Слайд 1Полубоярова
Людмила Михайловна
учитель русского языка и литературы
Слайд 2Отгадайте шараду
Побежать – приставка
Дословный – корень
Ученица – суффикс
Рука - окончание
Слайд 3
«Поговорка – цветочек ,
а пословица – ягодка» (пословицы и поговорки)
Что за золото пословицы! А что за роскошь, что за смысл, какой толк
в каждой поговорке!
А. С. Пушкин.
Слайд 4Верно ли, что
Пословица является народной мудростью
Слайд 5Верно ли, что
Пословица является народной мудростью
Верно!
Слайд 6Верно ли, что
Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора
Слайд 7Верно ли, что
Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора
Верно!
Слайд 8Верно ли, что
Пословица имеет лишь прямой смысл
Слайд 9Верно ли, что
Пословица имеет лишь прямой смысл
Неверно!
Пословица имеет прямой и переносный смысл!
Слайд 10Верно ли, что
Пословица велика по объему, состоит из двух – трех
предложений
Слайд 11Верно ли, что
Пословица велика по объему, состоит из двух – трех
предложений
Неверно!
Слайд 12Верно ли, что
В пословице есть ритм и рифма
Слайд 13Верно ли, что
В пословице есть ритм и рифма
Верно!
Слайд 14Верно ли, что
Пословицы и поговорки создавал только русский народ
Слайд 15Верно ли, что
Пословицы и поговорки создавал только русский народ
Неверно!
Пословицы есть у всех народов мира!
Слайд 16Цели и задачи
1. Продолжить знакомство с устным народным
творчеством –
«малыми» жанрами фольклора.
2. Рассмотреть особенности построения, пути
рождения пословиц и поговорок.
3. Раскрыть мудрость, поучающий смысл и
совершенство формы пословиц и поговорок,
сходство и различие двух жанровых форм
фольклора.
4. Способствовать формированию ценностей через
национальные традиции.
Слайд 20Высказывания о пословицах
- «Что за золото пословицы! А что за
роскошь, что за смысл, какой
толк в каждой поговорке!»
(А. С. Пушкин)
- Пословицы – «цвет народного ума… житейская народная правда»
(В. Даль)
- «Пословицы – золотые зёрна языка»
(С. М. Лойтер)
Что восхищало в пословицах авторов этих высказываний?
Слайд 21Составьте логические цепочки, выбрав подходящие значения и определения, чтобы получилось связанное
высказывание с доказательством.
«Сытое брюхо к учению глухо» - это…, так как… .
«Семь пятниц на неделе» - это…, так как… .
А) поговорка
Б) пословица
В) образное крылатое выражение, в котором содержится отношение к чему-либо, но нет вывода, заключения.
Г) краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, состоящее из двух частей.
Слайд 22Кластер «Отличие пословиц и поговорок»
Краткость, меткость, мудрость
Поговорка
Отношение к чему-либо, нет вывода
Слайд 23Тематика пословиц и поговорок разнообразна
Подберите заголовки к каждой группе пословиц: «Трудолюбие»,
«Дружба», «Трусость», «Обучение», «Лень», «Глупость», «Любовь к Родине».
Пословицы читаются выразительно, с логическим выделением важных слов
Слайд 241. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
К
большому терпению придет и умение.
Делу – время, потехе – час.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Чтобы рыбу съесть, надо в воду лезть.
Работай до поту – поешь в охоту.
Кто любит трудиться, тому без дела не
сидится.
«Трудолюбие»
Слайд 252. Красна птица перьем, а человек ученьем.
Без
наук, как без рук.
Корень ученья горек, да плод его сладок.
Чему учился – тому и пригодился.
Ученье – красота, а неученье – сухота.
От умного научишься, от глупого разучишься.
«Обучение»
Слайд 263. Лежебоке и солнце не в пору всходит.
Дело не
медведь, в лес не уйдет.
Говорил день до вечера, а слушать нечего.
Лодырь да бездельник – им праздник и в
понедельник.
У ленивой пряхи нет и для себя рубахи.
Лень без соли щи хлебает.
К пирогам идут, а от работы бегут.
«Лень»
Слайд 274. Молодец на овец, а на молодца – сам овца.
Волков бояться, так и в лес не ходить.
Пуганая ворона куста боится.
На печи не храбрись, а в поле не трусь.
Трус и хвоста своего боится.
