Слайд 1Серебряный век русской поэзии
Урок в 11 классе
Учитель Пунда Галина
Григорьевна
Слайд 2Серебряный век
(1880 – 1920 г.г.) –
период расцвета русской поэзии
в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедующих новую эстетику. Название дано по аналогии с Золотым веком. На авторство термина претендовали философ Н.Бердяев, писатели Н. Оцуп, С.Маковский.
Слайд 3Модернизм ( от франц.moderne – современный) – термин, которым обозначаются многие
явления литературы и искусства 20-го века, именно этим веком рожденные, новые по сравнению с искусством.
Русский модернизм был представлен разными литературными течениями: символизмом, акмеизмом и футуризмом.
Слайд 4направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов. Сосредоточено преимущественно на
художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений.
Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов.
Символизм -
Слайд 5
«Старшие» символисты
Валерий Яковлевич Брюсов (1873 — 1924)
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867—1942)
Федор Сологуб
(Федор Кузьмич Тетерников)
(1863 —1927)
Михаил Алексеевич Кузмин (1875—1936)
Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866—1941)
Зинаида Николаевна Гиппиус (1869—1945)
«Младшие» символисты
Александр Александрович Блок (1880—1921)
Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) (1880 —1934)
Слайд 6АКМЕИЗМ
(от греч . akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила),
течение в русской поэзии 1910-х гг. Акмеизм провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному", от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова.
Слайд 7 «Цех поэтов» - название поэтического объединения акмеистов в Петербурге. Основан
Н. Гумилевым и С. Городецким в 1911 году и просуществовал до 1914 года. В «Цехе» состояли А. Ахматова (была секретарем), О. Мандельштам, Зенкович, Нарбут и др. Название объединения подчеркивало отношение участников к поэзии как к профессии, ремеслу.
Первое заседание объединения состоялось 20 октября 1911 года в квартире Городецкого.
Слайд 8ФУТУРИЗМ
(от лат . futurum - будущее), авангардистское направление в европейском
искусстве 1910 - 20-х гг.
Стремясь создать "искусство будущего", футуризм декларировал отрицание традиционной культуры (наследия "прошлого"), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для поэзии футуристов характерно переплетение документального материала и фантастики, языковое экспериментирование ("слова на свободе" или "заумь").
Слайд 9Кубофутуризм - направление в искусстве авангарда в начале 20-го века. Поэзия
футуризма и живопись кубофутуризма (публично этот термин был озвучен в 1913 г. Корнеем Чуковским) тесно переплетены. К поэтам-кубофутуристам относились В. Хлебников, Е. Гуро, Д. и Н. Бурлюки, В. Маяковский, А. Крученых, Б. Лившиц. Многие из них выступали как художники
Слайд 10ЭГОФУТУРИЗМ -
русское литературное течение 1910-х годов, развившееся в рамках футуризма.
Для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Основатель группы – И. Северянин. Кроме него в группу вошли поэты К. Олимпов, Г. Иванов, И. Игнатьев, Д. Крючков, П. Широков и др. Течение просуществовало около трех лет.
Слайд 11Имажинизм (от лат. image - о
браз) – литературное течение в поэзии
20-го века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов – метафора. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. Основатели – А. Мариенгоф, В. Шершеневич и С. Есенин. К имажинизму также примыкали Р. Ивнев и Н. Эрдман.