Слайд 1Романтизм в живописи и литературе русских художников и поэтов первой половины
XIX века
Учитель русского языка и литературы
Валетова Е.Е.
Слайд 2Цель
Познакомиться с биографией и творчеством поэтов-романтиков и художников первой четверти 19
века; выявить схожие черты в творчестве поэтов и художников; пополнять словарный запас учеников.
Слайд 3Задачи
Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать
речевые навыки: умение вести беседу.
Развивающая – формировать интерес к изучению литературы и истории; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание;
Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к поэтическому слову, развивать эстетический вкус.
Слайд 4Методы и педагогические технологии
объяснительно-иллюстративный метод (беседа, демонстрация слайдов); проблемный метод, исследовательский
, дискуссионный.
Слайд 5Романтизм в творчестве А.С. Пушкина и И.К. Айвазовского
Романтическое направление в творчестве
Пушкина особо ярко прослеживается в период его Южной ссылки (1820-1824).Ведущее положение в «южной» лирике Пушкина заняли романтические жанры: элегия и дружеское стихотворное послание. Привлекал его и жанр романтической баллады («Песнь о вещем Олеге»).
Как всегда, лирика Пушкина автопсихологична. Романтическая образность стала стилевым эквивалентом мироощущения Пушкина.
В романтической лирике запечатлен неповторимый психологический облик самого Пушкина. В поэмах была создана романтическая модель действительности, ставшая актуальной для многих русских поэтов-романтиков. Поэмы «Кавказский пленник» (1821), «Братья разбойники» (1821-1822), «Бахчисарайский фонтан» (1821-1823) и «Цыганы» (закончены в 1824г. В Михайловском) – главное достижение Пушкина в период Южной ссылки. Несмотря на разноречивые оценки читателей и критиков, поэмы упрочили славу Пушкина как первого поэта России.
Слайд 6Поэтическим итогом размышлений Пушкина-романтика о свободе, о надеждах и разочарованиях, связанных
с ней, стало стихотворение «К морю» (1824). Море, как и океан, стихия, буря, гроза, шторм, в романтической лирике Пушкина всегда ассоциировалась со свободой. Море не раз становилось прозрачной аллегорией свободы политической или личной. Но в этом стихотворении «свободная стихия» — не аллегория, а емкий символ свободы, не поддающийся какой-либо однозначной трактовке.
Слайд 7Выдающийся живописец Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) вошел в историю мирового искусства
как маринист-романтик, мастер русского классического пейзажа, передающий на полотне красоте и мощь морской стихии. (прил.1)
В блистательных картинах И.К. Айвазовского ярко воплотились романтические идеалы упоения борьбой и мощью природных сил, стойкостью человеческого духа и умением сражаться до конца. Тем не менее, большое место в наследии мастера занимают ночные морские пейзажи.
Неповторимые ночные марины Айвазовского «Лунная ночь на море», «Восход луны» — эта тема проходит через все творчество Айвазовского. Эффекты лунного света, саму луну, окруженную легкими прозрачными облаками или проглянувшую сквозь разорванные ветром тучи, он умел изображать иллюзорной точностью. Образцы ночной природы Айвазовского – одни из самых поэтических изображений природы в живописи.
Слайд 9Певец романтизма (1783-1852) В.А. Жуковский
В.А. Жуковский был первым, кто внес в
нашу литературу романтическое начало, сосредоточился на внутреннем мире человека; он явил читателю русский язык в его истинной певучести, звучности и музыке стиха.
Жуковский – создатель романтического пейзажа с его таинственным сумеречным колоритом, В. Жуковский впервые последовательно поэтизирует «обратную» сторону природы, скрытую от классицистического «дневного» созерцания: не солнце, а луну, не свет, а мглу, не восход, а закат («Вечер»,1806; «Ночь» 1823). Жуковский открыл поэзию угасающего дня, («Невыразимое», 1819; «Сельское кладбище», 1802). Миросозерцанию поэта близок именно закатный час, в изображении которого он остался непревзойденным мастером.
Слайд 10Жуковский – создатель русской поэтической флоры, внесший в пейзаж обилие растительных
мотивов, среди которых излюбленные – гибкие, «вьющиеся», женственные ивы, березы, а также цветы – роза, фиалка. У Жуковского многие явления природы выступают в качестве символов, знаменуют высокие состояния души: мотылек, лебедь, вообще «птичка», вообще «цветок» как воплощенное бессмертие, нездешность, порыв в запредельное.