Лучше быть рядовым волком, чем вожаком зайцев.
«Трусость»
Слайд 285. Дураков не сеют, не жнут – сами родятся.
На
голове густо, а в голове пусто.
В трех соснах заблудился.
Лоб что лопата, а ума небогато.
Дурное дело не хитрое.
Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет.
«Глупость»
Слайд 30Соберите из «кирпичиков», на которых написаны части пословиц, целые выражения:
-
Не узнав горя, в печали секутся.
- От радости кудри вьются, побольше услышишь.
- Поменьше говори, в добре проживет век.
- Добрый человек тому надо мало спать.
- Кто хочет много знать, а человек уменьем.
- Красна птица перьем, так не будет и скуки.
- Не сиди сложа руки, не узнаешь и радости.
Слайд 31Соберите из «кирпичиков», на которых написаны части пословиц, целые выражения. Ключ:
- Не узнав горя, не узнаешь и радости.
От радости кудри вьются, в печали секутся.
- Поменьше говори, побольше услышишь.
- Добрый человек в добре проживет век.
- Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Красна птица перьем, а человек уменьем.
- Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.
Слайд 32Соберите из деталей конструктора пословицы и поговорки.
Видит, да,
один, гнило, шкуру, неймет, неубитого, да, семь, не, раз, раз, близок, глаз, укусишь, око, да, дорого, локоток, дешево, делить, медведя, отмерь, мило, отрежь, да.
Слайд 33Соберите из деталей конструктора пословицы и поговорки. Ключ:
Видит око,
да глаз неймет. Дорого, да мило, дешево, да гнило.
Делить шкуру неубитого медведя.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Близок локоток, да не укусишь.
Слайд 34Вспомните пословицы, по которым сделаны эти заголовки:
Готовь лыжи летом.
Мал городок,
да дорог.
Цыплят считают и зимой.
Проводили по одежде.
Посадка в чужие сани уже объявлена.
Слайд 35Вспомните пословицы, по которым сделаны эти заголовки. Ключ:
Готовь сани летом, а телегу
зимой.
Мал золотник, да дорог.
Цыплят по осени считают.
Встречают по одежке, а провожают по уму.
В чужие сани не садись.
Слайд 36Изобразите пословицу или поговорку рисунком.
Не рой другому яму, сам
в нее попадешь.
Слайд 37Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Слайд 38Придумайте свое продолжение к первой части пословицы.
Не та дружба сильна…
Нет
друга – ищи,…
Живи для людей-…
Кто гостю рад,…
Не всякому слуху
верь,…
Слайд 39Что такое пословица?
В чем ее мудрость?
Чем отличаются
пословицы и поговорки?
Подведём
итоги
Слайд 40Синквейн
1.Предмет (одно существительное)
2.Описание предмета (два прилагательных)
3.Действие предмета (три глагола)
4.Выражение отношения к
предмету (предложение из четырех слов)
5.Синоним, обобщающий или расширяющий смысл предмета (одно существительное)
Слайд 41Синквейн
1.Пословица (поговорка)
2.Описание предмета (точная, мудрая, крылатая, краткая и т.д.)
3.Действие предмета (учит,
жалит, помогает, обобщает, поучает и т.д)
4.Выражение отношения к предмету (предложение из четырех слов)
5.Синоним, обобщающий или расширяющий смысл предмета (одно существительное)
Слайд 42Синквейн
Пословица
Мудрая, верная
Учит, обобщает, помогает
Передается из уст в уста
Народная мудрость
Слайд 43
Пословицы о пословицах
- «От пословицы не уйдёшь»;
- «Пословица не даром
молвится»;
- «Пословица ввек не сломится»;
- «Глупая речь – не пословица»;
- «Красна речь пословицей».
Слайд 44 Домашнее задание:
Восстановите пословицы,
вставив пропущенные слова
(см. распечатку задания).
2. Подберите пять
пословиц на тему:
«Счастье, семья, дети».
Слайд 45Оцени свою работу:
- Урок удался, я
хорошо поработал
- Не все получилось, могу работать лучше
- Совсем не работал на уроке, недоволен собой
Слайд 47Используемая литература
* Где цветок, там и медок: Детский фольклор,
загадки, пословицы
Карелии
/ Составитель Лойтер С. М. – Петрозаводск,
КГПИ, 1993.
* Пословицы и поговорки. –
Петрозаводск, 1969.