Презентация, доклад по литературе на тему Поговорка - цветочек, а пословица - ягодка (6 класс)

Содержание

Отгадайте шарадуПобежать – приставкаДословный – кореньУченица – суффиксРука - окончание

Слайд 1Полубоярова Людмила Михайловна
учитель русского языка и литературы

Полубоярова Людмила Михайловнаучитель русского языка и литературы

Слайд 2Отгадайте шараду

Побежать – приставка
Дословный – корень
Ученица – суффикс
Рука - окончание

Отгадайте шарадуПобежать – приставкаДословный – кореньУченица – суффиксРука - окончание

Слайд 3
«Поговорка – цветочек ,

а пословица – ягодка» (пословицы и поговорки)

Что за золото пословицы! А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке!
А. С. Пушкин.

«Поговорка – цветочек ,       а пословица – ягодка»

Слайд 4Верно ли, что
Пословица является народной мудростью

Верно ли, чтоПословица является народной мудростью

Слайд 5Верно ли, что
Пословица является народной мудростью

Верно!
Верно ли, чтоПословица является народной мудростью        Верно!

Слайд 6Верно ли, что
Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора

Верно ли, чтоПословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора

Слайд 7Верно ли, что
Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора

Верно!
Верно ли, чтоПословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора       Верно!

Слайд 8Верно ли, что
Пословица имеет лишь прямой смысл

Верно ли, чтоПословица имеет лишь прямой смысл

Слайд 9Верно ли, что
Пословица имеет лишь прямой смысл

Неверно!
Пословица имеет прямой и переносный смысл!
Верно ли, чтоПословица имеет лишь прямой смысл      Неверно! Пословица имеет прямой и

Слайд 10Верно ли, что
Пословица велика по объему, состоит из двух – трех

предложений
Верно ли, чтоПословица велика по объему, состоит из двух – трех предложений

Слайд 11Верно ли, что
Пословица велика по объему, состоит из двух – трех

предложений
Неверно!
Верно ли, чтоПословица велика по объему, состоит из двух – трех предложений

Слайд 12Верно ли, что
В пословице есть ритм и рифма


Верно ли, чтоВ пословице есть ритм и рифма

Слайд 13Верно ли, что
В пословице есть ритм и рифма

Верно!

Верно ли, чтоВ пословице есть ритм и рифма       Верно!

Слайд 14Верно ли, что
Пословицы и поговорки создавал только русский народ


Верно ли, чтоПословицы и поговорки создавал только русский народ

Слайд 15Верно ли, что
Пословицы и поговорки создавал только русский народ

Неверно!
Пословицы есть у всех народов мира!

Верно ли, чтоПословицы и поговорки создавал только русский народ       Неверно! Пословицы

Слайд 16Цели и задачи
1. Продолжить знакомство с устным народным
творчеством –

«малыми» жанрами фольклора.

2. Рассмотреть особенности построения, пути
рождения пословиц и поговорок.

3. Раскрыть мудрость, поучающий смысл и
совершенство формы пословиц и поговорок,
сходство и различие двух жанровых форм
фольклора.

4. Способствовать формированию ценностей через
национальные традиции.
Цели и задачи1. Продолжить знакомство с устным народным  творчеством – «малыми» жанрами фольклора.2. Рассмотреть особенности построения,

Слайд 17Владимир Иванович Даль

Владимир Иванович Даль

Слайд 20Высказывания о пословицах
- «Что за золото пословицы! А что за

роскошь, что за смысл, какой
толк в каждой поговорке!»
(А. С. Пушкин)

- Пословицы – «цвет народного ума… житейская народная правда»
(В. Даль)

- «Пословицы – золотые зёрна языка»
(С. М. Лойтер)


Что восхищало в пословицах авторов этих высказываний?

Высказывания о пословицах - «Что за золото пословицы! А что за роскошь, что за смысл, какой

Слайд 21Составьте логические цепочки, выбрав подходящие значения и определения, чтобы получилось связанное

высказывание с доказательством.

«Сытое брюхо к учению глухо» - это…, так как… .
«Семь пятниц на неделе» - это…, так как… .
А) поговорка
Б) пословица
В) образное крылатое выражение, в котором содержится отношение к чему-либо, но нет вывода, заключения.
Г) краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, состоящее из двух частей.

