Слайд 2Над презентацией работали
Секретарь – Акулян Лусине
Организатор - Пешиков Дмитрий
Главный редактор -
Бондарев Игорь
Критик – Винникова Анжела
Презентатор – Чвикалова Наталья
Слайд 3«Бабушка, расскажи мне сказку...» Как часто в детстве произносятся эти слова,
полные предвкушения настоящего чуда. Все мы очень любим незабываемые минуты ожидания сказки, ждём их с нетерпением, чтобы ещё раз с удовольствием погрузиться в удивительный мир фантазии, где за одну ночь вырастают красивейшие дворцы, где кони летают по небу, где с людьми происходят невероятные приключения, а звери говорят человеческим голосом. И бабушка недолго сопротивляется, садится на краешек кровати, и тихо льётся её голос, по-актёрски предавая нам интонации то Василисы Премудрой, то простодушного Иванушки-дурачка, то злого Кощея, то сварливой бабы Яги.
Слайд 4Всем нам прекрасно известен с самого раннего детства такой персонаж русских
народных сказок, как баба Яга, но многие ли задумывались над тем, зачем она в этих сказках нужна? Думаете, это лишний, ненужный вопрос? А попробуйте дать на него ответ. Скажете, просто так? Но в сказках, как и вообще в любой литературе, продумана каждая мелочь, и не одна деталь не может быть в них без уважительной причины. Так зачем же в наших любимых русских народных сказках есть баба Яга? Этот вопрос заинтересовал нас, и мы решили исследовать сказки, в которых присутствует этот персонаж.
Слайд 5Происхождение образа бабы Яги
Баба Яга – едва ли не самая популярная
женщина из всех многочисленных волшебных героинь русских сказок. Известны и другие менее распространённые её имена: Ягая, Ягабиха, Ягабова, Ягиха, Ягишна, Ягинишна, Ягивовна, Баба-Ягаба, Баба-Ягишна, Ягая-Бабица, Баба-Язя.
По некоторым сведениям, имя своё она получила от старинного слова «ягать». В. И.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» толкует это слово таким образом: «кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться». Там же можно найти: «Яга – род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи».
Слайд 6Одни учёные считают Ягу обычной злой ведьмой, чернокнижницей. Яга отличалась лютостью
натуры, даже людоедством. Яга ведала будущее, обладала несметными сокровищами, тайными знаниями, владела способностью производить чары.
Слайд 7Вторые величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный
ход в потусторонний мир. Образ лесной Яги-ведуньи связан с отождествлением ее с женщинами-знахарками, отшельницами, которые жили в лесах, собирали лечебные травы, делали целебные снадобья или зелья, помогали тем, кто приходил к ним за помощью. С этой точки зрения, Баба-Яга предстает как существо, живущее в гармонии с окружающим ее миром (лес и его обитатели), отсюда представление о ней, как о хозяйке зверей и прародительнице всего живого
Слайд 8Внешность Бабы Яги неприглядна. Это страшная сгорбленная древняя старуха с косматыми
лохмами седых волос, крючковатым носом, железными зубами и длинными руками. В одной из сказок, собранных Афанасьевым, можно найти такой портрет героини:
«На печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит». Глаза ее, как уголья, часто бывает слепа. Одета эта древняя старуха всегда в лохмотья.
Слайд 9Возраст Яги точно не установлен: некоторые сказки утверждают, что ей от
трёхсот до семисот лет, другие говорят – больше тысячи. Впрочем, возраст женщины – всегда загадка. Секрет долгожительства Яги не разгадан: помогли ли ей молодильные яблочки, или живая вода, или какие-нибудь другие волшебные средства – неизвестно. Но факт: она дожила до нашего времени!
Слайд 10Живёт баба Яга отшельницей в дремучем лесу, в небольшой избушке на
курьих ножках. Избушка Бабы Яги тоже не просто так расположена на опушке леса, которая символизирует собой границу миров живых и мёртвых. Это значит, что сама Яга, живя на этой границе, выступает в роли некоего проводника между мирами. Находясь там, она поддерживает баланс между добром и злом.
