветаеву как единомышленницу.
Произведения эмигрантского периода –
это последний прижизненный сборник стихов «После России», «Поэма горы», «Поэма конца», цикл «Стихи к Чехии», лирическая сатира «Крысолов», трагедии на античные сюжеты «Ариадна», опубликованная под названием «Тезей», и «Федра», другие произведения.
Слайд 17
Страница шестая
Эмиграция. Франция.
Прошел литературный вечер Марины Цветаевой, он принес поэтессе триумф
и известность, одновременно – нелюбовь очень влиятельных людей.
Слайд 18
Расстояния: версты, мили
Нас расставили, рассадили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам
земли.
Расстояния: версты, мили…
Нас расклеили, распаяли
В две руки развели, распяв,
Но не знали, что это сплав
Который уж, ну который - март?
Разбили нас – на колоду карт!
Слайд 19Марина Цветаева –
поэт символизма.
Очень присуща ей лирическая замкнутость, поэтическая
чувственность. Стихотворения М.Цветаевой отличаются особой лирической экспрессией, воссоздают образ времени и носят скрытый смысл.
Слайд 20
Страница седьмая
Возвращение в Россию.
Не хочу ни любви, ни почестей;
Опьянительны. – Не
падка!
Даже яблочка мне не хочется
Соблазнительного – с лотка.
Что-то цепью за мной волочится,
Скоро громом начнет греметь.
Как мне хочется,
Как мне хочется –
Потихонечку умереть!
Слайд 21
Обращение к современникам:
К вам всем – что мне,
ни в чем
не знавшей меры,
Чужие и свои! –
Я обращаюсь с требованием веры
И с просьбой о любви…
Слайд 22Блиц - опрос
1. К какому литературному течению принадлежит М.И.Цветаева?
2. Назовите произведения
М.И. Цветаевой эмигрантского периода.
3. Назовите первый поэтический сборник поэтессы.
4. Основополагающие принципы поэтики М.И.Цветаевой.
5. Имя мужа М.И. Цветаевой.
6. Самая знаменитая книга М.И.Цветаевой.
7. Назовите стихотворения М.И. Цветаевой, посвященные России.
8. Назовите дерево, которое стало символом судьбы
М.И. Цветаевой, тоже горькой, пылающей творчеством, постоянно грозившее зимой забвения.
Слайд 23Ассоциативный натюрморт по творчеству М.Цветаевой
цвет
талант
одаренность
мудрость
любовь
морская
одиночество
свет
мерцает