Слайд 11«Гадающая Светлана» — картина русского художника Карла Павловича Брюллова, написанная в
1836 году, на сюжет баллады В. А. Жуковского «Светлана». Единственное полотно художника, созданное на тему русского национального быта.
Слайд 12Баллады Жуковского открыли романтическое течение в русской литературе, создали оригинальную жанровую
традицию: фантастически напряженный ход событий, драматизированный сюжет, моралистический итог, откровенная условность авторской позиции.
В основе эстетики баллады лежит представление об ужасном событии в судьбе человека, оно реализуется у романтиков в образах привидений, мертвецов, которые оживают в гробах, мертвых женихов, скачущих ночью на коне за невестой; сатаны, являющегося за душой грешника, злодеев, продавших душу ребенка дьяволу. Действие происходит в особой полуфантастической обстановке: кладбище, разверстые могилы, каркающие вороны, багровая луна, освещающая пляшущих духов и скелеты, ночной лес.
Поэтика фантастического и ужасного, атмосфера тайны, проблемы справедливости, возмездия, верности долгу, любви и бескорыстия – основные слагаемые нового художественного мира, открывшегося русскому читателю в балладах Жуковского.
Слайд 13 Рожденные романтиками. М.И. Лермонтов и М. А. Врубель
В 1856 году в
одном провинциальном немецком городе вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Михаила Юрьевича Лермонтова, и том же году в Омске, в семье штабс-капитана пехотного полка Александра Михайловича Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель, жизнь которого сложилась так, что будто бы к его колыбели прилетал лермонтовский Демон, избравший новорожденного своим новым пророком.
«Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала…» — в этой строке слышится исповедь юного поэта-романтика. И Врубель с детских лет искал вокруг себя чудесное, необычайное, сказочное; подобно Лермонтову он родился с романтической душой, но через 15 лет после ранней гибели поэта и совсем в другое для истории России время.
Слайд 14Поэтический мир Лермонтова – это тревожный мир исканий, напряженной мысли, нерешенных
вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясен царящей кругом несправедливостью.
Первый вариант «Демона» Лермонтов набрасывает пятнадцатилетним мальчиком, в 1829 году. С тех пор он неоднократно возвращается к этой поэме, создавая ее различные редакции, в которых обстановка, действие и детали сюжета меняются, но образ главного сохраняет свои черты.
Слайд 19В 1885 году Врубель начал поиски своего «Демона», который не оставлял
художника почти до самого конца его жизни. Поэтому многие исследователи считали его «демониану» образной автобиографией души художника. В характере Врубеля были «заносчивость и неустойчивость» — свойства, отмеченные многими из знавших художника при жизни, а также «чудачества», «оригинальничание».
Слайд 20Главное духовное родство Врубеля с Лермонтовым – в стремлении обоих к
возвышенному, величаво-прекрасному, героическому. Ни поэт, ни художник не находили этого в окружавшей их жизни, и потому их творчество стало трагическим по своему существу.
Слайд 21Заключение
Итак, пафос вольнолюбия, мотив разлада сильной личности с обществом, экзотика сюжетов,
немотивированность действий романтического героя, упоение борьбой и мощью природных сил, стойкость человеческого духа и умение сражаться до конца – вот что объединяет поэтов-романтиков и художников-романтиков первой половины XIX века.
Слайд 22Особенности романтизма
Главный конфликт романтизма - конфликт личности и общества.
Романтический герой
- сильный, яркий, независимый и непокорный, обычно оказывается одиноким, поскольку окружающее общество не способно его понять и принять.
Писатели-романтики не ставят своей задачей вывести в произведении какую-то мораль, определить, где хорошо, а где плохо. Они описывают действительность очень субъективно, в центре их внимания - богатый внутренний мир героя, который объясняет его поступки.
Слайд 23Черты романтизма
Автобиографизм писателя в главном герое,
Внимание внутреннему миру героя,
Личность главного героя
содержит множество загадок и тайн,
Герой очень яркий, но в то же время, никому не удается его понять полностью
Слайд 24Основные идеи романтизма – признание ценностей духовно-творческой жизни, права на свободу
и независимость. В литературе герои обладают бунтарским сильным нравом, а сюжеты отличались накалом страстей.