Слайд 11В избе у себя баба Яга или лежит на печи, или
прядет шерсть.
Слайд 12Избушка бабы Яги не простая, а волшебная, могла поворачиваться вокруг своей
оси, но почти всегда была обращена передом к лесу. Любому путнику было известно: чтобы войти внутрь, нужно произнести волшебные слова: «Встань по-старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом». Забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо засова – человеческая нога, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами.
Слайд 13Яга-дарительница принимает героя у себя в избушке,
иногда испытывает его и
вручает ему то, что в дальнейшем помогает ему достичь цели: волшебный клубок, пузырек с живой водой, чудесных коней, яблоко молодильное и т. д.
Слайд 14В роли дарительницы баба Яга может быть советчицей (сама ничего не
делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре), повелительницей (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, всякими гадами, лесными зверями и птицами), охранительницей (следит с помощью своих волшебных помощников – совы, блюдечка и проч. – за похождениями героя). Баба-яга оказывает героям сказок помощь, выслушивая их и давая им добрые советы, взамен же требует одного – почитания, уважения. За это она отплачивает добром.
Слайд 15Яга-воительница превращается в ведьму. Она внушает ужас и отвращение, действует против
людей, подобно другим чудовищам. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от змея, который обычно выступает единолично, нападает во главе целого воинства.
С Бабой-Ягой иногда действуют ее дочери или жены ее сыновей, обычно числом 3 или 12. Конечно, такая Яга, мать змеев и оборотней-кобылиц, - это не та традиционная русская сказочная Баба-Яга, которая живет в избушке на курьих ножках в дремучем непроходимом лесу. Очень часто она живет в подземелье, обращается то в тучу, то в гору с пещерой, то в бесконечную стену. Побеждает же ее только одаренный особой силой, хитростью и умением богатырь.
Слайд 16Яга-прародительница – это мать для нескольких своих дочерей, бабка для внучек-ягишн,
хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тётка.
Слайд 17Яга-похитительница – наиболее распространенный тип и характерен северному образу Яги. Яга
в таких сказках выступает как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром умерших, и проводница в иной мир; она испытывает героев, пытающих проникнуть в мир мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал. Избушка Яги, стоящая на границе двух миров, является как бы вратами в мертвое царство, загробный мир; даже облик ее в сказках и поверьях напоминает о смерти: она бывает окружена человеческими останками (на плетне висят черепа и т. д.).
Слайд 18В ходе исследовательской работы нами проанализировано множество народных сказок, в которых
действующим лицом является баба Яга, выявлена её роль в сказках. Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:
Ø Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж, ее прообразом является славянская богиня смерти;
Ø по мнению учёных, баба Яга в древности была либо злой ведьмой, чернокнижницей, либо богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный ход в потусторонний мир;
Ø имя своё она получила от старинного слова «ягать», что значит «кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться»;
Ø в сказках она предстает в образе безобразной старухи, живущей в лесу в избушке на куриных ножках, куда обязательно попадает главный герой;
вывод
Слайд 19Ø по мнению юных читателей, баба Яга – персонаж отрицательный;
Ø волшебная
сказка знает несколько образов бабы Яги: Яга-дарительница, Яга-воительница, Яга-прародительница, Яга-похитительница;
Ø из 24 проанализированных нами сказок в 16 баба Яга выступает в роли дарительницы, в 11 она – прародительница, в 2 – воительница, и в 2 – похитительница;
Ø расхожее мнение о злой бабе Яге ошибочно, и это доказано нами в ходе исследовательской работы. Сказочная баба Яга – это чаще всего положительная героиня, советчица и дарительница, образ которой складывается из разных деталей. Баба Яга дает добрые советы-наставления, вручает чудесные предметы или ценные подарки героям;
Ø образ бабы Яги настолько колоритен, что к его интерпретации обращается множество зарубежных и российских писателей, кинематографов, художников, скульпторов и других деятелей искусства.
Таким образом, гипотеза, что баба Яга – отрицательный персонаж в русских народных сказках, не подтвердилась. Нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.