Составьте логические цепочки, выбрав подходящие значения и определения, чтобы получилось связанное высказывание с доказательством.«Сытое брюхо к учению

Слайд 22Кластер «Отличие пословиц и поговорок»


Краткость, меткость, мудрость
Поговорка

Отношение к чему-либо, нет вывода

Кластер «Отличие пословиц и поговорок»   Краткость, меткость, мудрость Поговорка  Отношение к  чему-либо, нет

Слайд 23Тематика пословиц и поговорок разнообразна
Подберите заголовки к каждой группе пословиц: «Трудолюбие»,

«Дружба», «Трусость», «Обучение», «Лень», «Глупость», «Любовь к Родине».

Пословицы читаются выразительно, с логическим выделением важных слов

Тематика пословиц и поговорок разнообразнаПодберите заголовки к каждой группе пословиц: «Трудолюбие», «Дружба», «Трусость», «Обучение», «Лень», «Глупость», «Любовь

Слайд 241. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

К

большому терпению придет и умение.

Делу – время, потехе – час.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Чтобы рыбу съесть, надо в воду лезть.

Работай до поту – поешь в охоту.

Кто любит трудиться, тому без дела не
сидится.

«Трудолюбие»

1. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.  К большому терпению придет и умение.

Слайд 252. Красна птица перьем, а человек ученьем.

Без

наук, как без рук.

Корень ученья горек, да плод его сладок.

Чему учился – тому и пригодился.

Ученье – красота, а неученье – сухота.

От умного научишься, от глупого разучишься.

«Обучение»
2. Красна птица перьем, а человек ученьем.    Без наук, как без рук.

Слайд 263. Лежебоке и солнце не в пору всходит.

Дело не

медведь, в лес не уйдет.

Говорил день до вечера, а слушать нечего.

Лодырь да бездельник – им праздник и в
понедельник.

У ленивой пряхи нет и для себя рубахи.

Лень без соли щи хлебает.

К пирогам идут, а от работы бегут.

«Лень»
3. Лежебоке и солнце не в пору всходит.  Дело не медведь, в лес не уйдет.

Слайд 274. Молодец на овец, а на молодца – сам овца.

Волков бояться, так и в лес не ходить.

Пуганая ворона куста боится.

На печи не храбрись, а в поле не трусь.

Трус и хвоста своего боится.

Лучше быть рядовым волком, чем вожаком зайцев.

«Трусость»
4. Молодец на овец, а на молодца – сам овца.  Волков бояться, так и в лес

Слайд 285. Дураков не сеют, не жнут – сами родятся.

На

голове густо, а в голове пусто.

В трех соснах заблудился.

Лоб что лопата, а ума небогато.

Дурное дело не хитрое.

Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет.

«Глупость»
5. Дураков не сеют, не жнут – сами родятся.  На голове густо, а в голове пусто.

Слайд 30Соберите из «кирпичиков», на которых написаны части пословиц, целые выражения:


-

Не узнав горя, в печали секутся.

- От радости кудри вьются, побольше услышишь.

- Поменьше говори, в добре проживет век.

- Добрый человек тому надо мало спать.
- Кто хочет много знать, а человек уменьем.

- Красна птица перьем, так не будет и скуки.

- Не сиди сложа руки, не узнаешь и радости.


Соберите из «кирпичиков», на которых написаны части пословиц, целые выражения: - Не узнав горя, в печали секутся.

Слайд 31Соберите из «кирпичиков», на которых написаны части пословиц, целые выражения. Ключ:



- Не узнав горя, не узнаешь и радости.

От радости кудри вьются, в печали секутся.

- Поменьше говори, побольше услышишь.
- Добрый человек в добре проживет век.
- Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Красна птица перьем, а человек уменьем.
- Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.


Соберите из «кирпичиков», на которых написаны части пословиц, целые выражения. Ключ: - Не узнав горя, не узнаешь

Слайд 32Соберите из деталей конструктора пословицы и поговорки.
Видит, да,

один, гнило, шкуру, неймет, неубитого, да, семь, не, раз, раз, близок, глаз, укусишь, око, да, дорого, локоток, дешево, делить, медведя, отмерь, мило, отрежь, да.
Соберите из деталей конструктора пословицы и поговорки.   Видит, да, один, гнило, шкуру, неймет, неубитого, да,

Слайд 33Соберите из деталей конструктора пословицы и поговорки. Ключ:
Видит око,

да глаз неймет. Дорого, да мило, дешево, да гнило.
Делить шкуру неубитого медведя.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Близок локоток, да не укусишь.
Соберите из деталей конструктора пословицы и поговорки. Ключ:  Видит око, да глаз неймет. Дорого, да мило,

Слайд 34Вспомните пословицы, по которым сделаны эти заголовки:
Готовь лыжи летом.
Мал городок,

да дорог.
Цыплят считают и зимой.
Проводили по одежде.
Посадка в чужие сани уже объявлена.

Вспомните пословицы, по которым сделаны эти заголовки:Готовь лыжи летом. Мал городок, да дорог. Цыплят считают и зимой. Проводили

Слайд 35Вспомните пословицы, по которым сделаны эти заголовки. Ключ:
Готовь сани летом, а телегу

зимой.
Мал золотник, да дорог.
Цыплят по осени считают.
Встречают по одежке, а провожают по уму.
В чужие сани не садись.

Вспомните пословицы, по которым сделаны эти заголовки. Ключ:Готовь сани летом, а телегу зимой. Мал золотник, да дорог. Цыплят

Слайд 36Изобразите пословицу или поговорку рисунком.

Не рой другому яму, сам

в нее попадешь.
Изобразите пословицу или поговорку рисунком.  Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Слайд 37Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Слайд 38Придумайте свое продолжение к первой части пословицы.
Не та дружба сильна…

Нет

друга – ищи,…

Живи для людей-…

Кто гостю рад,…

Не всякому слуху
верь,…
Придумайте свое продолжение к первой части пословицы. Не та дружба сильна…Нет друга – ищи,…Живи для людей-…Кто гостю

Слайд 39Что такое пословица?
В чем ее мудрость?
Чем отличаются
пословицы и поговорки?
Подведём

итоги
Что такое пословица?В чем ее мудрость? Чем отличаются пословицы и поговорки?Подведём итоги

Слайд 40Синквейн
1.Предмет (одно существительное)
2.Описание предмета (два прилагательных)
3.Действие предмета (три глагола)
4.Выражение отношения к

предмету (предложение из четырех слов)
5.Синоним, обобщающий или расширяющий смысл предмета (одно существительное)

Синквейн1.Предмет (одно существительное)2.Описание предмета (два прилагательных)3.Действие предмета (три глагола)4.Выражение отношения к предмету (предложение из четырех слов)5.Синоним, обобщающий

Слайд 41Синквейн
1.Пословица (поговорка)
2.Описание предмета (точная, мудрая, крылатая, краткая и т.д.)
3.Действие предмета (учит,

жалит, помогает, обобщает, поучает и т.д)
4.Выражение отношения к предмету (предложение из четырех слов)
5.Синоним, обобщающий или расширяющий смысл предмета (одно существительное)

Синквейн1.Пословица (поговорка)2.Описание предмета (точная, мудрая, крылатая, краткая и т.д.)3.Действие предмета (учит, жалит, помогает, обобщает, поучает и т.д)4.Выражение

Слайд 42Синквейн
Пословица
Мудрая, верная
Учит, обобщает, помогает
Передается из уст в уста
Народная мудрость

СинквейнПословица Мудрая, вернаяУчит, обобщает, помогаетПередается из уст в устаНародная мудрость

Слайд 43


Пословицы о пословицах
- «От пословицы не уйдёшь»;

- «Пословица не даром

молвится»;

- «Пословица ввек не сломится»;

- «Глупая речь – не пословица»;

- «Красна речь пословицей».
Пословицы о пословицах- «От пословицы не уйдёшь»;- «Пословица не даром молвится»;- «Пословица ввек не сломится»;- «Глупая

Слайд 44 Домашнее задание:

Восстановите пословицы,

вставив пропущенные слова
(см. распечатку задания).
2. Подберите пять
пословиц на тему:
«Счастье, семья, дети».
Домашнее задание: Восстановите пословицы, вставив пропущенные слова(см. распечатку задания). 2.

Слайд 45Оцени свою работу:
- Урок удался, я

хорошо поработал

- Не все получилось, могу работать лучше

- Совсем не работал на уроке, недоволен собой
Оцени свою работу: - Урок удался, я

Слайд 46Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Слайд 47Используемая литература
* Где цветок, там и медок: Детский фольклор,
загадки, пословицы

Карелии
/ Составитель Лойтер С. М. – Петрозаводск,
КГПИ, 1993.
* Пословицы и поговорки. –
Петрозаводск, 1969.

Используемая литература* Где цветок, там и медок: Детский фольклор, загадки, пословицы Карелии / Составитель Лойтер С. М.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть